Лариса ОСТРОВЕРХОВА, заместитель начальника Минской центральной таможни
Данный режим, в соответствии со ст.215 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), допускает уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории. Согласно п. 5 товары помещаются под него без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
Однако следует отметить, что обеспечить фактическое уничтожение товаров в данном случае обязан декларант. Он не вправе пользоваться и распоряжаться такими товарами в целях, не связанных с их уничтожением. В случае, если по каким-либо причинам товар не будет уничтожен, то в силу норм ст.217 ТК ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам, которые были бы заплачены при помещении под таможенный режим свободного обращения, причем со дня принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим уничтожения. При этом налоговое обязательство подлежит исполнению в день истечения установленного таможенным органом срока, в течение которого товары должны быть уничтожены.
Ст.216 ТК определено также, что этот срок устанавливается на основании заявления декларанта исходя из времени, необходимого для проведения операций по уничтожению таких товаров, и времени, необходимого для их хранения и транспортировки с места нахождения в зону уничтожения. Места хранения определяются декларантом и согласовываются с таможенным органом при помещении товаров под таможенный режим уничтожения.
Согласно п.7 ст.215 ТК товары помещаются под описываемый таможенный режим при наличии заключения уполномоченного государственного органа, определенного Правительством Республики Беларусь, о возможности уничтожения товаров на таможенной территории. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2007 г. №651 «Об определении органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07 2006 г. №962» таким уполномоченным государственным органом определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Уполномоченный орган дает заключение, которое содержит сведения о возможности уничтожения товаров заявленным способом и в заявленном месте, а также о дальнейшем использовании и (или) обезвреживании отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров. Форма такого заключения и порядок его выдачи установлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь от 21.12.2007 г. №102 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения». Фактически выдают их областные (Минский городской) комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды в силу п.2 данного постановления.
В соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.05.2007 г. №45 «О порядке составления акта об уничтожении товаров и его форме» по результатам фактического уничтожения товаров уполномоченным должностным лицом таможенного органа, осуществлявшим таможенное наблюдение за этим процессом, составляется акт установленной формы в трех экземплярах. Он подписывается должностным лицом таможенного органа, составившим его, а также присутствовавшими при уничтожении товаров должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо его территориального органа, уполномоченным представителем декларанта таможенного режима уничтожения и работником лица, произведшего фактическое уничтожение товаров. Первый экземпляр акта остается в делах таможенного органа и хранится вместе со свидетельством о помещении товаров под таможенный режим уничтожения, второй экземпляр - в делах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо его территориального органа, третий - остается у декларанта таможенного режима уничтожения.
П.2 ст.215 ТК содержит перечень категорий товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения. К ним относятся:
1) товары, которые в соответствии с Кодексом и (или) иными актами таможенного законодательства не подлежат помещению под этот таможенный режим;
2) культурные ценности;
3) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их части и дериваты (производные) за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий;
4) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога. Ст.262 ТК предусмотрен залог имущества (товара) как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Следует обратить внимание, что обремененное залогом имущество (товар) не может быть уничтожено. И только после снятия с имущества (товара) обременения оно может быть помещено под таможенный режим уничтожения;
5) товары, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством. Они не могут быть уничтожены до тех пор, пока сохраняют названный процессуальный статус;
6) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию либо к перемещению транзитом через нее;
7) иные товары, перечень которых устанавливается Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Перечень категорий товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим уничтожения, законодатель оставил открытым, наделив Правительство Республики Беларусь правом дополнять его в случае отсутствия списка, определенного Президентом Республики Беларусь.
Особенности декларирования таможенного режима уничтожения определены в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 г. №246-ОД «Об утверждении «Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров».
Для заявления в отношении товаров таможенного режима уничтожения заинтересованному лицу необходимо представить грузовую таможенную декларацию типа декларация-обязательство, заполненную в соответствии с требованиями Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом №246-ОД.
В декларации-обязательстве заполняются следующие графы:
«Экземпляр...» («ГТД»), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 14, 15, 15а, 16, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 38а, 40, 41, 41а, 42, 44, 45, 47, 49, 54, В.
В третьем подразделе графы 1 «Тип документа» при декларировании товаров в таможенном режиме уничтожения указывается цифровой код «93».
Декларантом таможенного режима уничтожения могут быть резидент и нерезидент Республики Беларусь, являющиеся субъектами одной из внешнеэкономических операций, указанных в Классификаторе внешнеэкономических операций.
В случае, если декларантом таможенного режима уничтожения выступает нерезидент Республики Беларусь, при декларировании товаров в графе 14 «Декларант» указываются фамилия, гражданство и номер паспорта лица, а также наименование страны регистрации и фирмы, которая является декларантом этого таможенного режима. При этом сведения, подлежащие декларированию, указываются на языке официальных документов. Например, если декларантом режима является Джон Браун - сотрудник представительства английской фирмы «Транс-Экспорт» в Республике Беларусь, в графе указывается: «BROWN CS73546 (Великобритания) «TRANS-EXPORT» (Великобритания)».
Во втором подразделе графы 37 «Режим» при декларировании товара в таможенном режиме уничтожения указывается код последнего предшествующего таможенного режима или последней предшествующей таможенной процедуры.
С момента выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим уничтожения они приобретают статус отечественных и подлежат снятию с таможенного контроля без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин.
Товары, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, являются отходами. Обращение с ними осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 г. №271-З «Об обращении с отходами».
Следует отметить, что таможенный режим уничтожения имеет существенный практический смысл. На практике участникам внешнеторговой деятельности нередко приходится сталкиваться с проблемой, когда, например, товар после ввоза на таможенную территорию республики утратил свое потребительское качество или попросту оказался с истекшим сроком хранения. Именно в такой ситуации и приходит на помощь данный таможенный режим, который не требует от участника внешнеторговой деятельности, во-первых, уплаты таможенных пошлин и налогов, во-вторых, транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории республики. А это в нынешних условиях очень важно.
Таможенный режим уничтожения может применяться также с целью легализации временно ввезенного (под обязательство обратного вывоза) товара участниками выставок или ярмарок. Так как расходы на обратную транспортировку могут оказаться выше стоимости стендов, рекламных образцов товаров (экспонатов), участнику внешнеторговой деятельности выгодно уничтожить товары под таможенным контролем, (а порой передавать в собственность государства, посредством помещения под таможенный режим отказа в пользу государства), что позволяет не производить уплату таможенных пошлин и налогов.
К сожалению, в Кодексе отсутствует прямое указание на то, что утраченные или уничтоженные в результате аварии или действия непреодолимой силы товары помещаются под таможенный режим уничтожения, при том, что авария, как, впрочем, и любое форс-мажорное обстоятельство, объективно препятствует доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия (доставки).
Однако, во-первых, ст.8 ТК содержит определение понятия «авария», согласно которому - это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, в фактическом владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Во-вторых, данная категория товаров не включена в перечень товаров, утверждаемый Правительством либо Президентом РБ, как это предусмотрено п.2.7 ст.215 ТК, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения.
Следовательно, имеются полные основания помещать утраченные или уничтоженные в результате аварии или действия непреодолимой силы товары под таможенный режим уничтожения.