Священник Андрей САВРИЦКИЙ
(Окончание, начало в № 5)В предыдущем номере мы начали путешествие по святыням острова - жемчужины Средиземного моря. Мы посетили гробницу праведного Лазаря, соприкоснулись с древней чудотворной иконой Киккской Божией Матери и побывали в монастыре-крепости Ставровуни… В этой же статье расскажем о самых почитаемых на Кипре святых.
Русский историк Г.П.Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений культуры. Ведь у каждого народа есть свои «любимые» святые, в честь которых даются имена детям, освящаются храмы, нарекаются улицы и созидаются города. По образу жизни этих подвижников можно почувствовать национальный религиозный дух, нравственное сознание и этические нормы народа. Ведь святые - это примеры высшей любви к Богу и людям, гармонии души и тела. Они соединяют Церковь земную и небесную, предстоя перед Богом, молятся обо всех нас.
Самыми почитаемыми святыми на Кипре являются великомученик Георгий Победоносец, великомученица Марина, святитель Спиридон Тримифунтский и святые священномученик Киприан и мученица Иустина.
Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником Кипра. Он жил в конце III - начале IV в. Родился Георгий в Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Отец его принял мученическую кончину за веру Христову, когда Георгий был еще ребенком. Мать одна воспитала сына в строгом благочестии и чистоте. В Палестине молодой Георгий поступил на службу в римское войско. Умный, красивый и очень смелый он вскоре был замечен императором Диоклетианом и быстро достиг высоких воинских званий. Георгий стал одним из приближенных к императору. Однако Диоклетиан был лютым гонителем христиан, поэтому Георгий очень тяготился своим придворным положением.
Видя, как по императорскому приказу жестоко убивают христиан, сжигают их храмы и уничтожают священные книги, Георгий стал готовить себя к мученической кончине. Он раздал нищим все свое имущество, отпустил на волю рабов и явился в Сенат для исповедания своей веры. Мужественный воин Христов открыто признал себя христианином и призвал Диоклетиана прекратить жестокие истязания своих единоверцев. Ошеломленный император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей жизни и, по обычаю римлян, принести жертву богам. На это последовал решительный отказ. Тогда разгневанный Диоклетиан приказал бросить святого в темницу, где ему забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. Георгий стойко переносил страдания и благодарил Бога. Его колесовали, жгли на костре, бросали в яму и засыпали известью, обували в раскаленные железные сапоги, секли воловьими жилами, пытались отравить ядом, но оберегаемый божественной силой, он оставался невредим. К тому же через него Бог творил чудеса и исцелял больных. Подвиги святого Георгия умножали число христиан. Диоклетиан приговорил его к смертной казни через отсечение главы. Георгий был утешен явлением Спасителя, который ободрил его и обещал блага небесные. Придя на место казни, Георгий спокойно и мужественно преклонил свою голову под меч. Это было 23 апреля 303 г.
На многих иконах святой Георгий Победоносец изображается в виде всадника, поражающего змея. Это изображение известно нам как герб города Москвы. Особым почитанием святой Георгий пользуется в Грузии, само название которой (Георгия) взято в его честь. Святой Георгий является также покровителем Англии.
Среди святых жен, почитаемых на Кипре, особое место занимает великомученица Марина. И в больших городах, и в скромных деревеньках стоят храмы в честь этой святой. Марина в переводе с латыни означает «морская». Может, потому, что Кипр окружен со всех сторон Средиземным морем, эту святую так почитают на острове. Известно, что Марина родилась в Малой Азии в Антиохии Писидийской. Сейчас это территория современной Турции. Отец ее Эдесий был идольским жрецом. Мать Марины скончалась, когда она была еще младенцем, поэтому Эдесий отдал дочь кормилице, жившей в селе в пятнадцати верстах от города. Девочка отличалась необыкновенной красотой и добрым нравом. В 12 лет Марина услышала весть о Христе и стала искренней христианкой. Когда об этом узнал отец, он отрекся от нее.
В пятнадцать лет начался духовный подвиг святой мученицы. Однажды встретился на пути ей епарх (правитель) восточных земель по имени Олимврий, который был лютым мучителем христиан. Увидев девушку, он был очарован ее красотой и сделал ей предложение выйти за него замуж. Марина не скрыла, что она христианка и не желает брака с язычником. Тогда правитель отдал ее на попечение знатным женщинам, надеясь, что они «вразумят» ее отречься от своей веры. Но Марина держалась твердо и отказалась принести жертву идолам.
Тогда ее подвергли разным истязаниям: секли прутьями, строгали тело трезубцами, вбивали гвозди, жгли огнем. При виде таких страданий молодой и нежной девушки народ плакал от жалости. Благодать Божия исцеляла Марину от ран, но мучители не вразумлялись чудом и снова жгли ее тело, а затем стали топить в большой бочке. В это время пыток содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней обезглавили 15 тыс. человек. Очевидец Феотим описал страдания великомученицы. Ее мощи хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204 г. Рука святой Марины находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской.
Святитель Спиридон родился на Кипре в бедной семье. Он отличался необыкновенной простотой и мудростью. Его, простого пастуха, избрали епископом города Тримифунта. Приняв это как волю Божию, он до конца своих дней не переставал носить пастушью шапку, в которой обычно изображается на всех известных иконах. Удивительны его смирение и простота, а также чистота и дерзновение!
В 325 г. святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора. На нем он смог убедить одного из известных философов в истине православной веры. Из совершенных им чудес наиболее известно то, когда он смог превратить змею в золото. После кончины в 348 г. святитель Спиридон был погребен в храме святых Апостолов города Тримифунта. В связи с постоянными набегами арабов мощи святителя в первой половине VII в. были перенесены в Константинополь. Перед падением Византийской империи их доставили на остров Корфу (итальянское название греческого острова Керкира в Средиземном море), где был построен храм в честь его имени. В настоящее время мощи святителя покоятся в серебряной гробнице, украшенной драгоценными камнями, золотыми и серебряными приношениями верующих. Четыре раза в году: в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), в субботу Страстной седмицы, 11 августа и в первое воскресенье ноября по улицам города происходит Крестный ход с мощами святителя. Его правая рука находится в Риме. На месте духовных подвигов святителя Спиридона на Кипре впоследствии был основан мужской монастырь, богослужение в котором совершалось до 1974 г. В настоящее время закрытая и разграбленная обитель находится на оккупированной турецкой территории острова.
На Кипре, в деревне Менико есть удивительный храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их мощи. Рядом с храмом находится святой источник, вода которого целебна и имеет особый вкус. Этим святым молятся о защите от колдовства и магии, которые по природе своей являются служением врагу человеческих душ дьяволу.
В наше время чрезвычайно активизировались контакты с темными силами людей, отчасти не понимающих сути того, что они делают, отчасти сознательно пренебрегающих тяжелейшими последствиями таких действий. Множество «магов» и «целителей» пользуются возможностями рекламы, чтобы нажиться на бедах несведущих, действительно несчастных и больных людей. И в лучшем случае эти «целители» - просто шарлатаны, в худшем - пребывают в бесовском обольщении.
Святые Киприан и Иустиния жили в конце III - начале IV в. Родиной Киприана была Антиохия (в северной части Сирии). Известно, что Киприан обучался философии и колдовству в языческой Греции и в Египте и удивлял всех своими познаниями в тайных науках, путешествуя по разным странам и демонстрируя перед народом всевозможные «чудеса». Их он совершал силой бесовской, пребывая в самообольщении. Многие боготворили Киприана, поражаясь его способностям.
Прибыв в свое отечество, он не переставал заниматься колдовством. В то время здесь жила дочь языческого жреца Иустина. Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила случайно, услышав слова о Христе из уст диакона, проходившего мимо дома ее родителей в то время, как она сидела у окна. Молодая девушка постаралась больше узнать о Христе, первая весть о котором так глубоко запала в ее душу. Иустина полюбила ходить в христианскую церковь, слушать слово Божие и, наконец, приняла святое Крещение. В скором времени она убедила своих родителей в истине христианской веры. Ее отец, бывший языческий жрец, приняв Крещение, был посвящен в священный сан, и дом его сделался благочестивым христианским жилищем.
Между тем Иустина, обладавшая необыкновенной красотой, сама того не желая, обращала на себя внимание многих. Один богатый юноша по имени Аглаид возгорелся к ней блудной страстью. Он просил ее стать его женой, но Иустина, посвятив себя Христу, отказалась от брака с язычником и избегала даже встречи с ним. Он, однако же, настойчиво преследовал ее. Видя безуспешность своих стараний, Аглаид обратился к знаменитому волхву Киприану и попросил его подействовать своим искусством на сердце Иустины.
Киприан, надеясь получить богатое вознаграждение, действительно употребил все средства, которые мог почерпнуть в науке волхвования, и, призвав на помощь бесов, пытался склонить Иустинию на брак с влюбленным юношей. Ограждаемая силою своей всецелой преданности единому Христу, Иустина не поддалась никаким ухищрениям и соблазнам, оставаясь непреклонной.
Тем временем в городе появилось моровое поветрие. Был пущен слух, что могущественный волхв Киприан мстит целому городу за противодействие Иустины, наведя на всех смертельную болезнь. Перепуганные люди обратились к Иустине как виновнице бедствия и убеждали ее выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила народ и в твердом уповании на помощь Божию обещала скорое освобождение от губительной болезни. И действительно, как только она помолилась Богу своей чистой и крепкой молитвой, эпидемия прекратилась.
Эта победа и торжество христианки были полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же стало шагом к спасению человека, одаренного сильным умом, который главным образом по заблуждению растрачивал себя на недостойное употребление своих способностей. Киприан осознал, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на помощь которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это - ничто перед познанием того Бога, которого исповедует Иустина.
Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа - молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан постиг значение этих двух действительно всемогущих орудий. Он пришел к христианскому епископу Анфиму, рассказал ему о своих заблуждениях и просил научить его истинам христианской веры, чтобы подготовиться к единому истинному пути, открытому Сыном Божиим, и затем принял святое Крещение. Через год он был поставлен иереем, а потом епископом, между тем как Иустина была посвящена в диаконисы и поставлена начальницей общины христианских дев. Воодушевленные пламенной любовью к Богу, Киприан и Иустина много послужили распространению и утверждению христианского учения. Это навлекло на них гнев противников и гонителей христианства. Получив донос о том, что Киприан и Иустиния отвращают народ от богов, правитель области Евтолмий схватил их и повелел истязать за веру во Христа, которую они непоколебимо исповедовали. Затем он отослал их к римскому императору, по приказанию которого они были усечены мечом. Так из жизни земной в жизнь вечную перешли святые мученики Киприан и Иустина. Их мощи хранились в Риме, затем их перевезли в Антиохию, а позже, в 1268 г., - на остров Кипр, в деревню Менико. Этим святым молятся за тех, кто попадает под влияние тоталитарных сект, оккультных знаний и сомнительных «народных» целителей.