Александр НИКОНОВ
Все началось со «школы»: в прохождении «веревочного» курса могли принять участие все желающие. Вначале их в произвольном порядке разбили на команды, каждая из которых должна была придумать название и девиз. Команда под номером четыре выбрала название, созвучное номеру: «Первые четвертые», а в качестве девиза: «Четвертые по номеру, мы первые везде!» Команда «Пираты» вышла с девизом: «Топим всех, кто против нас!» А команда «Дикие волки» - «Берегите зайцев!»
Затем командам было предложено пройти несколько этапов. Сложность состояла в том, что большинство участников не знали друг друга, при этом все действия необходимо было выполнять в полном молчании. Так, по мнению тренеров, можно выработать единый командный дух. Только на первый взгляд казалось, что этапы простые, на самом деле удачное прохождение зависело от грамотных командных действий. Поэтому некоторые проходили такие снаряды, как качающееся бревно, со второй или третьей попытки, а кому-то приходилось на это тратить значительно больше времени и сил.
Дмитрий ТРОФИМЕНКО, директор брестской фирмы «Свои решения», организующей «веревочный» курс под брэндом «Командообразующие технологии», считает, что Team building будет серьезно востребован в бизнес-среде, ибо ничто не обходится так дорого, как отсутствие сплоченной команды. Сам веревочный курс, положивший начало понятию Team building, был создан для поддержания командного духа в американском спецназе, а затем переориентирован на бизнес-среду. Его применение дает людям возможность в нестандартных условиях прочувствовать новые варианты взаимодействия, поскольку в процессе рутинной работы у персонала вырабатывается определенный шаблон, мешающий быстрой адаптации в резко изменяющихся условиях рынка.
Веревочный курс как раз и наделяет новыми навыками, которые помогают быстро найти нестандартное, креативное решение проблемы. К тому же он стимулирует профессиональный рост, помогая избавиться от стереотипов мышления, почувствовать себя важным звеном в командной работе. Команда учится использовать сильные и слабые стороны своих членов, поднимает их самооценку, поскольку нельзя стать компанией-лидером, пока в ней не работают лидеры.
По словам Дмитрия Трофименко, фирмы, которые впервые участвуют в веревочном курсе, воспринимают его как некое новое развлечение, позволяющее вдоволь побегать по лесу. Однако по его завершению изменяют свое мнение и, как правило, заказывают еще несколько таких тренингов. Крупные компании проводят отдельные курсы для различных подразделений: маркетологов, региональных дилеров, топ-менеджеров и т.д.
Интересным был мастер-класс, проведенный профессором маркетинга университета Северного Колорадо Джеймсом РЕАРДОНОМ (James Reardon). Как в шутку заметил американец, за свою жизнь он участвовал в создании 12 бизнесов, один из которых смог поднять в капитализации с 3 до 586 млн. долл., что сейчас и позволяет ему работать профессором в университете. Было подчеркнуто, что в бизнесе полезен любой опыт. Обогащение новыми знаниями происходит постоянно: и когда деньги зарабатываешь, и когда их теряешь. Самое главное - чувствуешь желание: делай это! А не раздумывай о последствиях.
На вопрос: в чем разница между маркетингом в США и странах СНГ, профессор отметил, что в Америке легко бизнес начать, но из-за жесточайшей конкуренции так же легко можно и потерять. В странах СНГ, а у Д.Реардона есть свой бизнес в Казахстане, его тяжело начать, поскольку очень много барьеров на входе, но из-за низкой конкурентной среды легко продолжить. За полдня прогулки по Минску Джеймс обозначил для себя около дюжины направлений бизнеса, которые могут быть востребованы. По его мнению, в нашей столице недостаточно кафе, ресторанов, ночных клубов, киосков, где продавалась бы мелочевка: сигареты, шоколад, прохладительные напитки и т.д. Как было объяснить американцу, что у нас местные власти могут объявить развитие того или иного направления бизнеса «нецелесообразным»?
По поводу программы преподавания маркетинга в университете Северного Колорадо Джеймс заметил, что те слушатели, которые приходя в университет, говорят, что знают все - получают высшее образование. Им даются теоретические основы знаний. Кто понимает, что обладает средними знаниями, получает образование уровня магистра. Их учат думать нестандартно. А «незнайки» становятся докторами наук. Но Джеймс посоветовал: если у вас есть возможность зарабатывать деньги, то этим и занимайтесь, а не тратьте время на написание докторской диссертации. Однако здесь профессор явно слукавил, поскольку сам-то он докторскую диссертацию защитил.
Одной из самых важных проблем маркетинга и маркетологов, как отметил Д.Реардон, является «забывчивость». Как только клиент платит деньги, о нем быстро забывают, что впоследствии может привести к краху компании. Глубокое погружение в бизнес-процессы не восполнит простой заботы о потребителе, для которого и делается той или иной продукт. Поэтому часто создаются вещи, не имеющие никакой потребительской ценности. Вследствие этого они априори не могут найти своего места на рынке.
Прямая противоположность этому - компания Apple, создающая креативные продукты, дающие их обладателям потребительские преимущества. Каждое новое предложение от «яблочников» несет в себе инновации, которые в итоге обеспечивают потрясающий рыночный успех. При этом неважно, где родилась и впервые была реализована креативная идея. Пример тому - успех программы Skype, она возникла в Эстонии, а разошлась по всему миру. То же самое с компанией Google, которая своими технологиями предлагает нам массу преимуществ: экономию времени, удобства.
Говоря об экономической ситуации в Беларуси, Джеймс отметил, что она напоминает ту, которая была лет пять назад в Казахстане. Мы живем в ожидании больших перемен, поскольку в Беларуси много незаполненных рыночных ниш. Как только страна станет более открытой, на рынок придут новые продукты, которые ранее не были здесь представлены. Жаль, что лекцию профессора из Америки не слышали представители местных властей, отвечающих за экономическое развитие регионов. Возможно, проблем с открытием новых направлений в бизнесе было бы значительно меньше.
Под «занавес» удалось встретиться с главным организатором мероприятия - председателем совета директоров Emas Group Андреем КОЛЯДОЙ. По его словам, идея проведения такого неформального форума родилась давно, при этом особых усилий для ее реализации не прилагалось. Около 30 компаний охотно откликнулись на предложение и внесли свою материальную и организационную лепту в проведение в жизнь данного мероприятия. Приближенность к природе помогает открытому диалогу без галстуков, поскольку здесь не нужно ни перед кем рисоваться. Всех спонсоров данного мероприятия назвать трудно, но из самых известных это «Оливария», «Велком», «Надежда ХХI век». Решено проводить такие мероприятия как минимум дважды в год: зимой и летом.