fbpx

Елена РУДНИЦКАЯ

Говорят, что флот в каждой морской державе создавался годами, а иногда даже веками. В том, что и Беларусь в этом вопросе не спешит и не рискует, убедил журналистов заместитель начальника управления морского и речного транспорта Минтранса Андрей ЧЕРНОБЫЛЕЦ.

Идея на плаву
- Идея создания морского торгового флота жива, - сказал он. - Постоянно, не останавливаясь, идет работа по ее реализации. Проблема заключается в больших объемах требуемых инвестиций. Стоимость одного морского судна - 25-30 млн. долл. На сегодняшний день государство такие деньги изыскать не может, нет и внутренних инвесторов. Поэтому ведется поиск иностранного партнера, готового профинансировать развитие этой отрасли.
После прошедшего осенью инвестиционного форума поступило немало предложений от различных компаний, больших и малых. Минтранс как орган госуправления ведет анализ условий, выдвигаемых потенциальными инвесторами взамен на покупку судна. В процессе проработки находится несколько предложений достаточно серьезных компаний из России, Кореи, Латвии.
Напомним, что ранее Минтранс сообщал о создании морского флота до конца 2006 г., потом - 2008 г., наконец, до начала 2010 г. Теперь заявление о появлении судна до конца текущего года прозвучало с осторожным оптимизмом.
Если белорусский флаг будет поднят хотя бы на одном корабле, Беларусь будет считаться морской державой.
Количество судов - вопрос субъекта хозяйствования, - считает А. Чернобылец. - Одни сегодня прогорают, другие - наоборот, растут. Выбор морского порта - это также вопрос логистики грузовладельца. К примеру, раньше основная часть калийных удобрений шла через Вентспилс, сегодня - через Клайпеду. Весь вопрос - в цене. Но если будет морской флот, то белорусские суда разумнее базировать в Клайпеде, потому что это один из самых близких портов, откуда доставка грузов в Беларусь по суше самая дешевая.
Правильность идеи о приобретении статуса морской державы Минтранс не подвергает сомнению. Имея флот, Беларусь будет получать определенные дивиденды. Своим флотом гордится любая морская держава, даже в Монголии и то суда есть, резюмировал А. Чернобылец. Снуют речные пароходы
Между тем, водный транспорт республики развивается достаточно динамично. Сюда входит весь комплекс предприятий, которые непосредственно обеспечивают содержание внутренних водных путей, перевозку, переработку грузов, проектирование, строительство и модернизацию судов. Кроме того, создана система технического надзора за плавсредствами, а также за безопасностью движения.
Несмотря на мировой финансовый кризис, отрасли, где работает около 2,5 тыс. человек, удалось сохранить темпы роста как по финансам, так и по объемам. За полугодие рост объемов перевозок составил 107%. Напомним, что в лучшие времена перевозилось 18,2 млн. т грузов, в 90-е гг. было снижение до 900 тыс. т. За 2009 г. перевезено 5,5 млн. т грузов.
Однако у отрасли немало проблем. Главная из них - недостаточные темпы обновления основных фондов. Срок жизни речных судов достаточно долгий - 25-30 лет. Сегодня еще работают суда, построенные в 90-е гг. Но уже пошел процесс их замены, а также модернизации, причем за счет собственных средств, без привлечения кредитных ресурсов.
Кроме того, ведется реконструкция водных путей. На Днепро-Бугском канале к настоящему времени построены 4 водопропускные плотины, реконструированы 3 шлюза в соответствии с европейским стандартом. Это позволит значительно улучшить судоходные условия и в перспективе будет способствовать включению водных путей Беларуси в общеевропейскую воднотранспортную систему.