Беларусь всеми силами пытается занять более высокое место в различных международных рейтингах по ведению бизнеса. Лишь отчасти это делается для улучшения условий работы местных предприятий. Главным образом желание выбраться на ведущие позиции направлено на привлечение прямых иностранных инвестиций. Прокомментировать влияние процессов либерализации на рост ПИИ мы попросили Данниэля КРУТЦИННУ, ассоциированного партнера по развитию международного бизнеса компании «Юнитер».
- Высокие места в рейтингах важны для имиджа страны. А когда речь заходит о конкретных проектах, потенциальный инвестор придает им лишь второстепенное значение. Всем хорошо известно, что показателями легко манипулировать. Высокие позиции какое-то время удерживала Украина, открывшая после оранжевой революции двери Западу. На эмоциональной волне в страну хлынул поток ПИИ. Но в реальности дела обстояли по-другому: коррупция, нестабильность политической системы. В итоге многие бизнесмены, потеряв деньги, покинули государство.
Аналогичная ситуация и с либерализацией. Происходящие процессы оказывают положительное влияние на экономику, но для инвестора значительно важнее объемы рынка и его стабильность. В данном случае Беларусь интересна благодаря относительно свободным правилам торговли со странами СНГ. Большим плюсом является и создание Таможенного союза, потому что если ты производишь товар здесь, то в перспективе можешь рассчитывать на долю рынка, насчитывающего не 10, а 170 млн. человек.
Кроме того, выгодно отличает Беларусь от соседей начавшийся процесс приватизации. В связи с глобализацией в мире строится мало заводов. Необходимые мощности уже есть, поэтому акцент делается на выкуп существующих предприятий. Отраден факт сохранения производственных активов и технологической базы в ряде отраслей. Также имеются кадры достаточно высокого уровня, неплохая инфраструктура, политическая стабильность.
Среди сдерживающих факторов выделяется энергетическая зависимость от России. Для привлечения ПИИ политикам необходимо найти общий язык с Кремлем, так как конфликты между странами могут оказаться весьма болезненными для экономики и перекрыть доступ к рынкам сбыта.
У потенциальных инвесторов вызывает непонимание затягивание процесса начала масштабной приватизации. Разговоры о смене собственника идут уже три года, но вала сделок все еще не происходит. Если сейчас не делать конкретные шаги, то нас перестанут воспринимать всерьез.
Но самый существенный фактор, который мешает инвестициям в госсектор - абсолютизирование роли балансовой стоимости. В большинстве случаев данный показатель - неправильный индикатор для оценки стоимости бизнеса, так как акцент должен делаться на прибыли и обороте средств. И если категорически продолжать заявлять - «ниже балансовой стоимости продавать не будем», то сразу теряется много выгодных проектов. Полагаю, надо быть гибче в подходах.
Сдерживает приток ПИИ и госрегулирование (особенно в вопросах ценообразования) во многих отраслях экономики. По умолчанию в Беларусь неинтересно вкладывать деньги. Здесь возврат капитала составит около 15%, так как на азиатских рынках реально добиться 30-50% рентабельности. Если оставить нынешние условия игры, то бизнес будет «заходить» только в редких случаях.
Многих инвесторов отпугивают и отрицательное внешнеторговое сальдо, долг государства, дотирование экономики из бюджета, зависимость в ряде отраслей от госзаказа (в частности, строительства, машиностроения), есть опасения за стабильность бюджета.
Аналогичная ситуация и с либерализацией. Происходящие процессы оказывают положительное влияние на экономику, но для инвестора значительно важнее объемы рынка и его стабильность. В данном случае Беларусь интересна благодаря относительно свободным правилам торговли со странами СНГ. Большим плюсом является и создание Таможенного союза, потому что если ты производишь товар здесь, то в перспективе можешь рассчитывать на долю рынка, насчитывающего не 10, а 170 млн. человек.
Кроме того, выгодно отличает Беларусь от соседей начавшийся процесс приватизации. В связи с глобализацией в мире строится мало заводов. Необходимые мощности уже есть, поэтому акцент делается на выкуп существующих предприятий. Отраден факт сохранения производственных активов и технологической базы в ряде отраслей. Также имеются кадры достаточно высокого уровня, неплохая инфраструктура, политическая стабильность.
Среди сдерживающих факторов выделяется энергетическая зависимость от России. Для привлечения ПИИ политикам необходимо найти общий язык с Кремлем, так как конфликты между странами могут оказаться весьма болезненными для экономики и перекрыть доступ к рынкам сбыта.
У потенциальных инвесторов вызывает непонимание затягивание процесса начала масштабной приватизации. Разговоры о смене собственника идут уже три года, но вала сделок все еще не происходит. Если сейчас не делать конкретные шаги, то нас перестанут воспринимать всерьез.
Но самый существенный фактор, который мешает инвестициям в госсектор - абсолютизирование роли балансовой стоимости. В большинстве случаев данный показатель - неправильный индикатор для оценки стоимости бизнеса, так как акцент должен делаться на прибыли и обороте средств. И если категорически продолжать заявлять - «ниже балансовой стоимости продавать не будем», то сразу теряется много выгодных проектов. Полагаю, надо быть гибче в подходах.
Сдерживает приток ПИИ и госрегулирование (особенно в вопросах ценообразования) во многих отраслях экономики. По умолчанию в Беларусь неинтересно вкладывать деньги. Здесь возврат капитала составит около 15%, так как на азиатских рынках реально добиться 30-50% рентабельности. Если оставить нынешние условия игры, то бизнес будет «заходить» только в редких случаях.
Многих инвесторов отпугивают и отрицательное внешнеторговое сальдо, долг государства, дотирование экономики из бюджета, зависимость в ряде отраслей от госзаказа (в частности, строительства, машиностроения), есть опасения за стабильность бюджета.