fbpx

Павел ВЛАДИМИРОВ Сотни белорусских и нижегородских предприятий не могут обойтись без продукции друг друга. И, как надеются производственники, со становлением Таможенного союза между нашими странами, работать вместе станет значительно легче. Да и выход из кризиса уже не кажется столь далеким, как год назад.

А вреда нашим взаимным связям этот кризис, надо признать, нанес немало. За 7 месяцев 2009 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Нижегородской областью составил 183,3 млн. долл. и по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. уменьшился на 55,4%. Белорусский экспорт - а это традиционно шины и покрышки, двигатели внутреннего сгорания, части и оборудование для автомобилей и тракторов, холодильники, лифты, сыры и творог, сахар, сливочное масло, электрооборудование для зажигания или пуска двигателей, тракторы, дорожно-строительная техника, насосы жидкостные, изделия из черных металлов, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них и многое другое - составил 93,7 млн. долл., уменьшившись на 60,9%. Импорт снизился на 48,8% - до 89,5 млн. долл.
Представительство Нижегородской области РФ в РБ, открытое в Минске в 2002 г. (тогда же в Нижегородском кремле было открыто отделение Посольства Республики Беларусь), призвано всячески содействовать развитию связей и в экономической, и в гуманитарной сфере. На 2006-2010 гг. принята Программа развития сотрудничества между Республикой Беларусь и Нижегородской областью Российской Федерации. В этом документе намечены конкретные мероприятия, например, по расширению производственной кооперации между белорусскими предприятиями автомобиле- и сельхозмашиностроения и промышленными предприятиями Нижегородской области; по оказанию содействия предприятиям малого и среднего бизнеса в расширении кооперационных связей с машиностроительными комплексами наших регионов и многие другие. Как отметил глава Представительства Вячеслав ВИННИК, за 10 месяцев кризисного 2009 г. только объем поставок двигателей ОАО «Минский моторный завод» в адрес ООО «ГАЗ», «Павловский автобус», «Заволжский завод гусеничных тягачей» (двигатели и запасные части к ним) и других потребителей Нижегородчины составил 20,8 млн. долл. За тот же период из Нижегородской области в Беларусь экспортировано грузовых и легковых автомобилей, автобусов на 14 млн. долл.
В разговоре с Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, состоявшемся во время прошлогоднего визита в Минск делегации Нижегородской области, губернатор Валерий ШАНЦЕВ отметил, что этот российский регион рассматривает Беларусь как главного стратегического партнера. По его мнению, у Беларуси и Нижегородской области есть все возможности, чтобы достигнуть товарооборота в 1 млрд. долл.
Губернатор добавил, что в его регионе высоко ценится продукция сельскохозяйственного машиностроения Беларуси. Многие нижегородские хозяйства очень активно закупают белорусские комплексы по растениеводству и переработке кормов. Серьезное взаимодействие идет по линии внедрения в Нижегородской области передовых технологий в сельском хозяйстве, ресурсосберегающих технологий. Этот пример Беларуси, по словам губернатора, очень важен для нижегородцев, так как практически более половины зернового клина области делается на элитных семенах белорусской селекции.
Глава области отметил что Беларусь важна как потребитель медицинского оборудования, стекла, электротехники, продуктов питания, технологий. Кроме того, сегодня есть возможности для коммерциализации инновационных продуктов интеллектуальной собственности. За один год в Нижегородской области получают около 1 тыс. сертификатов на международные патенты. В Беларуси тоже в этом направлении идет большая работа. Эту линию сотрудничества стороны будут развивать.
Особенно удачно «внедрился» в экономику Нижегородской области Минский моторный завод. Ведь основной, после Минского тракторного, потребитель его продукции - Горьковский автомобильный завод. Однако минские моторы поставляются и на другие предприятия Нижегородской области - Павловский автомобильный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей, ЗАО «Центртранстехмаш». Причем нижегородцы не только покупают, но и сами являются поставщиками комплектующих для минских двигателей.
Мировой кризис особенно больно ударил по автомобилестроению, а ведь именно эта отрасль потребляет более половины продукции белорусских моторостроителей. В прошлом году поставки сократились на 75%. Если, например, тот же ГАЗ в последнее время ежегодно заказывал до 20 тыс. дорогих моторов стандарта Евро-3, то в 2009 г. - только 5 тыс. Резко сократились и объемы заказов от других российских партнеров.
Правда, с двигателем стандарта Евро-4 для Павловского автозавода дело обстоит несколько иначе. ПАЗ должен сертифицировать автобус с таким двигателем до 1 сентября 2010 г. В связи с этим ситуация с поставками с начала года постепенно меняется к лучшему. К концу марта на ПАЗ уже было отправлено около 150 двигателей.
Между ММЗ и ГАЗом ведутся постоянные переговоры и консультации по вопросам выполнения программы текущего года и внедрения двигателя стандарта Евро-4. Однако хотя ГАЗ в последнее время и несколько увеличил объемы потребления минских моторов - только в марте поставлено более 1 тыс. шт., - общее финансовое положение на ММЗ остается сложным.
В середине марта 2010 г. состоялась рабочая командировка генерального директора ММЗ Николая ЛОБАЧА и технического директора Игоря АНУШКЕВИЧА в Нижний Новгород. С предприятиями области минчане договорились о возобновлении работ по запуску в производство двигателей международного экологического стандарта Евро-4, на выпуск которых ММЗ полностью перейдет уже в следующем году.
Глава Представительства Нижегородской области в Республике Беларусь Вячеслав Винник рассказал о нескольких интересных совместных проектах, которые намечено осуществить в рамках Программы развития сотрудничества. В частности, это участие нижегородских предприятий в масштабной модернизации гальванических производств на белорусских предприятиях. Большие перспективы у проекта расширения подземных хранилищ газа в Беларуси: в настоящее время действуют два таких сооружения - в Осиповичах и под Брестом (к слову, все оборудование там нижегородского происхождения). Имеющихся мощностей явно недостаточно для обеспечения потребностей страны, особенно в холодное время года. Сейчас подземное газохранилище строится в Мозыре, и нижегородцы готовы оказать помощь.
В Нижегородской области есть известное предприятие «АКС-Инвест» - Инвестиционная Акционерная Компания Судостроителей, которая в числе прочего производит быстроходные катера на воздушной подушке, потребность в которых имеется у белорусских пограничников. Кстати, компания выиграла тендер на поставку своих судов для германского бундесвера, что говорит о высоком качестве продукции.
Программа сотрудничества предусматривает также продвижение на белорусский рынок современной высокотехнологичной медицинской техники производства нижегородских предприятий, в частности, для диагностики и мониторинга сердечной деятельности.
Оценивая итоги сотрудничества Беларуси и Нижегородской области с 2002 по 2009 гг., В.Винник, отметил, что взаимный товарооборот за это время вырос более чем в 4 раза. Правда, в 2009 г. году он несколько снизился, но уже по данным начала года нынешнего, несмотря на все кризисные явления, возобновил свой рост.