Финансовый источник техперевооружения - ускоренная реальная приватизация
Уважаемые читатели!
Для решения задач структурной перестройки экономики и технического перевооружения экспортоориентированных конкурентоспособных предприятий согласно расчетам Правительства в 2011 г. потребуется 7 млрд.долл. прямых иностранных инвестиций и до 2016 - 35 млрд. За предыдущую пятилетку будет привлечено чуть более 7 млрд.
Пятикратное увеличение, видимо, мыслится получить в результате изменений условий хозяйствования: упрощения открытия предприятий и ведения бухгалтерской отчетности, снижения лицензируемых видов деятельности и количества налогов, уменьшения частоты проверок субъектов хозяйствования контролирующими ведомствами. По этим критериям планируется вывести республику в первую тридцатку государств. Демократические условия бизнеса, безусловно, важны, но достаточен ли этот фактор для принятия инвестором положительного решения.
В мире идет жесткое соперничество за привлечение инвестиций, в котором участвуют все страны. Львиная доля достается высокоразвитым экономикам, выступающим и донорами, и реципиентами. В 2009 г. из общего мирового объема иностранных инвестиций в 1,3 трлн.долл. на их долю пришлось более 36%. Страны СНГ смогли привлечь только 4%, что в 4 раза меньше прямых иностранных инвестиций в Юго-Восточную Азию. При этом следует учитывать, что 75% прямых инвестиций приходится на слияние внутри транснациональных корпораций. В отраслевом разрезе лидируют сектор услуг и добыча природных ископаемых: нефти и газа. Вложения в обрабатывающую промышленность снижаются. Значительную долю привлекают банковский сектор и сфера недвижимости.
По данным ЮНКТАД, цели инвестирования можно разложить на 4 группы: поиск рынков, повышение эффективности производства, получение ресурсов и стратегический подход, заключающийся в приобретении технологий.
Каковы же потенциальные возможности Беларуси, если из доли постсоветских государств 78% приходится на Россию, Украину, Румынию и Казахстан. Несложный расчет показывает, что на оставшиеся государства бывшего соцлагеря остается 11 млрд.долл. в год, из которых 63% планирует получить Беларусь.
Что может республика предложить из целей, преследуемых инвесторами? С созданием единого таможенного пространства преимущества по первой группе за счет российского и казахского рынков существенно расширились. Более того, связи с Китаем, который находится на 17-м месте среди доноров и заинтересован в российском рынке, могут способствовать притоку инвестиций в Беларусь.
Инвесторов из развитых стран можно привлечь и потенциальным повышением эффективности производства за счет экономии на заработной плате работающих. Но эти возможности пока в большей степени лежат в теоретической плоскости и не более реальны, чем количественная оценка планируемых на пятилетку инвестиций. Основная проблема заключается в том, что в Беларуси нет сколько-нибудь значимого частного бизнеса, способного принять желаемый объем прямых иностранных инвестиций. С государственными же, даже акционированными предприятиями инвестор будет создавать бизнес только если они имеют устойчивый зарубежный рынок. Примерами таких предприятий могут быть ОАО «БелАЗ», РУП «БМЗ», РУП «Белкалий», нефтехимические предприятия после отмены пошлины на нефть и нефтепродукты и, пожалуй, все.
Основным же реципиентом должен выступить частный бизнес, развитие которого в Беларуси, начиная с середины 90-х гг., сдерживалось. К сожалению в одночасье его не создать, если даже сделать условия хозяйствования архидемократичными.
Пока же, как показывает практика, нам трудно что-либо предложить инвесторам. Даже если их приход опирается на взаимодействие с частным бизнесом, отсутствуют готовые к организации производства помещения, не развита инфраструктура. Эти выводы не умозрительны и родились не за письменным столом, а в процессе практической работы по организации бизнеса с инвесторами.
Последний тому пример. В результате поиска производственного помещения в Минске или Минской области для расширения обработки швейцарских имплантатов, которые в полном объеме вывозятся за рубеж, удалось подобрать здание, требующее освобождения от оборудования и полной реконструкции полов, стен, окон. И это при том, что большинство наших предприятий сводят концы с концами, располагая неэффективно используемыми производственными помещениями. Конечно, чтобы подготовить их к продаже, нужны средства, но если бы директора располагали большей свободой в принятии решений, то, очевидно, требующиеся ресурсы наверняка бы нашли. Наряду с этим они связаны заданиями по выполнению количественных показателей, что отвлекает оборотные средства. В сегодняшних условиях государству необходимо сконцентрироваться на качественных критериях хозяйственной деятельности, смелее включать в созидательную работу частную инициативу, ускоренно идти на приватизацию. Последняя в ближайшие годы - наиболее реальный источник иностранных инвестиций, которые важно потратить не на социальные цели, а на структурные изменения в экономике.
Пятикратное увеличение, видимо, мыслится получить в результате изменений условий хозяйствования: упрощения открытия предприятий и ведения бухгалтерской отчетности, снижения лицензируемых видов деятельности и количества налогов, уменьшения частоты проверок субъектов хозяйствования контролирующими ведомствами. По этим критериям планируется вывести республику в первую тридцатку государств. Демократические условия бизнеса, безусловно, важны, но достаточен ли этот фактор для принятия инвестором положительного решения.
В мире идет жесткое соперничество за привлечение инвестиций, в котором участвуют все страны. Львиная доля достается высокоразвитым экономикам, выступающим и донорами, и реципиентами. В 2009 г. из общего мирового объема иностранных инвестиций в 1,3 трлн.долл. на их долю пришлось более 36%. Страны СНГ смогли привлечь только 4%, что в 4 раза меньше прямых иностранных инвестиций в Юго-Восточную Азию. При этом следует учитывать, что 75% прямых инвестиций приходится на слияние внутри транснациональных корпораций. В отраслевом разрезе лидируют сектор услуг и добыча природных ископаемых: нефти и газа. Вложения в обрабатывающую промышленность снижаются. Значительную долю привлекают банковский сектор и сфера недвижимости.
По данным ЮНКТАД, цели инвестирования можно разложить на 4 группы: поиск рынков, повышение эффективности производства, получение ресурсов и стратегический подход, заключающийся в приобретении технологий.
Каковы же потенциальные возможности Беларуси, если из доли постсоветских государств 78% приходится на Россию, Украину, Румынию и Казахстан. Несложный расчет показывает, что на оставшиеся государства бывшего соцлагеря остается 11 млрд.долл. в год, из которых 63% планирует получить Беларусь.
Что может республика предложить из целей, преследуемых инвесторами? С созданием единого таможенного пространства преимущества по первой группе за счет российского и казахского рынков существенно расширились. Более того, связи с Китаем, который находится на 17-м месте среди доноров и заинтересован в российском рынке, могут способствовать притоку инвестиций в Беларусь.
Инвесторов из развитых стран можно привлечь и потенциальным повышением эффективности производства за счет экономии на заработной плате работающих. Но эти возможности пока в большей степени лежат в теоретической плоскости и не более реальны, чем количественная оценка планируемых на пятилетку инвестиций. Основная проблема заключается в том, что в Беларуси нет сколько-нибудь значимого частного бизнеса, способного принять желаемый объем прямых иностранных инвестиций. С государственными же, даже акционированными предприятиями инвестор будет создавать бизнес только если они имеют устойчивый зарубежный рынок. Примерами таких предприятий могут быть ОАО «БелАЗ», РУП «БМЗ», РУП «Белкалий», нефтехимические предприятия после отмены пошлины на нефть и нефтепродукты и, пожалуй, все.
Основным же реципиентом должен выступить частный бизнес, развитие которого в Беларуси, начиная с середины 90-х гг., сдерживалось. К сожалению в одночасье его не создать, если даже сделать условия хозяйствования архидемократичными.
Пока же, как показывает практика, нам трудно что-либо предложить инвесторам. Даже если их приход опирается на взаимодействие с частным бизнесом, отсутствуют готовые к организации производства помещения, не развита инфраструктура. Эти выводы не умозрительны и родились не за письменным столом, а в процессе практической работы по организации бизнеса с инвесторами.
Последний тому пример. В результате поиска производственного помещения в Минске или Минской области для расширения обработки швейцарских имплантатов, которые в полном объеме вывозятся за рубеж, удалось подобрать здание, требующее освобождения от оборудования и полной реконструкции полов, стен, окон. И это при том, что большинство наших предприятий сводят концы с концами, располагая неэффективно используемыми производственными помещениями. Конечно, чтобы подготовить их к продаже, нужны средства, но если бы директора располагали большей свободой в принятии решений, то, очевидно, требующиеся ресурсы наверняка бы нашли. Наряду с этим они связаны заданиями по выполнению количественных показателей, что отвлекает оборотные средства. В сегодняшних условиях государству необходимо сконцентрироваться на качественных критериях хозяйственной деятельности, смелее включать в созидательную работу частную инициативу, ускоренно идти на приватизацию. Последняя в ближайшие годы - наиболее реальный источник иностранных инвестиций, которые важно потратить не на социальные цели, а на структурные изменения в экономике.
С уважением, главный редактор А. Ковтуненко