Олег КВАША
Предприятия, специализирующиеся на выпуске продукции из ПВХ, в 2009 г. пережили шоковую терапию. Объем продаж в секторе сократился в 1,5-3 раза, что привело к закрытию ряда фирм. В то же время часть компаний выжила и продолжает успешно развиваться. Проанализировать тенденции рынка и поделиться рецептами успешной работы согласился генеральный директор СП ООО «Канталь-Союз» Сергей КОНЮШИК.
- Каковы, на ваш взгляд, основные причины обвала рынка?
- Финансовый кризис повлек сокращение объемов возведения новых и ремонта старых объектов. Падение доходности и возросшая ставка займа вынудили потребителей, как физических, так и юридических лиц, заморозить проекты до лучших времен. В итоге значительное снижение спроса привело к банкротству не только кустарных производителей, но и хорошо зарекомендовавших себя компаний, работавших на невысокой марже и активно привлекавших кредиты.
- За счет чего вашему предприятию удалось выстоять в кризисный год?
- Нам также пришлось непросто - рентабельность работы снизилась почти в два раза (до 9%), с 12 до 8 млрд. руб. упал объем оборотных средств, значительно выросла задолженность заказчиков (на сегодняшний день порядка 1 млрд. руб.). Но вовремя созданная подушка безопасности позволила удержаться на рынке.
«Канталь-Союз» аккуратно подходит к вопросам заимствования средств и расширения производственных мощностей. Зато теперь, когда ситуация стабилизировалась и освободились прежде занятые ниши, мы рассчитываем увеличить продажи на 20%.
- Каковы дальнейшие перспективы рынка?
- Все зависит от ситуации в экономике. Если не случится новых потрясений, отложенный спрос приведет к увеличению объема продаж уже по итогам 2010 г. на 30-50%. В дальнейшем ежегодный рост составит около 10-15% (в течение минимум пяти лет).
Из других трендов вероятен постепенный уход с рынка ряда мелких и средних фирм. Крупные игроки вытеснят или поглотят менее удачливых конкурентов. Из ныне действующих 600 компаний (со средней численностью около 40-50 человек) останется порядка 50-60.
- Какими мерами государство способно помочь рынку?
- Производство окон ПВХ тесно завязано со строительством. Чем больше возводится объектов, тем лучше. Определение в прошлом году строительной отрасли как одного из локомотивов отечественной экономики для нас - хороший сигнал.
Но для дальнейшего оживления рынка необходимо разрешить ряд других проблем. В частности, повысить репутацию страны за границей, что позволит привлекать более дешевые финансовые ресурсы. Снижение ставки кредита внутри страны повысит активность клиентов. Организация в республике собственного производства компонентов из ПВХ снизит стоимость конечной продукции и зависимость от капризов иностранных поставщиков.
Кроме того, считаю преждевременным увеличение коэффициента теплопроводимости окон с 0,61 до 1. Безболезненно перейти на новые правила смогут далеко не все отечественные предприятия. Для этого необходимы существенные инвестиции в модернизацию производства. Предполагаю, что если данное предложение вступит в силу, нашему рынку будет нанесен еще один сильный удар.
- Есть ли у белорусских компаний шанс привлечь средства из-за рубежа?
- Найти деловых партнеров вполне реально. Стараемся не экономить на посещении международных выставок и специализированных семинаров. На одном из подобных мероприятий удалось найти точки соприкосновения с английской компанией «Йорк Инвестмент Групп», с которой в июле 1999 г. создали совместное предприятие, где доля партнера составила 35%.
Если же говорить о возможности привлечения кредитных ресурсов, то, как уже говорилось, отечественные предприятия сталкиваются с предвзятым к себе отношением. «Канталь-Союз» пытался договориться по поводу займа с одним из чешских банков, но низкий кредитный рейтинг нашей страны не позволил получить средства на выгодных условиях. Если фирме, зарегистрированной в Германии, были выделены средства под 3% годовых, то нам предложили выплачивать 8% плюс 1%, который шел на страхование кредита.
- Финансовый кризис повлек сокращение объемов возведения новых и ремонта старых объектов. Падение доходности и возросшая ставка займа вынудили потребителей, как физических, так и юридических лиц, заморозить проекты до лучших времен. В итоге значительное снижение спроса привело к банкротству не только кустарных производителей, но и хорошо зарекомендовавших себя компаний, работавших на невысокой марже и активно привлекавших кредиты.
- За счет чего вашему предприятию удалось выстоять в кризисный год?
- Нам также пришлось непросто - рентабельность работы снизилась почти в два раза (до 9%), с 12 до 8 млрд. руб. упал объем оборотных средств, значительно выросла задолженность заказчиков (на сегодняшний день порядка 1 млрд. руб.). Но вовремя созданная подушка безопасности позволила удержаться на рынке.
«Канталь-Союз» аккуратно подходит к вопросам заимствования средств и расширения производственных мощностей. Зато теперь, когда ситуация стабилизировалась и освободились прежде занятые ниши, мы рассчитываем увеличить продажи на 20%.
- Каковы дальнейшие перспективы рынка?
- Все зависит от ситуации в экономике. Если не случится новых потрясений, отложенный спрос приведет к увеличению объема продаж уже по итогам 2010 г. на 30-50%. В дальнейшем ежегодный рост составит около 10-15% (в течение минимум пяти лет).
Из других трендов вероятен постепенный уход с рынка ряда мелких и средних фирм. Крупные игроки вытеснят или поглотят менее удачливых конкурентов. Из ныне действующих 600 компаний (со средней численностью около 40-50 человек) останется порядка 50-60.
- Какими мерами государство способно помочь рынку?
- Производство окон ПВХ тесно завязано со строительством. Чем больше возводится объектов, тем лучше. Определение в прошлом году строительной отрасли как одного из локомотивов отечественной экономики для нас - хороший сигнал.
Но для дальнейшего оживления рынка необходимо разрешить ряд других проблем. В частности, повысить репутацию страны за границей, что позволит привлекать более дешевые финансовые ресурсы. Снижение ставки кредита внутри страны повысит активность клиентов. Организация в республике собственного производства компонентов из ПВХ снизит стоимость конечной продукции и зависимость от капризов иностранных поставщиков.
Кроме того, считаю преждевременным увеличение коэффициента теплопроводимости окон с 0,61 до 1. Безболезненно перейти на новые правила смогут далеко не все отечественные предприятия. Для этого необходимы существенные инвестиции в модернизацию производства. Предполагаю, что если данное предложение вступит в силу, нашему рынку будет нанесен еще один сильный удар.
- Есть ли у белорусских компаний шанс привлечь средства из-за рубежа?
- Найти деловых партнеров вполне реально. Стараемся не экономить на посещении международных выставок и специализированных семинаров. На одном из подобных мероприятий удалось найти точки соприкосновения с английской компанией «Йорк Инвестмент Групп», с которой в июле 1999 г. создали совместное предприятие, где доля партнера составила 35%.
Если же говорить о возможности привлечения кредитных ресурсов, то, как уже говорилось, отечественные предприятия сталкиваются с предвзятым к себе отношением. «Канталь-Союз» пытался договориться по поводу займа с одним из чешских банков, но низкий кредитный рейтинг нашей страны не позволил получить средства на выгодных условиях. Если фирме, зарегистрированной в Германии, были выделены средства под 3% годовых, то нам предложили выплачивать 8% плюс 1%, который шел на страхование кредита.
СП ООО «Канталь-Союз»
224005, г. Брест, ул. Комсомольская, 8
Тел.: (0162) 26-24-30, 21-64-00
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.