fbpx
Марина КОМАРОВА
Созданное 10 лет назад в Бобруйске предприятие по производству матрасов не пришло в пустующую нишу - на рынке в то время «господствовали» Бобруйский РМЗ и Старобинский ДОК, и только реальные конкурентные преимущества позволили ИЧПТУП «Барро» закрепить свои позиции, а со временем стать лидером в производстве матрасов. Его директор Василий БАРАНЧУК считает, что бизнес с одной лишь целью заработать деньги - недолговечный, он не имеет перспектив развития, и в интервью нашей редакции рассказал об успехах, трудностях и «заповедях» своего дела. Сначала торговля, потом - производство
 
- Василий Анатольевич, получилось ли реализовать все, что было задумано?
- Когда возникла идея заняться бизнесом, решил продавать пружинные блоки для мягкой мебели. Примерно год поставляли в Москву продукцию, выпускаемую на ремонтно-механическом заводе в Бобруйске и Светлогорске. В 1997 г. был приобретен первый станок, и на арендованных площадях молодые ребята начали собирать пружинные блоки. Таким образом, фирма стала развиваться по классическому варианту: сначала торговля, потом - производство. Постепенно докупали оборудование, приобрели здание. В 2003 г., поскольку были льготные условия для иностранных инвесторов, решили создать предприятие с российским капиталом.
Затем пришло время подумать о производительности труда, экономии энергии, сырья и материалов. Решили, что необходимо поменять станки на новые, более производительные и менее энергоемкие. Значительно выросли в конце 2008 г., закупив оборудование на сумму более 1 млрд. руб. На таком же оборудовании пружинные блоки выпускают, к примеру, в Германии и Италии.
Все время развивались динамично. Если производство первой продукции обеспечивали 15-18 рабочих, то теперь на заводе трудятся 300 человек. В рублевом эквиваленте в 2003 г. выпускали продукции на 160 млн. бел. руб. в месяц, а сегодня - на 1 800 000 000 млн. бел.руб. Самым удачным стал 2009 г., рост по продажам к 2008 г. увеличился на 35%.
- Как вы оцениваете условия хозяйствования для предприятий с иностранными инвестициями в Беларуси?
- Мы не ощущаем больших преимуществ, потому что законодательные преференции, которые первые два года способствовали движению, для нас уже практически не действуют. Прошло время льготы на прибыль, также утратила свою актуальность льгота по ценообразованию, потому что с 1 июля уже нет ограничений для всех предприятий в рентабельности продукции. Теперь условия хозяйствования такие же, как и для всех государственных и коммерческих предприятий.
Определить размер инвестиций можно по стоимости основных средств. На сегодня оборудование, здания оцениваются примерно в 2 млрд. руб. Есть клиент - есть бизнес - Как налажен сбыт продукции? Как распределяются объемы продаж на белорусском и внешнем рынках?
- Одна из заповедей бизнеса гласит: нет клиента - нет бизнеса. Поэтому к нему надо относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе. У нас в республике мебельные предприятия очень слабы финансово. Проблема дефицита денежных средств сегодня актуальна и для нас. Чтобы не «упасть», обеспечивать выпуск продукции и ее сбыт, стали работать с предприятиями «Пинскдрев», «Молодечномебель», «Бобруйсмебель», «Фандок», «Могилевмебель», «Могилевдрев» и поставлять им продукцию по бартеру. Многие сотрудники были не согласны с таким моим решением. Я же считаю, что нам нужно иметь сеть магазинов, и ее надо было создавать еще раньше, тогда было бы проще пережить кризис. Продавая получаемую по бартеру мебель через свои торговые центры в Бобруйске, Жлобине, Могилеве, увеличиваем оборачиваемость финансов. За счет такой схемы работы объемы реализации матрасов не только не снизились, но, наоборот, возросли. Сейчас готовится к открытию магазин в Гомеле, а следующий будет в Минске.
В Беларуси у нас примерно 700 клиентов. Работаем с ними через представителей предприятия в каждом областном центре. В России организованы представительства в Москве и Санкт-Петербурге, будут также в Брянске и Смоленске, куда планируем поставлять пружинные блоки, упакованные в рулоны. Это позволит в 5-6 раз сократить объем перевозок, что сейчас очень актуально в связи с ростом цен на топливо.
Когда зарабатывали свой первый капитал, в России пружинные блоки являлись дефицитом, и разница в цене была очень значительной. Продажи соседям были на уровне 70-80% рентабельности. Сейчас, наоборот, в Россию продаем изделия несколько дешевле. Экспорт составляет примерно 30%, остальная продукция реализуется на внутреннем рынке.
- По нашей информации, вы сотрудничаете со всеми белорусскими мебельными предприятиями. В чем заключаются ваши конкурентные преимущества?
- Матрасами, как правило, комплектуем мебель тех предприятий, которые выигрывают тендеры. Наша продукция наиболее дешевая в Беларуси, потому что мы все делаем сами. Другие предприятия покупают пружинный блок, а он в цене матраса составляет довольно приличную сумму - примерно 30%. Закладывая 20-30% рентабельности какого-то другого предприятия, наши конкуренты выпускают дорогие матрасы. На предложение покупать наши пружинные блоки пока никто не откликнулся. Некоторые не хотят, объясняя это тем, что тогда матрас не будет считаться импортным. Ведь немало покупателей «клюют» на импортный блок. Еще одно конкурентное преимущество: выпуск матрасов всей линейки: от эконом до элит-класса.
- В чем видите перспективы роста продаж?
- Перевели сайт на английский язык, продвигаем его в популярной за рубежом поисковой системе. Для расширения сбыта открыли интернет-магазин. Нашими матрасами комплектуются не только спальни, они также продаются как самостоятельные единицы. Принимаем индивидуальные заказы и доставляем продукцию в течение 3-5 дней. Сладкий сон - на «правильных» матрасах - Можно ли назвать ваши матрасы ортопедическими?
- Ортопедическим считается матрас, сделанный на основе пружинного блока. А полный эффект достигается за счет двойной мягкости. Чтобы удовлетворить потребности в таких матрасах, мы освоили выпуск ортопедических решеток с металлическим каркасом и деревянными сгибающимися ламелями. На приобретенной недавно японской машине стали делать и так называемые «независимые» пружины. Пытаемся выпускать изделия на двойных пружинах. В разработке еще один вид матрасов - экологически чистых, без применения клея и поролона, вместо которого будут использоваться латекс и кокос. Кто ищет, тот находит - В настоящее время вы осваиваете производство термопанелей для утепления наружных стен жилых домов и производственных зданий с применением клинкерной плитки. Чем вызвано рождение еще одного направления деятельности вашего предприятия?
- Открытие такого производства связано с сезонностью продаж мебели, спад происходит весной и в начале лета. Рабочих надо чем-то занять. В Беларуси пока никто не выпускает утепляющий материал с отделкой. Блоки, изготовленные из двух компонентов полиуретана, облицованные снаружи, давно применяют в Канаде, США и Европе. С учетом перехода на европейские стандарты строительства продукция имеет перспективы. К настоящему времени прошли сертификацию в МЧС. Такого рода теплая «одежда» больше подходит для индивидуальных домов. Уже есть заказ на панели для пяти коттеджей в Бобруйске. Христианский подход - Василий Анатольевич, вы оказываете помощь церкви, больным людям, в том числе и личными деньгами. Задумываетесь ли вы о целях вашего бизнеса?
- Мой подход в бизнесе - христианский. Он говорит, что мы должны соблюдать заповеди Господни и стараться по ним жить. Главное, думать, как помочь человеку, тогда и дело будет развиваться. Не все дается легко и хорошо. Много бывает препятствий, конфликтов. Они решаются христианским подходом - 80% своего времени трачу на беседы с подчиненными и клиентами, которые носят доверительный характер.
ИЧПТУП «Барро»
213800, г. Бобруйск, 5-й км Минского шоссе, к.2
Тел./факс:+375(225) 44-92-72; 44-71-92, 44-20-58, 43-69-82
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.