fbpx

Елена РУДНИЦКАЯ Немногие в нашей стране задумываются о том, что компьютерная программа является объектом интеллектуальной собственности и охраняется законодательством. Рискуют потребители, страдают разработчики, государственная казна недополучает налоги, инвесторы бьют тревогу, а «воз и ныне там». Серый софт правит бал. О том, как может измениться ситуация, рассказывает менеджер ассоциации «Инфопарк» Дмитрий АНАНЬЕВ.

- Дмитрий Вячеславович, почему сложилось такое положение и как его исправить?
- В Беларуси на сегодняшний день не существует организации, которая представляла бы интересы и защищала права предприятий, занятых созданием, распространением (реализацией) и сопровождением компьютерных программ. Как следствие - высокий уровень компьютерного «пиратства» в стране, а это не только огромный серый рынок, который существует вне налогообложения, но еще и снижение рейтинга инвестиционной привлекательности Беларуси в IT-сфере.
В 2009 г. Комитет по законопроектной деятельности, лицензированию и защите авторских прав Ассоциации «Инфопарк» выступил с предложением создать Агентство по защите авторских прав на компьютерные программы в Республике Беларусь. На основе проведенного анализа и обобщения опыта работы аналогичных организаций за рубежом, например, Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП), Business Software Alliance (BSA) нами была разработана миссия Агентства: предупреждение правонарушений и защита авторских прав на компьютерные программы и базы данных в Республике Беларусь. Мы планируем вести в этом направлении системную работу.
- Как вы считаете, почему белорусские компании, в том числе госпредприятия, приобретают программное обеспечение сомнительного происхождения? Какие в связи с этим у них могут быть проблемы?
- Причины здесь разные. Интересные результаты показало проведенное Агентством пилотное исследование причин компьютерного пиратства.
Первая группа респондентов указала на то, что большинство пользователей либо не знают, что программное обеспечение платное, либо не задумываются о противоправности и ответственности за использование «пиратского» софта.
Вторая группа ответов сводится к тому, что стоимость лицензии на компьютерную программу довольно высока для потребителей.
Третья группа респондентов назвала в качестве причины использования нелегального софта сложности с приобретением легального программного обеспечения зарубежных производителей.
Респонденты четвертой группы считают, что  правообладателями предлагается недостаточный срок бесплатного ознакомления с программой для принятия решения о необходимости ее приобретения.
Пятая группа респондентов склоняется к тому, что в начале организации своего дела малые и средние предприятия ввиду ограниченности финансовых ресурсов не могут приобрести легальное программное обеспечение, поэтому вынуждены использовать нелегальные версии.
Наконец, последняя причина, указанная респондентами, заключается в том, что цена на компьютерные программы не соответствует качеству технической поддержки.
На практике многие руководители не задумываются, какое ПО установлено на компьютерах в их организации. Во многих случаях работники самостоятельно устанавливают и удаляю программы, "загружают" нелицензионное ПО из интернета.
Между тем за нарушение авторского права, выражающееся в незаконном распространении и использовании объектов авторского права ст.921 КоАП Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в доход государства размером от 20 базовых величин для физического и до 300 - для юридического лица.
Кроме того, ст.201 УК Республики Беларусь за незаконное распространение или использование объектов авторского права, совершенное в течение года после привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение или с получением дохода в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, исправительных работ, ограничения либо лишения свободы на срок до 5 лет.
Уголовные дела, возбуждаемые по фактам нарушения авторских прав, относятся к категории дел частно-публичного обвинения и могут быть начаты не иначе как по заявлению потерпевшего.
Предварительное расследование данного вида преступлений осуществляется следователями прокуратуры или органов внутренних дел в зависимости от того, каким из данных органов возбуждено уголовное дело.
- Какие механизмы могли бы сделать не таким «болезненным» приобретение лицензионных компьютерных программ?
- Ценовая политика у разных правообладателей различная. Вместе с тем, практически всеми организациями предусматриваются скидки для корпоративных клиентов. Кроме того, крупные правообладатели разработали программы легализации ПО, которые заключаются в поэтапном переходе на лицензионный софт с предоставлением значительных скидок добросовестным приобретателям.
- В чем преимущества легального ПО?
- Приведу такой пример: на «рынке» устанавливают нелицензионную навигационную программу. Потребитель платит деньги за установку, а потом - за обновление, при этом ряд функций нелицензионной программы не работает. И если подсчитать все расходы, то было бы гораздо дешевле купить лицензию. В частности, потому, что обновление карт и программы осуществляется через Интернет зарегистрированным пользователям бесплатно.
- Насколько актуален вопрос борьбы с пиратством в Беларуси? Какие факты об этом говорят?
- Юрист по охране интеллектуальной собственности Microsoft в России и странах СНГ Александр Страх приводит следующую статистику: в России в данной сфере за последние четыре года удалось снизить уровень пиратства на 19% - до 68% - это рекордный показатель по темпам борьбы с этим явлением. В Беларуси такой уровень не оценивался, однако представители Microsoft называют цифры «от 80%». А.Страх считает, что по данному показателю наша страна находится на уровне Украины.
- Вы уже заявляли, что создание Агентства в республике позволит выйти на новый качественный уровень противодействия пиратству. Какие для этого есть возможности?
- Подчеркну, что в своей работе Агентство выделяет три направления, которые в совокупности позволят достигнуть поставленную цель.
Во-первых, - это социальная работа, связанная с проведение различных акций. Агентство ставит перед собой задачу продвижения идеологии: «Республика Беларусь - территория легального софта». Планируется организация «круглых столов», семинаров, мероприятий для молодежи, методическое и информационное обеспечение органов МВД, взаимодействие с органами государственного управления по вопросам борьбы с пиратством.
Второе направление - непосредственная работа по фактам нарушения авторских прав на компьютерные программы. В этом спектре приоритетом являются предупредительная работа и процедуры медиации. К юрисдикционным методам преследования нарушителей специалисты будут обращаться в случаях грубых или систематических нарушений авторских прав на компьютерные программы.
Третье направление связано с оказанием специалистами Агентства юридических и консалтинговых услуг субъектам IT-бизнеса. В настоящее время чрезвычайно актуальными являются вопросы оформления договорных отношений. Дело в том, что компьютерные программы являются особым объектом авторского права, и зачастую стандартные схемы, используемые в работе с торговыми знаками, аудио- и визуальными произведениями, здесь не работают.
Кроме того, специалистами проводится важная работа по юридическому обеспечению инвестиционных проектов новых субъектов IT-рынка Беларуси.
- Какие ожидания связаны с деятельностью Агентства? Ваш прогноз по легализации софта?
- Думаю, системная работа Агентства в сфере защиты авторских прав, направленная, прежде всего, на изменение взглядов общества, отношения к компьютерному пиратству, снизит процент нелегального софта. Однако на начальном этапе строить прогнозы невозможно. Эффективность работы зависит от многих факторов - это в первую очередь заинтересованность правообладателей на компьютерные программы. Например, до настоящего времени Microsoft не инициировала работу по защите авторских прав в Республике Беларусь.