fbpx
Мария МИХАЙЛОВА Приходя на выставку живописи, зритель может преследовать абсолютно разные цели: от удовлетворения праздного интереса до стремления к высоким просвещенческим идеалам. Но в любом случае, он ждет и ищет впечатлений.
После парижской выставки 1874 г. понятие «впечатление» приобрело новый философский и художественный смысл: изображаемое становится частью восхищенного сознания, вызывая желание проникнуть в эту фантастическую реальность и остаться в ней навсегда. Это была первая выставка импрессионистов, за которой последовала череда глобальных перемен в судьбе мирового искусства.
Нововведения в технике и сюжетах живописи начали искать еще в 50-х гг. некоторые последователи реализма (французские художники Теодор Руссо, Жюль Дюпре). Руководимые общими интересами, они создали так называемую барбизонскую школу - по названию маленькой деревни на окраине Парижа Ее художники сочли лучшим местом для занятий живописью на открытом воздухе, чему способствовало изобретение к тому времени красок в тюбиках и легких переносных мольбертов. Незатейливые, ничем не примечательные сюжеты природы, избираемые художниками для своих картин (лесные чащи, пасущиеся на лугу коровы), вызывали резко негативное отношение в академических кругах и даже считались некой насмешкой над общеизвестными законами живописи. Но вскоре многие осознали главнейшее преимущество пленэрной живописи: ни с чем не сравнимый эффект сиюминутности, свежести и дыхания жизни, чего нельзя достичь в мастерской. Именно это качество использовали и развили до совершенства представители импрессионизма.
Творчество французского живописца Эдуарда Мане напрямую связано с началом деятельности импрессионистов, хотя официально к этому течению художник себя не относил. Но своими тематическими экспериментами он открыл одно из важнейших качеств современного искусства - субъективизм, наделив себя, т.е. автора, правом изображать мир таким, каким видишь его сам. К слову, одна из самых знаменитых его картин - «Олимпия» вызвала в свое время шквал критики. На полотне, заключавшем в своей идее классический образ божественной красоты, художник изобразил проститутку. Но это ни в коем случае не было оскорблением или вызовом, а стало проявлением высоконравственной авторской субъективности, которая выражалась в глубоком уважении к людям, кем бы они не были.
На выставке 1874 г., которая прошла в одной из парижских мастерских, было представлено около 170 работ тридцати французских художников, среди которых был и Эдуард Мане. Но наибольшее внимание привлекло живописное произведение смелого художника-экспериментатора Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Именно от этого названия (франц. impression - впечатление) и произошел термин «импрессионизм», который один критик применил с издевкой, ради смеха. Впоследствии художники приняли его как определение собственного стиля.
 Неприятие этого стиля критиками объяснялось, в первую очередь, тем, что своими произведениями импрессионисты совершили сразу две революции в истории живописи - как в технике, так и в философии. Живописный почерк импрессионистов представлял собой наложение краски путем множественных небрежных мазков кисти, которые при близком рассмотрении превращали изображение в смазанный цветовой ковер, но со стороны воссоздавали необыкновенный по колориту и одновременно ощутимый в своем вечном движении лучезарный мир. Так, один из основоположников импрессионизма Клод Моне создавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра. Он стремился передавать средствами живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы.
Впоследствии эту манеру письма несколько преобразовали и, даже можно сказать, утрировали неоимпрессионисты, во главе которых стоял француз Жорж Сёра. Он создал особый художественный прием под названием «пуантилизм» (от франц. point - точка), когда чистые цвета в виде точек кладутся на холст, а «смешивает» их уже глаз по законам оптики. Однако эта техника придавала произведениям некую плоскостность, декоративность, чего нельзя было сказать о воздушных, наполненных богатейшими спектрами света живописных полотнах «традиционных» импрессионистов. Да, они бесцеремонно нарушали композицию, в корне отрицали черный и коричневый тона, меняли сюжеты, делая их случайными, как на мгновенной фотографии, фиксирующей движение самой жизни. Но благодаря этому им удавалось создавать солнечные и оптимистичные, игривые и трепетные произведения.
Предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, стремясь передать чувственную полноту и радость бытия, отдавал Огюст Ренуар. Свое полотно «Завтрак гребцов» он посвятил возлюбленной, изображенной на картине в образе дамы, увлеченной игрой с собачкой. Увидев ее, она отказала великому художнику, предлагавшему руку и сердце, и попросила подождать еще несколько лет. Девушка приняла мудрое решение, ведь эта картина - живое воплощение переменчивого и по-детски наивного образа самого художника, который никак не мог отказаться от разгульной жизни. В этом есть и важная особенность импрессионизма, его психологической стороны - в подвижном мазке кисти и в динамичной фрагментарности сюжета очень хорошо просматриваются лицо автора, его настроение и даже мировоззрение.
Великий импрессионист Эдгар Дега прославился бесчисленным изображением балетных танцовщиц. Причем зачастую его произведения представляют собой отображение той части их жизни, которая недоступна человеческому глазу. Он часто выступал как ироничный наблюдатель, фиксирующий скрывающийся за кулисами театра утомительный будничный труд («Балетная школа»). В своих поздних работах Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. И хотя Дега не принимал стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, он был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин.
В 1890-х гг. на платформе импрессионизма образовались его ответвления: неоимпрессионизм (о котором речь шла выше) и постимпрессионизм. Выдающиеся мастера постимпрессионизма (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген) с середины 1880-х гг. искали новые выразительные средства, которые позволили бы перейти от фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний.
Голландец Винсент Ван Гог, безусловно, был одним из тех художников, чья реальность была настолько субъективной и адаптированной к душевному состоянию, что порой грань здравого смысла и безумия могла шокирующим образом стираться. Его пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками пейзажах, то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах. Все эти настроения хорошо читаются не только в сюжетах картин великого художника, но в подобранных им изобразительных средствах (дикие колористические спирали в виде лабиринтов, нервные, обрывистые мазки и т.д.). Отчасти это объяснялось душевной болезнью, преследовавшей художника на протяжении всей жизни. Но с другой стороны, его неоднозначное творчество говорит о появлении еще одного важного контекста импрессионизма - о возможности выражения глубин сознания, т.е. речь уже идет об интеллектуальной живописи, заключающейся в скрупулезной работе мышления и художника, и зрителя одновременно.
Импрессионизм, зародившийся почти 150 лет назад, неисчерпаем в его эстетическом понимании. Революция техники и философии живописи привела к одному из ключевых принципов, которым руководствуется и современное искусство: свобода выражения и спонтанность изображения не только допустимы, но и могут стать закономерностью, если художник играет здесь главную роль.