Виктор СЛУЦКИЙ
Еще вчера название Смиловичи для большинства людей ассоциировалось со скромным «серым» поселком. А теперь здесь точка, заметная на карте даже из Парижа. Именно там прославился здешний уроженец - художник Хаим Сутин. Угольки довели до Парижа
Сын бедного портного из белорусского местечка во французской столице был признан лучшим из живописцев ХХ в. На аукционах цены на работы Сутина измеряются миллионами долларов. В числе его поклонников (и обладателей картин) - семья Чарли Чаплина, владельцы издательства «Галлимар», потомки Марка Шагала. А вот на родине имя великого мастера открыли только сейчас.
Родился Хаим 13 января 1893 г. именно в Смиловичах. Ныне это городской поселок Червенского района, в 30 км от столицы. Сутина с малых лет ничто так не увлекало, как рисование. Он подбирал угольки у печи и что-то выводил на стенах. Но талант парня некому было оценить. «Вот если бы сын подучился да помогал батьке Соломону в его нелегкой работе, подтачал обувку соседей. Что толку в рисовании на стенах и на обрывках газет?» - сетовала мать. Однако эти рассуждения не помешали ей дать Хаиму 25 руб. и отправить в Минск на учебу. Так Сутин в 1907 г. (ему исполнилось 14 лет) перебрался в город, где подрабатывал ретушером у одного из губернских фотографов, ходил на уроки живописи в школу рисунка Янкеля Кругера, который затем прославится, получит звание Заслуженного деятеля искусств Беларуси.
Сутин недолго задержался в Минске - уже в 1910 г. он попал в Вильно, где на худощавого болезненного юношу обратил внимание адвокат-меценат. Он дал парню рекомендацию в общество поощрения художеств, и уже оттуда в 1913 г. Сутина, что было невероятно для него самого, командируют во Францию.
Модильяни - ангел-спаситель
В Минске Сутин усвоил технику живописи, в Вильнюсе набрался опыта. В Париже к нему пришла известность. Но вначале была учеба в академии изящных искусств вперемежку с походами в Лувр - за наукой к шедеврам Гойи, Эль Греко, Рембрандта, изучение творчества современников - Курбе и Сезанна.
Сутина окружают такие же как он соратники-художники: земляк Шагал, Леже, Делоне, Липщиц, Цадкин. Крепкая дружба у Хаима завязывается с Амедео Модильяни, одним из известнейших мастеров экспрессионизма конца XIX - начала XX в.
Проблески прекрасного в жизни молодого художника сочетались с нищенскими буднями. Русский писатель Илья Эренбург, видевший Сутина в те годы в Париже, вспоминал, что у художника «были глаза затравленного зверя, может быть, от голода». Несколько лет Хаиму пришлось трудиться грузчиком, носильщиком на вокзале, землекопом, привратником, декоратором и даже натурщиком. Но в 1915 г. Модильяни пристраивает Сутина в мастерскую выходца из России скульптура Оскара Мещанинова. Человек необычайно добрый, тот создал для земляка атмосферу, о которой Хаим давно мечтал: домашний уют и идеальные условия для работы. Модильяни сыграл роль настоящего ангела-спасителя: он также познакомил друга с Леопольдом Зборовским, который отправил Сутина в творческий отдых на Лазурный берег Франции, а все его работы выставил на продажу в своей галерее.
В 1922 г. Сутин возвращается из Ниццы в Париж. К приезду Хаима Зборовский сделал имя Сутина «брэндом»: его картины стали покупать, брать на выставки. В 1923 г. Сутин продал около 200 своих работ! На внезапно посыпавшиеся деньги художник открывает собственную студию с видом на Сену. В 1927 г. проходит первая персональная выставка в Париже, в 1929 г. о Сутине издают монографию. Модильяни твердил ему: «Ты гениальный художник», и слова, сказанные в порыве дружеских чувств, оказались пророческими. Хотя вначале, как вспоминал Эренбург, «можно ли было себе представить, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?»
Возвращение на родину
Умер Сутин рано. Он мог прожить больше отмеренных ему 49 лет. Но перед началом войны не решился уехать из оккупированной нацистами Франции в США. Опасаясь, что фашисты могут его убить, художник часто менял место жительства. На нервной почве разыгралась болезнь желудка, начался перитонит. Друзья привезли Сутина из убежища в Нормандии в Париж, спрятав в катафалке. После неудачной операции художник умер 9 августа 1943 г. Его похоронили на кладбище Монпарнас рядом могилой Шарля Бодлера, позже здесь похоронят Жан-Поля Сартра, а чуть подальше покоятся Ги де Мопассан и Сэмюэл Бекетт. За гробом Сутина, по легенде, шел лишь Пикассо да несколько верных друзей.
А сегодня в центре Парижа стоит памятник невысокому мужчине в надвинутой на глаза шляпе с обвисшими полями, он держит руки в карманах пальто, развеваемого ветром. Это он, уроженец Смиловичей, покоривший берега Сены.
В Смиловичах до недавних пор и не знали, что их земляк стал знаменитостью. Однако благодаря инициативе белорусской Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в центре детского творчества городского поселка Смиловичи созданы и вот уже полтора года работают два экспозиционных зала, посвященные Сутину. Смиловичи получили солидный подарок: только здесь и больше нигде в Беларуси можно увидеть работы Сутина, скопированные с оригиналов по современным технологиям. Кроме выставки картин и документов о Сутине в центре детского творчества открылось кафе в стиле тех парижских кофеен, где проводили время художники.
Летом 2008 г. в музее Сутина прошла презентация нового туристического маршрута «Смиловичская мозаика», который включает дворец бывших владельцев местечка Монюшко и Ваньковичей, старинный парк, мечеть (одну из восьми действующих в Беларуси), единственную в стране валяльно-войлочную фабрику. А народный художник Беларуси Май Данциг подарил музею два рисунка, которые были выполнены его отцом, когда тот учился с Сутиным в художественной школе Кругера.
Чудесное созвездие: Огинские, Монюшко, Ваньковичи
В Смиловичах достойны внимания и несколько памятников архитектуры. До сих пор, правда, лишь отчасти, сохранился дворец, которым владели в разное время три знаменитые семейства - Огинские, Монюшко и Ваньковичи. Из них вышли известные во всем мире композитор Михал Клеофас Огинский (автор полонеза «Прощание с Родиной»), композитор Станислав Монюшко и художник Валентий Ванькович (кстати, друг Адама Мицкевича).
В 1660-е гг. Марциан Огинский построил в Смиловичах замок, но от того сооружения ничего не осталось. Нынешний Смиловичский дворцово-парковый комплекс - памятник второй половины XIX ст. Дворец состоит из двух кирпичных корпусов, построенных в разное время и объединенных небольшим крылом. Старый корпус выполнен в неоготическом стиле. Со стороны главного фасада к зданию примыкает квадратная в сечении трехъярусная башня с зубчатым парапетом. Ее наружные стены украшены стилизованными барочными валютами.
Еще в 2003 г. в стене двухэтажного дома для прислуги можно было видеть камень с датой 30 июля 1795 г. Он хранил память о постройке еще более ранней, связанной с именем Станислава Монюшко (но не композитора). У этого владельца Смиловичей было шестеро сыновей (Игнатий, Доминик, Юзеф, Чеслав, Казимир и Александр) и четыре дочери. При разделе отцовских владений Смиловичи достались Казимиру Монюшко, который видоизменил усадьбу. Он основал в местечке школу для детей, увлекался естествознанием, особенно ботаникой, что сблизило его с известным химиком, биологом и врачом, профессором Виленского университета Анджеем Снядецким, который часто бывал в Смиловичской усадьбе. Казимир занимался селекцией, заложил в усадьбе большие плодовые сады, питомник и ботанический сад, изобиловавший редкими растениями и содержавшийся в образцовом порядке. Собрал также большую библиотеку.
После смерти Казимира имение перешло к младшему из сыновей - Александру, который в 1856 г. решил построить новый дворец рядом с отцовским. Но Александр умирает, так и не завершив задуманное.
Паулина, дочь Александра Монюшко, вышла замуж за Леона Ваньковича и к 1900 г. дворец был возведен как усадьба Монюшко-Ваньковичей. Эта более поздняя часть дворцового комплекса построена в стиле неоготики с элементами модерна: двухэтажное, прямоугольное в плане строение оформлено пятигранными эркерами. Граненые пилоны возвышаются над дворцом в виде небольших башен, завершенных шатрами со шпилями.
После окончания строительства двухэтажного сооружения, соединившего оба здания, дворец принял законченный вид. Этот «переход» с окнами почти во всю высоту этажей использовался под зимний сад. Старый же дворец стал служить помещением для приема гостей. Во дворце размещалась картинная галерея, где особое место занимала картина Валентия Ваньковича «Адам Мицкевич на горе Аюдаг», и большая библиотека. Здесь же находился богатейший архив документов и рукописей Огинских, Монюшко, Ваньковичей. Интерьер дворца был украшен росписью.
Что сегодня от этого осталось? К дворцу ведет длинная липово-кленовая аллея. Въездные ворота расположены с западной стороны усадьбы. Около них сохранилась сторожка из красного кирпича, построенная в начале ХХ в. По периметру усадьба была окружена оградой - решетчатой кладкой из красного кирпича, вдоль нее тянулась посадка из ели. Ограда частично сохранилась по улице Садовой.
Парадный двор усадьбы окружал парк, к которому примыкал большой сад. В композициях парка использовалось множество экзотических деревьев. Из них сохранились сосна черная (два дерева высотой 15 и 12 м - памятники природы республиканского значения), пихта одноцветная, лиственница Кемпфера, клен серебристый, шелковица белая.
Сейчас усадьба находится на территории Смиловичского сельскохозяйственного колледжа и перегружена современными строениями.
Валенки, валенки!
Уже 80 лет Смиловичи славятся не только на всю страну, но и за ее пределами тем, что здесь, на валяльно-войлочной фабрике делают валенки - ныне довольно редкостный вид обуви, поэтому востребованный туристами.
Директор фабрики Василий САБАН уверяет: «Валенки - это не только сувенир. Мы сейчас делаем совершенно новые изделия - с вышивкой, разных цветов. С дизайнером Сашей Варламовым я был в Вене, где в доме мод выставили экспозицию из наших валенок. Посетители готовы были сразу же их раскупить. Но я не продавать ехал, взял с собой только семь пар для выставки. И не зря: парижанки и москвички уже, между прочим, ходят зимой в стильных валенках».
Чем милы Смиловичи?
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал Директор - Архив номеров 2010