Владимир КОВАЛЬ
Наука, если не хочет мириться с «одиночеством», должна как легендарный Магомет идти к «горе» - промышленности. Так считает директор конструкторского республиканского унитарного предприятия «Научное приборостроение» НАН Беларуси Валерий ЯКОВЛЕВ. Однако отвечая на вопросы редакции, он предостерег, что на этом пути могут встретиться самые разные препятствия, в том числе и искусственно воздвигнутые.
- Валерий Павлович, что заставило вас променять тишину лабораторий на наполненные производственным гулом цеха?
- Мы почти 20 лет в статусе Конструкторского бюро работали в одной связке с Институтом технической кибернетики Академии наук и занимались созданием программно-технических комплексов, основу которых составляют устройства точной механики, электроники, программное обеспечение. Но когда в начале 90-х гг. наши коллеги сами оказались в трудном положении и устойчивых заказов не стало, пришлось, как говорится, выкарабкиваться самим. Стали искать сферы, где могли бы применить свои знания и профессиональные навыки. Прежде всего, обратили внимание на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, поскольку эта отрасль работала в те годы устойчиво и могла заплатить за научную поддержку. Получили два крупных заказа Сыктывкарского лесопромышленного комплекса на разработку сложного автоматизированного технологического оборудования - линии по производству бумажных гильз и установки для их размерной резки. Старт в новой области оказался успешным, техника, разработанная и изготовленная предприятием, работает до сих пор - уже 15 лет.
Благодаря этому опыту, мы поняли, что в силах освоить целое направление - разрабатывать, изготавливать и внедрять на промышленных предприятиях нестандартное автоматизированное технологическое оборудование. Для того же Сыктывкарского предприятия впоследствии выполнили проект по созданию системы высокоточного дозирования, обеспечивающей смешивание в нужных пропорциях различных сухих и жидких компонентов, что необходимо, например, для производства древесно-стружечных плит. В дальнейшем аналогичные работы были предложены и белорусским деревообработчикам, в числе которых «Пинскдрев» и «Ивацевичдрев», там наши системы успешно работают и в настоящее время. Применение себе нашли мы и в строительной отрасли, где также требуется точное дозирование при приготовлении бетонных растворов различного назначения. В целом же с 1991 г. на счету предприятия около 100 разработок.
- Поскольку именно в деревообрабатывающей отрасли ваше предприятие получило «боевое крещение», надо полагать, что с ней у вас особые отношения?
- Сегодня мы работаем, по сути, как базовое КБ концерна «Беллесбумпром». В свое время по заказам его предприятий наши специалисты разработали установки для обнаружения металла в ДСП, который при шлифовке может стать причиной травм или порчи оборудования. Создали прибор для определения пустот внутри плит - на месте этих брешей при ламинировании могут возникнуть «провалы», а это - брак.
Сейчас изучаем возможность создания специальной автоматизированной установки, которая определяла бы наличие дефектов на поверхности ламинированных ДСП и сама, без участия человека, осуществляла разбраковку изделий. Сегодня это делается в буквальном смысле на глазок с большим количеством ошибок. Эта проблема, между прочим, актуальна также для кожевенной промышленности, производства бумаги, ковров, при определении дефектных участков.
Мы имеем достаточные наработки в этой области. В 1998-2004 гг. наши специалисты выполнили два проекта, которые частично являются аналогами будущей установки. Один из них успешно внедрен в производстве обоев для экспресс-контроля качества наносимого рисунка с использованием сканирующего устройства и метода настройки на эталон.
Похожая схема применена и в приборе контроля качества подготовки поверхности самолета перед нанесением лакокрасочного покрытия. Принцип действия прибора основан на оценке величины отраженного сигнала от поверхности объекта контроля при его освещении направленным пучком света.
- Применение таких приборов дает возможность повысить качество выпускаемой продукции?
- Нужны приборы и системы, обеспечивающие его высокий уровень, и это очень важно, если республика и дальше будет увеличивать экспорт. Наибольший эффект приносит экспресс-контроль, когда оцениваются параметры продукции непосредственно в процессе ее изготовления.
Особенно это актуально для металлообработки. Дело в том, что даже высокоточное оборудование не обеспечивает должного качества. А когда изделие уже изготовлено и попадает на финишный контроль, то изменить что-то уже невозможно. За рубежом наибольшее распространение получили приборы, с помощью которых можно проводить большую часть измерений (контроль) параметров непосредственно на рабочем месте станочника.
Возможности создания оборудования с прикладным метрологическим оснащением, особенно предприятий, выпускающих станки токарной и фрезерной группы, в республике есть. Например, наше предприятие совместно с кафедрой «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета уже более двух десятков лет успешно работает в этой области. Создана и внедрена целая гамма автоматизированных и механизированных средств контроля на предприятиях оптико-механической промышленности, ОАО «Белкард» и ОАО «БелТОПАЗ» (Гродно), Ижевском машиностроительном заводе (Россия), заводах по ремонту авиационной техники в г. Быково, Внуково Московской области.
Это направление имеет особое значение для механообрабатывающих производств, где контроль только геометрических параметров деталей занимает более 80% всего объема контрольных операций, и в ряде случаев 25-30% трудоемкости изготовления изделий. К этому следует добавить значительный штат контролеров, большие затраты на проектирование, изготовление и содержание измерительного и специального инструмента в виде калибров (скоб, пробок, специальных мерителей), применение которого зачастую не обеспечивает достаточной объективности и производительности контрольной операции. Конечно же оснащение оборудования и рабочих мест станочников прикладной метрологической оснасткой весьма затратно (иногда стоимость контрольно-измерительной аппаратуры, встроенной в оборудование или прилагаемой к нему, достигает 30% всей стоимости станка), но, как показывает зарубежная практика, эти вложения быстро окупаются.
Предложение по этому вопросу было сделано в 2009 г. Министерству промышленности Беларуси мною на одном из семинаров по развитию станкостроительной отрасли. Интерес и понимание у специалистов есть, проблема - в недостатке финансов.
- Разве промышленность не должна сама искать разработчиков, давать им заказы?
- В России такая тенденция уже прослеживается, поскольку предприятия научились считать прибыль и стремятся, используя достижения науки, сократить свои издержки. Например, недавно предложил решить очень интересную задачу Липецкий металлургический завод, которому нужно обеспечить контроль параметров труб еще в горячем виде при температуре 600-7000С. И мы уже нашли технические решения, как это сделать.
К сожалению, могу констатировать, исходя из опыта, что в нашей республике количество предприятий, восприимчивых к инновациям, крайне незначительно. Не лучше обстоит дело и в непроизводственных сферах.
Одним из самых интересных и перспективных направлений в тематике нашего предприятия являются работы по созданию программно-технических комплексов и специальных технических средств для оснащения автостоянок, паркингов, гаражей и парковок всех видов.
В 1998 г. нам было поручено в кратчайшие сроки создать отечественное оборудование, которое бы позволило эффективно решать эту проблему не только в столице, но и в других городах республики. Следует отметить, что сегодня УП «Научное приборостроение» - единственное в СНГ, которое проектирует и изготавливает различные варианты исполнений стационарных и носимых паркоматов, полнокомплектный перечень оборудования для автостоянок, паркингов и парковок, прошедший все виды государственных испытаний и защищенный авторским правом. Наши изделия дешевле, функционально более насыщены, лучше приспособлены к жестким климатическим условиям, надежнее защищены от внешних воздействий по сравнению с известными зарубежными аналогами фирм Siemens, Samsung, Cale Group и др. Это подтверждено не только практическим внедрением и результатами эксплуатации упомянутого оборудования в Минске и городах республики (за 2000-2010 гг. установлено более 300 единиц оборудования), но и в крупных городах России, где действует более десятка автоматизированных автостоянок.
Примерами могут служить итоги аукциона в Санкт-Петербурге в апреле-мае ткущего года, где предприятию «Научное приборостроение» поручено оснастить программно-техническим комплексами две автостоянки в центре города на Дворцовой и Конюшенной площадях.
Существенными «плюсами» белорусских паркоматов являются их низкая энергоемкость и способность работать в автономном режиме без подключения к сети энергопитания. Их функциональные возможности позволяют «встраивать» данные устройства в информационные системы города, в т.ч. в интегрированную транспортную систему.
Созданное разработчиками оборудование обеспечивает эффективный контроль оплаты владельцами автомобилей за услуги по использованию парковочных мест, гарантирует полноту сборов как при безналичных, так и наличных расчетах. Парковочные системы и устройства при работе в режиме «безлюдной» технологии позволяют ограничить выезд автовладельцев со стоянки в случае неуплаты за услуги или зафиксировать с помощью специальных регистраторов данное нарушение и передать информацию для принятия мер в центр контроля расчетов.
Несмотря на хорошие результаты в этом направлении, в последние 5 лет активность потребителей данной продукции в республике явно снизилась, хотя проблем в парковках автотранспорта меньше не стало. Причины все те же - нет средств! Здесь можно обоснованно возразить: опыт других стран, в том числе и европейских, показывает, что подобные объекты, оборудованные специальными техническими парковочными средствами, рентабельны, они окупаются за 1-1,5 года. Кроме того, создание сети упорядоченных парковок дает устойчивое пополнение местного бюджета, разумное распределение транспортных потоков и размещения машин, что, конечно же, влияет на облик города.
Следует с сожалением констатировать, что Минск, который одним из первых городов в СНГ начал работы по созданию и обустройству парковочного пространства, не имеет на сегодня выверенной концепции и плана действий в этом направлении, а принимаемые городскими властями некоторые решения носят локальный характер и не способствуют достижению серьезных результатов.
Кстати, в республике среди НИИ и КБ достаточно организаций, которые имея значительный опыт и знания, могли бы успешно, без привлечения зарубежных фирм и средств, в короткие сроки решить многие проблемы, в том числе и в части создания интеллектуальной транспортной системы, ядром которой должны стать отечественные технические средства и программное обеспечение. А это исключительно важно в последующем периоде с точки зрения затрат на ее эксплуатацию, ремонт и обслуживание, что как правило, для зарубежных изделий составляет немалые суммы.
- И все же почему, на ваш взгляд, предпочтение нередко отдается иностранцам?
- Должен отметить, что в основном большая часть проектно-конструкторских работ, выполняемых нашим предприятием, идет под девизом импортозамещения. И, казалось бы, перед нами должна быть открыта «зеленая улица». Но в действительности все происходит по-другому. Например, мы выпускаем автоматические шлагбаумы, которые выдерживают морозы ниже 40 градусов и с успехом работают даже на севере Тюменской области. В то же время в республику завозятся «в россыпи» подобные изделия из Италии, которые таким требованиям не отвечают и при незначительных низких температурах дают сбой. Но вот что интересно, прежде чем начать свое производство, по действующим стандартам мы обязаны провести продукцию по всему кругу испытаний, включая климатические, механические, на электромагнитную совместимость и соответствие санитарным нормам. А вот для импортных изделий, оказывается, это вовсе не обязательно, достаточно сертификата. Но ведь расходы на испытания входят в цену изделия!
Все это, безусловно, проявляется на тендерах по закупке продукции. И здесь встает, на мой взгляд, главный вопрос: кто должен иметь приоритет - перекупщик или отечественный производитель, у которого есть научно-техническая и производственная база, кадры, школа и опыт в создании новой техники и технологии?
Да и всегда ли вновь созданную отечественную продукцию нужно «пропускать» через тендер? Может, логичнее на стадии ее освоения в производстве поддержать собственного производителя госзакупкой?
Думаю, что должна быть и структура, которая стояла бы на страже интересов отечественных производителей. Она могла бы анализировать, какие изделия выпускаются в республике и какие разрабатываются, насколько эта продукция конкурентоспособна сегодня и в ближайшей перспективе и нужно ли закупать за рубежом аналоги. При этом я не призываю буквально все производить в Беларуси, но там, где мы можем, где у нас есть «мозги», надо обеспечить защиту производителя. В этом плане в роли «цензора» могли бы выступить, по моему мнению, Торгово-промышленная палата, Государственный Комитет по науке и технологиям, а также профильные НИИ и КБ.
- Мы почти 20 лет в статусе Конструкторского бюро работали в одной связке с Институтом технической кибернетики Академии наук и занимались созданием программно-технических комплексов, основу которых составляют устройства точной механики, электроники, программное обеспечение. Но когда в начале 90-х гг. наши коллеги сами оказались в трудном положении и устойчивых заказов не стало, пришлось, как говорится, выкарабкиваться самим. Стали искать сферы, где могли бы применить свои знания и профессиональные навыки. Прежде всего, обратили внимание на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, поскольку эта отрасль работала в те годы устойчиво и могла заплатить за научную поддержку. Получили два крупных заказа Сыктывкарского лесопромышленного комплекса на разработку сложного автоматизированного технологического оборудования - линии по производству бумажных гильз и установки для их размерной резки. Старт в новой области оказался успешным, техника, разработанная и изготовленная предприятием, работает до сих пор - уже 15 лет.
Благодаря этому опыту, мы поняли, что в силах освоить целое направление - разрабатывать, изготавливать и внедрять на промышленных предприятиях нестандартное автоматизированное технологическое оборудование. Для того же Сыктывкарского предприятия впоследствии выполнили проект по созданию системы высокоточного дозирования, обеспечивающей смешивание в нужных пропорциях различных сухих и жидких компонентов, что необходимо, например, для производства древесно-стружечных плит. В дальнейшем аналогичные работы были предложены и белорусским деревообработчикам, в числе которых «Пинскдрев» и «Ивацевичдрев», там наши системы успешно работают и в настоящее время. Применение себе нашли мы и в строительной отрасли, где также требуется точное дозирование при приготовлении бетонных растворов различного назначения. В целом же с 1991 г. на счету предприятия около 100 разработок.
- Поскольку именно в деревообрабатывающей отрасли ваше предприятие получило «боевое крещение», надо полагать, что с ней у вас особые отношения?
- Сегодня мы работаем, по сути, как базовое КБ концерна «Беллесбумпром». В свое время по заказам его предприятий наши специалисты разработали установки для обнаружения металла в ДСП, который при шлифовке может стать причиной травм или порчи оборудования. Создали прибор для определения пустот внутри плит - на месте этих брешей при ламинировании могут возникнуть «провалы», а это - брак.
Сейчас изучаем возможность создания специальной автоматизированной установки, которая определяла бы наличие дефектов на поверхности ламинированных ДСП и сама, без участия человека, осуществляла разбраковку изделий. Сегодня это делается в буквальном смысле на глазок с большим количеством ошибок. Эта проблема, между прочим, актуальна также для кожевенной промышленности, производства бумаги, ковров, при определении дефектных участков.
Мы имеем достаточные наработки в этой области. В 1998-2004 гг. наши специалисты выполнили два проекта, которые частично являются аналогами будущей установки. Один из них успешно внедрен в производстве обоев для экспресс-контроля качества наносимого рисунка с использованием сканирующего устройства и метода настройки на эталон.
Похожая схема применена и в приборе контроля качества подготовки поверхности самолета перед нанесением лакокрасочного покрытия. Принцип действия прибора основан на оценке величины отраженного сигнала от поверхности объекта контроля при его освещении направленным пучком света.
- Применение таких приборов дает возможность повысить качество выпускаемой продукции?
- Нужны приборы и системы, обеспечивающие его высокий уровень, и это очень важно, если республика и дальше будет увеличивать экспорт. Наибольший эффект приносит экспресс-контроль, когда оцениваются параметры продукции непосредственно в процессе ее изготовления.
Особенно это актуально для металлообработки. Дело в том, что даже высокоточное оборудование не обеспечивает должного качества. А когда изделие уже изготовлено и попадает на финишный контроль, то изменить что-то уже невозможно. За рубежом наибольшее распространение получили приборы, с помощью которых можно проводить большую часть измерений (контроль) параметров непосредственно на рабочем месте станочника.
Возможности создания оборудования с прикладным метрологическим оснащением, особенно предприятий, выпускающих станки токарной и фрезерной группы, в республике есть. Например, наше предприятие совместно с кафедрой «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета уже более двух десятков лет успешно работает в этой области. Создана и внедрена целая гамма автоматизированных и механизированных средств контроля на предприятиях оптико-механической промышленности, ОАО «Белкард» и ОАО «БелТОПАЗ» (Гродно), Ижевском машиностроительном заводе (Россия), заводах по ремонту авиационной техники в г. Быково, Внуково Московской области.
Это направление имеет особое значение для механообрабатывающих производств, где контроль только геометрических параметров деталей занимает более 80% всего объема контрольных операций, и в ряде случаев 25-30% трудоемкости изготовления изделий. К этому следует добавить значительный штат контролеров, большие затраты на проектирование, изготовление и содержание измерительного и специального инструмента в виде калибров (скоб, пробок, специальных мерителей), применение которого зачастую не обеспечивает достаточной объективности и производительности контрольной операции. Конечно же оснащение оборудования и рабочих мест станочников прикладной метрологической оснасткой весьма затратно (иногда стоимость контрольно-измерительной аппаратуры, встроенной в оборудование или прилагаемой к нему, достигает 30% всей стоимости станка), но, как показывает зарубежная практика, эти вложения быстро окупаются.
Предложение по этому вопросу было сделано в 2009 г. Министерству промышленности Беларуси мною на одном из семинаров по развитию станкостроительной отрасли. Интерес и понимание у специалистов есть, проблема - в недостатке финансов.
- Разве промышленность не должна сама искать разработчиков, давать им заказы?
- В России такая тенденция уже прослеживается, поскольку предприятия научились считать прибыль и стремятся, используя достижения науки, сократить свои издержки. Например, недавно предложил решить очень интересную задачу Липецкий металлургический завод, которому нужно обеспечить контроль параметров труб еще в горячем виде при температуре 600-7000С. И мы уже нашли технические решения, как это сделать.
К сожалению, могу констатировать, исходя из опыта, что в нашей республике количество предприятий, восприимчивых к инновациям, крайне незначительно. Не лучше обстоит дело и в непроизводственных сферах.
Одним из самых интересных и перспективных направлений в тематике нашего предприятия являются работы по созданию программно-технических комплексов и специальных технических средств для оснащения автостоянок, паркингов, гаражей и парковок всех видов.
В 1998 г. нам было поручено в кратчайшие сроки создать отечественное оборудование, которое бы позволило эффективно решать эту проблему не только в столице, но и в других городах республики. Следует отметить, что сегодня УП «Научное приборостроение» - единственное в СНГ, которое проектирует и изготавливает различные варианты исполнений стационарных и носимых паркоматов, полнокомплектный перечень оборудования для автостоянок, паркингов и парковок, прошедший все виды государственных испытаний и защищенный авторским правом. Наши изделия дешевле, функционально более насыщены, лучше приспособлены к жестким климатическим условиям, надежнее защищены от внешних воздействий по сравнению с известными зарубежными аналогами фирм Siemens, Samsung, Cale Group и др. Это подтверждено не только практическим внедрением и результатами эксплуатации упомянутого оборудования в Минске и городах республики (за 2000-2010 гг. установлено более 300 единиц оборудования), но и в крупных городах России, где действует более десятка автоматизированных автостоянок.
Примерами могут служить итоги аукциона в Санкт-Петербурге в апреле-мае ткущего года, где предприятию «Научное приборостроение» поручено оснастить программно-техническим комплексами две автостоянки в центре города на Дворцовой и Конюшенной площадях.
Существенными «плюсами» белорусских паркоматов являются их низкая энергоемкость и способность работать в автономном режиме без подключения к сети энергопитания. Их функциональные возможности позволяют «встраивать» данные устройства в информационные системы города, в т.ч. в интегрированную транспортную систему.
Созданное разработчиками оборудование обеспечивает эффективный контроль оплаты владельцами автомобилей за услуги по использованию парковочных мест, гарантирует полноту сборов как при безналичных, так и наличных расчетах. Парковочные системы и устройства при работе в режиме «безлюдной» технологии позволяют ограничить выезд автовладельцев со стоянки в случае неуплаты за услуги или зафиксировать с помощью специальных регистраторов данное нарушение и передать информацию для принятия мер в центр контроля расчетов.
Несмотря на хорошие результаты в этом направлении, в последние 5 лет активность потребителей данной продукции в республике явно снизилась, хотя проблем в парковках автотранспорта меньше не стало. Причины все те же - нет средств! Здесь можно обоснованно возразить: опыт других стран, в том числе и европейских, показывает, что подобные объекты, оборудованные специальными техническими парковочными средствами, рентабельны, они окупаются за 1-1,5 года. Кроме того, создание сети упорядоченных парковок дает устойчивое пополнение местного бюджета, разумное распределение транспортных потоков и размещения машин, что, конечно же, влияет на облик города.
Следует с сожалением констатировать, что Минск, который одним из первых городов в СНГ начал работы по созданию и обустройству парковочного пространства, не имеет на сегодня выверенной концепции и плана действий в этом направлении, а принимаемые городскими властями некоторые решения носят локальный характер и не способствуют достижению серьезных результатов.
Кстати, в республике среди НИИ и КБ достаточно организаций, которые имея значительный опыт и знания, могли бы успешно, без привлечения зарубежных фирм и средств, в короткие сроки решить многие проблемы, в том числе и в части создания интеллектуальной транспортной системы, ядром которой должны стать отечественные технические средства и программное обеспечение. А это исключительно важно в последующем периоде с точки зрения затрат на ее эксплуатацию, ремонт и обслуживание, что как правило, для зарубежных изделий составляет немалые суммы.
- И все же почему, на ваш взгляд, предпочтение нередко отдается иностранцам?
- Должен отметить, что в основном большая часть проектно-конструкторских работ, выполняемых нашим предприятием, идет под девизом импортозамещения. И, казалось бы, перед нами должна быть открыта «зеленая улица». Но в действительности все происходит по-другому. Например, мы выпускаем автоматические шлагбаумы, которые выдерживают морозы ниже 40 градусов и с успехом работают даже на севере Тюменской области. В то же время в республику завозятся «в россыпи» подобные изделия из Италии, которые таким требованиям не отвечают и при незначительных низких температурах дают сбой. Но вот что интересно, прежде чем начать свое производство, по действующим стандартам мы обязаны провести продукцию по всему кругу испытаний, включая климатические, механические, на электромагнитную совместимость и соответствие санитарным нормам. А вот для импортных изделий, оказывается, это вовсе не обязательно, достаточно сертификата. Но ведь расходы на испытания входят в цену изделия!
Все это, безусловно, проявляется на тендерах по закупке продукции. И здесь встает, на мой взгляд, главный вопрос: кто должен иметь приоритет - перекупщик или отечественный производитель, у которого есть научно-техническая и производственная база, кадры, школа и опыт в создании новой техники и технологии?
Да и всегда ли вновь созданную отечественную продукцию нужно «пропускать» через тендер? Может, логичнее на стадии ее освоения в производстве поддержать собственного производителя госзакупкой?
Думаю, что должна быть и структура, которая стояла бы на страже интересов отечественных производителей. Она могла бы анализировать, какие изделия выпускаются в республике и какие разрабатываются, насколько эта продукция конкурентоспособна сегодня и в ближайшей перспективе и нужно ли закупать за рубежом аналоги. При этом я не призываю буквально все производить в Беларуси, но там, где мы можем, где у нас есть «мозги», надо обеспечить защиту производителя. В этом плане в роли «цензора» могли бы выступить, по моему мнению, Торгово-промышленная палата, Государственный Комитет по науке и технологиям, а также профильные НИИ и КБ.
Конструкторское РУП «Научное приборостроение»
220141, г. Минск, ул. Купревича, 1/3
Тел./факс: +375 17 267-61-94, 263-78-45
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.upnp.bas-net.by