Александр НИКОНОВ
- Сейчас потребители переориентировались с хлебов с большим содержанием ржаной муки на изделия с преобладанием пшеничной, - подчеркивает Леонид Григорьевич. - Всего несколько лет назад мы выпустили хлеб «Ярмарочный», где ржаной муки всего 10%, но в рейтинге потребительских предпочтений он уже занимает третье место. Сегодня люди все больше приобретают мелкоштучные пшеничные изделия, свежую выпечку. Но у нас по-прежнему считается, что хлебобулочные предприятия должны быть загружены на 100%, что, как мне кажется, ошибочно. Во всем мире аналогичные производства работают только в ночное время, чтобы доставить в магазины свежий хлеб. Потому что такую производственную идеологию диктует потребитель.
За рубежом наравне с крупными хлебными производствами индустриального типа есть множество небольших пекарен, где столетиями выпекают хлеб для своего круга потребителей. Не боятся ли наши производственники такой конкуренции в будущем? И выстоят ли они в конкурентной борьбе? К тому же на Западе распространен метод выпечки хлеба на месте: крупные хлебобулочные предприятия поставляют замороженные хлеба в магазины, а те выпекают их по мере необходимости. Такой хлеб по определению не может быть черствым. Готовы ли мы к созданию соответствующей инфраструктуры?
По мнению Леонида Григорьевича, крупные производства сохранятся. И конкуренция уже присутствует: одно из частных предприятий Бреста в сутки производит 10 т хлебобулочных изделий, а Брестский хлебозавод - около 49 т. Кроме того, в области есть еще 16 хлебозаводов в составе потребкооперации, которые по суммарному объему производства занимают около трети регионального рынка. Пользуясь монопольным правом поставок в собственную разветвленную розничную торговую сеть, с каждым годом они отвоевывают все больший сегмент хлебного «каравая».
Что касается применения замороженных хлебобулочных полуфабрикатов, то, по словам Л.Брича, на Пинском хлебозаводе, который входит в состав Брестхлебпрома, такие работы уже ведутся. Но для этого необходимо подготовить торговую сеть, а пока к таким переменам готовы не более 10% предприятий торговли. Когда инфраструктура «созреет», начнется практическая реализация этого проекта. Белорусские гипермаркеты сами выпекают хлеб, в то время как на Западе торговые сети покупают замороженные полуфабрикаты. Потребление такой хлебобулочной продукции, например, в Германии занимает 70% рынка. Однако наш потребитель должен быть готов к тому, что подобный хлебобулочный вариант дешевым не будет, поскольку велики производственные энергозатраты. Но, думается, перспектива попробовать уже подзабытый хлеб с хрустящей корочкой перевесит ценовой фактор.
- Сегодня видим свое основное направление развития в том, чтобы диверсифицировать положение на рынке, выпускать продукцию иного профиля, - отмечает Леонид Брич. - Если семь лет назад 95% производства Брестхлебпрома занимали хлеба ржано-пшеничные и пшеничные, то сегодня - 83% общего объема. В качестве второй специализации выбрали кондитерскую продукцию. Первый шаг сделали на Брестском хлебозаводе - приобрели линию по производству импортозамещающих изделий - многослойного печенья. Сейчас вышли на ее полную загрузку, временами даже не хватает мощностей, настолько востребована продукция потребителями. На Кобринском хлебозаводе установлено итальянское оборудование, на котором будет производиться твердое сэндвичное печенье. В Барановичах организуем выпуск шоколадной глазури, а также расширим ассортимент сухарно-бараночных и снековых изделий. На Давид-Городокском хлебозаводе будем выпускать ржаной солод для производства заварных хлебов, на Ганцевичском - экструдированную продукцию и т.д. То есть стремимся к многоплановости, что сделает предприятие более устойчивым в неспокойном рыночном «море».
Всего в состав РУПП «Брестхлебпром» входит восемь заводов в различных районах области, при этом треть объема производства приходится на головное предприятие в Бресте. Модернизация проводится на всех заводах, причем в последнее время особенно активно. Если за предыдущие 7 лет на эти цели было израсходовано около 40 млрд. руб., то только в 2010 г. планируется инвестировать 16,5 млрд. Причем большая часть средств вкладывается в развитие новых производств.
- Это наш задел на будущее, - считает генеральный директор Брестхлебпрома. - Модернизация осуществляется за счет собственных средств, кредитов, в том числе иностранных банков под закупку оборудования местного производства. Определенная сумма льготных кредитных ресурсов выделяется согласно Указу главы государства, при условии выполнения прогнозных показателей по объемам производства и рентабельности.
Процесс производства новых хлебобулочных и кондитерских изделий инициируется отделом маркетинга предприятия, который, основываясь на результатах изучения потребительского спроса, ставит перед технологами определенную задачу. Созданная рецептура проходит апробацию на Дне качества, где главные специалисты высказывают свое мнение о новом продукте. Затем проводятся дегустации в больших магазинах. Если объемы производства растут, изделие остается в производственной «обойме», если нет - его выпуск прекращается. Но такого, по словам Л.Брича, практически никогда не бывает. Особым вкусом обладают хлеба: «Золото полей», «Зорка гандлю», «Дворянский», «Визави», «Шляхецкi». Но это элитная продукция, с добавлением семечек, кураги, чернослива и т.д. Из массовых сортов популярностью пользуются хлеба «Двинский», «Борисовский», «Западный», «Ярмарочный».
- Изучая спрос, мы видим, что цена сегодня по важности стоит лишь на третьем месте, а приоритет потребители отдают качеству продукции и ее внешнему виду, - говорит Леонид Григорьевич. - Поэтому контроль этих параметров у нас достаточно жесткий. Однако и процесс создания хлеба весьма капризен, поскольку на него влияет множество факторов. Если у нас вдруг какой-то хлеб не получился, просим торговые предприятия сделать перезаказ на другой сорт. При этом с ростом технологических возможностей стараемся загрузить заводы только в ночное время, чтобы потребитель всегда получал только свежий хлеб.
Кондитерское направление поможет увеличить не только объемы производства, но и экспортный потенциал. К примеру, сэндвичного печенья нет пока не только на рынке Беларуси, но и России. При трехсменной загрузке сможем выпускать такой продукции свыше 7 т в сутки. Уже сегодня ряд кондитерских изделий, потребителями которых являются наши бывшие соотечественники, отправляем в США и Канаду. С каждым новым контрактом растут объемы поставок. К тому же планка максимальной рентабельности по хлебобулочным изделиям - 15%, а по кондитерским - 25%. За прошлый год рентабельность составила 11,2%, а в первом полугодии этого года - 8,6%. Добились положительных результатов в основном за счет снижения издержек, чего невозможно достичь без коренной модернизации производства.
РУПП "Брестхлебпром"
Республика Беларусь, 224014, г. Брест,ул. Смирнова, 100
Тел./факс: +375 (162) 24-86-70.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.bhp.by