fbpx
Татьяна ШЕСТОВСКАЯ, адвокат юридической консультации Советского района г. Минска
Представьте себе ситуации, когда человеку, отправляющемуся на отдых за пределы Республики Беларусь, на границе отказывают в выезде. Вот основные нормативные акты, регулирующие на сегодняшний день порядок выезда граждан за пределы Республики Беларусь:
•    Закон Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»;
•    Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. №643 «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь»;
•    Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2010 г. №271 «О некоторых вопросах ведения банка данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено».
Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 20.09.2009 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее - «Закон») каждый гражданин имеет право выезжать из Республики Беларусь и въезжать в нее, которого он не может быть лишен. Однако право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Случаи такого ограничения перечислены в ст. 7 Закона и сводятся к следующему:
•    гражданин осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, - до истечения срока, установленного в договоре о допуске к государственным секретам;
•    он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, - на срок, установленный органом уголовного преследования, но не более чем до прекращения уголовного преследования либо до вступления приговора суда в законную силу;
•    он осужден за совершение преступления, за исключением осужденных без назначения наказания или к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - на срок, установленный органом или учреждением, исполняющими наказание или иные меры уголовной ответственности, но не более чем до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока;
•    за ним установлен превентивный надзор, - до прекращения превентивного надзора;
•    он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами, - на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения обязательств;
•    ему предъявлен гражданский иск в суде, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу;
•    он является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом в отношении должника - юридического лица, - с момента открытия конкурсного производства на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
•    он уклоняется от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, - до явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве.
Сведения о гражданах, право которых на выезд из Республики Беларусь ограничено, включаются в банк данных. При этом, если лицо подпадает под перечисленные выше основания, то само по себе это обстоятельство не является поводом для внесения его в банк данных. Необходимо, чтобы уполномоченный государственный орган принял соответствующее решение. Это означает, что на сегодняшний день уже недостаточно, например, самого факта возбуждения в отношении лица уголовного дела. Необходимо, чтобы орган уголовного преследования вынес решение об ограничении его выезда за границу (этим решением, кстати, не является подписка о невыезде и надлежащем поведении). Также само по себе предъявление к лицу гражданского иска либо вынесение решения о взыскании с него денежных средств не является основанием для внесения сведений о нем в банк данных.
В соответствии с законодательством является обязательным уведомление лица, в отношении которого принято решение о временном ограничении его права на выезд, о принятом решении путем направления соответствующего извещения не позднее одного дня с даты принятия решения.
На практике данное требование не всегда выполняется, возможны также случаи, когда извещение по разным причинам не достигает адресата. Поэтому законодатель предусмотрел возможность для самого гражданина получить сведения о том, ограничено ли право на выезд его, а также граждан, законным представителем которых он является. Причем гражданин, желающий получить такие сведения, не должен обосновывать свой интерес к запрашиваемой информации.
Сведения, содержащиеся в банке данных, предоставляются бесплатно в форме справки (выписки) при его личном обращении в территориальный орган внутренних дел либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь.
Для получения справки (выписки) из банка данных гражданин должен представить:
•    документ, удостоверяющий личность заявителя;
•    документ, удостоверяющий личность гражданина, законным представителем которого является заявитель, и документ, подтверждающий полномочия законного представителя, - в случае, если справка (выписка) из банка данных запрашивается заявителем в отношении гражданина, законным представителем которого он является.
 Сведения предоставляются гражданину не позднее 1 рабочего дня со дня представления им документов, указанных в части второй настоящего пункта, - при обращении в территориальный орган внутренних дел, и 10 рабочих дней со дня представления им документов, указанных в части второй настоящего пункта, - при обращении в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь.
Следует отметить, что ранее данный срок составлял 1 месяц .
Ведение банка данных осуществляется Министерством внутренних дел путем сбора достоверных и актуальных сведений, представляемых на электронных носителях информации соответствующими государственными органами.
Сведения, содержащиеся в банке данных, направляются Министерством внутренних дел по техническим каналам передачи данных не реже одного раза в сутки в Государственный пограничный комитет, который, в свою очередь, организует в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь проверку информации о выезжающих из Республики Беларусь гражданах на наличие сведений о них в банке данных.
Законодатель также предусмотрел возможность гражданину, право на выезд которого из Республики Беларусь временно ограничено, получить разрешение на это на определенный срок. Оно может быть дано только в исключительных случаях: в связи с необходимостью срочного лечения или участия в уголовном процессе за пределами Республики Беларусь либо в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего за рубежом. Решения о разрешении выезда принимаются теми же государственными органами, которые ограничили право выезда.
Следует отметить, что снятие временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь не происходит автоматически после снятия оснований для ограничения права: по этому поводу должно быть вынесено соответствующее решение. Поэтому лицам, в отношении которых принято решение об ограничении права на выезд, целесообразно также самим отслеживать истечение соответствующих сроков и отпадение обстоятельств, послуживших основанием для ограничения выезда с тем, чтобы при необходимости инициировать принятие соответствующего решения государственными органами Республики Беларусь, ограничившими право на выезд. Извещение об этом также направляется гражданину не позднее одного дня с даты принятия решения о снятии временного ограничения.
Сведения о снятии временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь включаются в банк данных о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено.
Законодательством предусмотрена возможность обжалования решений о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) и (или) суд.