fbpx
Что требуется сделать, чтобы в белорусской экономике слабый инновационный ветер сменился умеренным до сильного? Уважаемые читатели!
Ответ на поставленный вопрос очевиден: необходимо создать условия для конкуренции. В 1992 г. профессор Лудольф на лекции в Академии управления в г. Целле (Германия) высказал мнение о том, что Восток проиграл Западу потому, что в рыночной экономике цена на продукт определяется спросом, а на Востоке она формировалась на основе затрат, к которым добавлялась прибыль. Пришлось возразить, ибо влияние принципа ценообразования на итоги противостояния - вторично. Нежизнеспособность восточной экономики, как и затратный алгоритм формирования цены, предопределяло то, что на Западе существует жесткая конкуренция, а на Востоке ее не было, и слаба она по сей день. По-прежнему производим не то, что требует рынок, а то, к чему приспособлена технология.
Изменение условий работы на российском рынке вынуждает белорусские предприятия совершенствовать производственный процесс и выпускаемую продукцию, но средств для обеспечения конкурентоспособности явно недостаточно. Кроме того, отсутствуют и сколько-нибудь серьезные научные заделы. Россияне, испытывая те же трудности, идут по пути привлечения западных технологий. Этот механизм использовали и юго-восточные страны, ставшие сейчас в ряд высокоразвитых.
В силу того, что Беларуси в современных условиях это сделать сложно или, точнее, практически невозможно, работать необходимо над изменением структуры экономики и научных исследований. Для обеспечения устойчивого положения на внешних рынках необходимо сократить число экспортоориентированных предприятий, переобучая высвобождаемый персонал для сферы услуг. Следует сократить и поле научных изысканий, сосредоточив усилия ученых на научном сопровождении экспортеров. Как экспортный, так и тем более научный результат может быть достигнут только в результате концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях. Недавно один зарубежный консультант заметил, что в развивающихся странах стало модно говорить о том, что идет работа и в области нанотехнологий, и IT-индустрии, и в атомной энергетике, и в освоении космоса. Не исключение и Беларусь. Но добиться приемлемых результатов по всем направлениям невозможно. Например, в мире существовало только две страны: США и СССР, в которых полностью создавались самолеты - от проектирования до воплощения в металл. Все остальные государства летательные аппараты делали объединяя усилия. По этому пути начинает идти и Россия.
Но только концентрации усилий недостаточно. Для полноценного участия в международном разделении труда необходимо развивать конкуренцию внутри страны. Это не должно касаться экспортообразующих предприятий. Их сфера - внешняя. На внутреннем рынке рационально организовать конкуренцию между малыми и средними предприятиями. Их инновационные усилия должно поддерживать государство путем организации инновационных центров, венчурных фондов, технопарков, льготированием кредитов и подготовкой специалистов и ученых.
Что касается развития человеческого потенциала, то этот фактор наиболее инерционен. Для его активизации необходимо не только улучшить материальную базу учебных заведений, но и качественно обновить преподавательский состав. Следует расширить стажировки за рубежом, всемерно поощрять научные исследования прикладного характера. Эффективность учебного процесса должна оцениваться обучаемыми в индивидуальном письменном отзыве на прослушанный лекционный курс или проведенные занятия. Эту оценку логично учитывать при аттестации преподавателей и установлении им заработной платы.
Но быстро качество преподавания не изменишь. Поэтому рационально поощрять учебу за рубежом. Следует материально поддерживать талантливую молодежь из числа студентов и ученых, создавая для специалистов условия, исключающие возникновение стремления покидать Беларусь. При этом нужны стимулы, а не запретительные меры. Чем больше они почерпнут из учебы в развитых странах, тем интеллектуально богаче будет Беларусь.
И все же с учетом сложившегося состояния науки и того обстоятельства, что предлагаемые меры дадут результаты только по истечении 5-10 лет, необходимо ставку делать на адаптацию технологий экономически развитых стран к производственным процессам наших предприятий.
Это понимание зреет у нас крайне медленно. Как пример можно привести разработку и производство двигателя мощностью более 300 л.с.
Несмотря на то что еще в 1996 г. при посещении Президентом РБ фирмы International Harvester в Чикаго была достигнута договоренность о строительстве предприятия по выпуску таких двигателей, до настоящего времени они закупаются ПО «МТЗ» и ПО «Гомсельмаш» за рубежом. И только после посещения Президентом в 2010 г. Бразилии и встречи с представителями этой фирмы переговоры о строительстве завода возобновились. Ушло 14 лет на осознание того, что сами мы двигатель не создадим, и все усилия, а они активно предпринимались, напрасны.
Вяло работаем и над организацией производственной кооперации, включая юго-восточные страны и, в частности, Китай. Еще приходится слышать на уровне руководителей концернов, что в мире якобы уже поняли, что перенос производства в развивающиеся страны неэффективен. Однако, напротив, все больше развитые страны отказываются от непосредственного производства и увеличивают долю услуг в ВВП. За этим - будущее.
Хочется надеяться, что мы осознаем истинное положение страны в международном разделении труда и сделаем соответствующие выводы.
С уважением, главный редактор   А.Н. Ковтуненко