Владимир СВЕРКУНОВ Информационные технологии (IT) буквально на глазах меняют содержание и качество нашей жизни. Пресловутая кнопка стала своего рода подобием волшебной палочки: простым нажатием на нее дается старт сложнейшим процессам, будь то производство деталей или приобретение билетов на самолет. Законы развития
В последние десятилетия лидерство стран в мире во многом обеспечивается развитием IT-индустрии. В Беларуси также есть примеры эффективной работы компаний в сфере информационного «преобразования» жизни. Одна из самых успешных - СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA), созданная еще в 1993 г. Сегодня здесь трудится более 2,3 тыс. высококвалифицированных сотрудников, разработки которых используются во многих странах мира.
О том, как развивается IT-индустрия в республике, о проблемах, которые приходится решать, рассказывает генеральный директор IBA Сергей ЛЕВТЕЕВ.
- Сергей Вадимович, известно, что СП ЗАО «Международный деловой альянс» было создано с участием всемирно известной компании IBM. Какие связи существуют с ней в настоящее время? Помогает ли это завоевывать новые позиции в мире?
- Сразу отмечу, что значительное количество наших разработок базируется на решениях этой корпорации. IBM была и сегодня является нашим стратегическим партнером, с которым мы совместно осуществляем проекты как для западных заказчиков, так и для заказчиков из Беларуси и стран СНГ.
Наш Технический центр представляет интересы IBM на территории Беларуси. Кроме того, нас связывает единство всех бизнес-процессов, которые, начиная с 1993 г., мы выстраивали с участием и под патронажем этой корпорации. И неслучайно, что в 1999 г. наше предприятие стало одним из шести первых лауреатов Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества: к тому времени у нас уже действовали все международные стандарты в этой сфере.
- А как складываются взаимоотношения с белорусскими учредителями: НИИЭВМ и МПОВТ?
- Существует мнение, что до прихода западных технологий в нашу страну такие области как создание средств вычислительной техники и программных продуктов были представлены на довольно низком уровне. Должен отметить, что и НИИЭВМ, и МПОВТ решали сложные задачи, и существовала отечественная школа IT, которая славилась своими достижениями и успехами не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Сложнейшие программно-аппаратные комплексы, созданные для народного хозяйства и обороны, успешно работали. Сегодня мы продолжаем сотрудничество с этими предприятиями, стараемся поддержать их. Например, наша компания совместно с МПОВТ разработала первый отечественный банкомат, а с НИИЭВМ мы развиваем такое направление, как бесконтактные карты различного назначения. Сейчас они внедряются на Минском метрополитене, а в дальнейшем могут стать единым платежным средством на всех видах городского и междугородного транспорта, включая железную дорогу.
- На какие рынки работает IBA? Насколько интересны компании потребители Беларуси, а также России и стран СНГ?
- В первую очередь мы ориентируемся на Западную Европу и США, а в последнее время стали активно работать и в других регионах, в частности, в Южной Африке. Но нам близки и дороги наши белорусские партнеры, хотя модель сотрудничества здесь другая. Если на западном рынке мы выступаем, в основном, как аутсорсинговая компания, то на внутреннем пытаемся предложить свои решения: как программные разработки, так и программно-аппаратные комплексы. Например, значительную долю занимают проекты в сфере банковского ритейла. Выполняем и разработки по конкретным заказам. В числе партнеров - большинство банков нашей страны, Белорусская железная дорога, крупные промышленные предприятия.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что мы возвратились в Россию, где объем заключенных договоров постоянно растет. Думаю, в этом году окончательно закрепимся на рынке Казахстана: большой объем работ по созданию программных продуктов выполняется для железной дороги этой страны. Планы по активизации деятельности в странах СНГ связываем с разрабатываемыми нами продуктами, такими как система электронного документооборота «Канцлер», которая, кроме названных государств, внедрена на предприятиях Украины, Туркмении, Узбекистана. А в течение двух лет рассчитываем представить ее и в других странах СНГ. Спектр предложений достаточно обширный: система может использоваться и в органах государственного управления, и на различных предприятиях - от небольших до предприятий с территориально-распределенной структурой, холдингового типа - независимо от их формы собственности. Причем для каждой страны готовится специальная модификация, учитывающая особенности законодательства, сложившиеся инфраструктурные связи.
С Россией работать непросто. Во-первых, там немало софтверных-компаний, подобных нашей, и, во-вторых, есть определенные ограничения по доступу на рынок. Чтобы преодолеть их, создана российская компания, которая все активнее позиционирует себя на рынке. Подобную структуру формируем и в Казахстане.
- В чем смысл создания «Группы IBA»? Какую роль играет в ней компания «Международный деловой альянс»?
- Любой бизнес должен развиваться не только технологически, но и организационно. Заказчики хотят, чтобы сервис был максимально приближен к месту их нахождения. В некоторых странах существуют формальные ограничения по доступу к тем или иным работам иностранных компаний, в связи с этим, например, в Евросоюзе издано немало директив. В результате потребовалось создать сеть предприятий, и сегодня в состав «Группы IBA» входит более 20 компаний, расположенных, кроме Беларуси, в Чехии, Германии, США, России, Болгарии и на Кипре. Причем основная масса специалистов сосредоточена в минском Центре разработки, который играет роль интеллектуального «штаба». В свою очередь, у минской IBA есть филиалы в Новополоцке и Могилеве, в Гомеле работают два предприятия: IBA-Гомель и IBA-Гомель-парк.
Как разделить «пирог»?
- Высока ли конкуренция в сфере разработки программных продуктов за рубежом и в Беларуси? Изменились ли ее условия с началом деятельности Парка высоких технологий?
- Сфера информационных технологий развивается достаточно бурно, и динамика роста рынка здесь гораздо выше, чем, скажем, в целом в промышленности. Но высока и конкуренция, поэтому в разных странах ищут модели организации бизнеса, которые помогли бы IT-компаниям уверенно чувствовать себя на рынке. В Беларуси создан Парк высоких технологий (ПВТ) с определенными налоговыми льготами для его резидентов. В их число вошли и две наши дочерние компании, а это более 400 специалистов. Однако в целом мы не ставили перед собой цель любой ценой «влиться» в эту структуру, поскольку существует ряд ограничений для компаний по вступлению в ПВТ. Например, это должны быть предприятия, которые занимаются только разработкой программных продуктов, а IBA, в частности, успешно создает и программно-аппаратные комплексы. Пока заметного влияния на мировой рынок программных продуктов ПВТ не оказал. Льготные условия, созданные в Парке, а это касается, в основном, заработной платы сотрудников, больше сказываются на конкуренции иного рода: идет борьба за квалифицированные кадры, и здесь оплата труда имеет немаловажное значение. В то же время у организаторов ПВТ есть стремление сделать Беларусь значимым «игроком» в этой сфере, причем часто ссылаются на опыт Индии, где компании занимаются в значительной степени аутсорсингом в области программирования.
- А каковы перспективы развития аутсорсинга?
- В нашей республике он получил статус основной и чуть ли не единственной формы развития ИТ-отрасли. На мой взгляд, это неправильно. В начале 90-х гг. я посещал индийские компании, которые сейчас считаются грандами аутсорсинга, с десятками тысяч сотрудников. Они ничего особенного собой не представляли, в первую очередь, не имели многолетнего опыта разработки ПО. Поэтому у них не было реальной альтернативы. Но сейчас крупные индийские компании уже создают свои программные продукты и активно продвигают их на мировом рынке. Надо ли нам повторять этот длинный и сложный путь? Ведь у белорусской IT-индустрии есть очень глубокие и серьезные традиции именно в области создания программных продуктов. А аутсорсинг, который зачастую преподносится как великое благо, для большинства компаний может быть лишь временной мерой. Более того, выдвигаются такие идеи: мол, давайте увеличим число программистов с сегодняшних 25-30 до 300 тыс. и завоюем мировой рынок аутсорсинга. Я думаю, что такое механическое умножение абсолютно бесперспективно. Кроме того, это создаст огромные риски. Ведь в основных странах - поставщиках аутсорсинга на мировой рынок существует огромный внутренний рынок, чего, к сожалению, практически нет в Беларуси. А это дает возможность сгладить рыночные колебания: сервис - не продукция, на склад не положишь. Сегодня, учитывая размеры страны, Беларусь занимает в этой сфере достойную нишу. Для нашей компании аутсорсинг - один из основных видов деятельности. В апреле 2010 г. она была признана одним из 75 мировых лидеров в данной сфере. Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP), выстраивающая этот рейтинг, руководствуется многими критериями, нашей же сильной стороной признана высокая квалификация специалистов в различных направлениях деятельности
В начале 90-х гг., когда зарождалась IBA, аутсорсинг был благом, ведь на предприятиях, занимавшихся IT, в связи с распадом СССР численность персонала сократилась в 10 раз, поскольку не было заказов и, соответственно, работы. И классные специалисты вынуждены были уходить в другие отрасли вплоть до строительства и торговли. Любой заказ давал возможность программистам работать по своей специальности. Но то, что было хорошо 17 лет назад, сейчас выглядит несколько иначе. Сегодня в нашей компании доля собственных разработок постоянно растет и хотелось бы, чтобы это происходило быстрее.
Приоритеты и проблемы
- Есть ли специализация в работе компании? Какие направления вы считаете приоритетными?
- Для корпоративного рынка мы предлагаем информационно-аналитические системы, системы планирования ресурсов и электронного документооборота. Для финансовой сферы - системы самообслуживания на базе инфокиосков, банкоматов, Интернет и мобильной связи - Интернет-, SMS- и Мобильный банкинг. Есть технические возможности осуществлять таким способом любые платежи. Но к этому пока не всегда готова банковская система. В частности, сейчас мы активно предлагаем системы продажи билетов через терминалы и Интернет на электрички и междугородные автобусы. Должен отметить, что в этой сфере инвестиции окупаются довольно быстро, ведь любой автомат работает 24 часа в сутки без выходных и отпусков.
Одно из приоритетных направлений - мобильные технологии. Сотовый телефон, который сегодня представляет собой настоящий компьютер, дает практически неограниченные возможности для внедрения разного рода информационных сервисов. Довольно успешно развивается мобильный банкинг, позволяющий осуществлять всевозможные банковские операции с телефона. Думаю, как и наши западные соседи, мы в скором времени придем к тому, что с «мобильника» можно будет платить за проезд в метро и наземных видах транспорта.
- Какое участие принимает компания в автоматизации производства, управленческих процессов?
- Серьезная динамика начнется, когда промышленность будет ставить во главу угла не объемные показатели, а эффективность работы, которая выражается прибылью. В этом случае потребуются аналитические системы, в частности, планирования ресурсов, разработки прогнозов. Сегодня такие продукты внедряются там, где руководитель, работая на перспективу, заинтересован в том, чтобы предприятие повысило конкурентоспособность. У нас есть хороший пример сотрудничества с Белорусским автомобильным заводом. Вместе с НИИЭВМ мы начали с осуществления проекта оптимизации использования человеческого капитала, который затем перерос в систему управления ресурсами. Сейчас она активно внедряется на предприятии. Но такие примеры, к сожалению, пока не носят массового характера. Ведь, как правило, подобные системы требуют организационной перестройки предприятия. На том же БелАЗе были объединены некоторые подразделения, изменены функции ряда служб. Естественно, это вызвало необходимость психологической перестройки коллектива. Я считаю, ошибаются те руководители, которые думают, что придет IT-компания и «сделает красиво», а работникам нужно будет только нажимать кнопки. Внедрение должно осуществлять само предприятие с помощью внешних специалистов, владеющих определенными технологиями. Еще одно серьезное заблуждение - когда пытаются приспособить компьютерные программы к старым бизнес-процессам только потому, что так удобнее персоналу.
- В то же время многие предприятия внедрили российские программные продукты, в частности, 1С, «Галактика». А почему они не выбрали белорусские разработки?
- В большой степени это объясняется промышленной политикой, которая проводится в республике. Например, россияне основательно защищают свой рынок программных продуктов: выйти на заказчика, финансируемого из бюджета, практически невозможно. А у нас для иностранцев действуют те же условия, что и для резидентов Республики Беларусь. А ведь есть еще и такой аспект, как информационная безопасность, значение которой в современном мире возрастает. Мы первыми в Беларуси сертифицировали свои приложения на соответствие стандартам безопасности. В 2000 г. в нашей компании создана аккредитованная Госстандартом Испытательная лаборатория информационных систем. Мы также предлагаем потребителям полностью защищенные программно-аппаратные комплексы.
К сожалению, в республике нет единого органа, который координировал бы деятельность компаний всей IT-отрасли. Он нужен для того, чтобы определять политику использования и внедрения IТ хотя бы для органов государственного управления. Необходимость обеспечения взаимодействия «разнокалиберных» систем, создаваемых в ведомствах, ведет к дополнительным затратам на их интеграцию, что снижает эффективность использования бюджетных средств. Единый подход должен быть и при формировании компьютерных систем в банках, которые, в основном, являются государственными.
- Наверное, это актуально и для проекта «Электронная Беларусь», который реализуется в республике?
- Стоит отметить, что это - пока не очень крупный шаг на пути внедрения информационных технологий в общественную жизнь. Для сравнения приведу пример Словакии - страны, где численность населения вдвое меньше. Там осуществляется проект «Информационное общество» с бюджетом более 1 млрд. евро. На «Электронную Москву» планируется затратить 2 млрд. долл. Еще большие суммы направляются на эти цели в экономически развитых странах Евросоюза. У нас же на «Электронную Беларусь» выделено 75 млрд. руб., или около 25 млн. долл. Как видим, цифры отличаются на два порядка, и это, если ситуация не изменится, неизбежно приведет нас к отставанию даже от ближайших соседей.
По остаточному принципу
- Насколько рентабельна работа в сфере высоких технологий?
- Этот показатель зависит от рынка, на котором работаешь. Например, для госпрограмм в Беларуси установлена планка - не выше 7%. А по последним договорам вообще требуют, чтобы мы могли окупать только свои издержки, и не более того. Но если учесть, что затраты мы несем сегодня, а деньги получим только через год, то понятно, что реально приходится работать в убыток. На рынках, где такое регулирование отсутствует или его масштабы меньше, возможности получить прибыль возрастают. В какой-то мере для нас выгоден аутсорсинг: достаточно оснастить компьютерное место, наладить связь через Интернет и загрузить программиста работой. Как правило, за полгода эти расходы окупаются. Если же речь идет о создании продуктов, здесь «расклад» совершенно другой. Организуется коллектив, который работает месяцы и даже годы, а результат может быть нулевым, если созданное им программное обеспечение «не пошло» на рынке. И даже у самых успешных компаний не бывает, чтобы все проекты попали в «десятку». Таким образом, эта работа требует серьезных, длительных и рисковых инвестиций, а рентабельность зависит от очень многих факторов: умения специалистов разработать качественный продукт, прогнозирования, насколько он будет востребован на конкретном рынке, грамотных маркетинговых действий по его продвижению. Но зато и норма прибыли здесь выше, чем в аутсорсинге: ведь само по себе тиражирование стоит недорого.
- Устраивает ли вас качество подготовки специалистов в области IT белорусскими вузами?
- Наше высшее образование серьезно отстает от динамично развивающейся IT-индустрии. В его системе не произошло обновления кадрового состава, и того запаса прочности, которым оно обладало, уже недостаточно. В какой-то мере сказывается недостаток финансирования вузов. И здесь IBA и другие крупные компании помогают в их оснащении современной техникой, создают учебные лаборатории, наши специалисты преподают ряд учебных дисциплин. Но можно успешно работать и при дефиците средств, если применять менее затратные формы обучения, в частности, шире использовать дистанционное обучение. А для него нужно разработать законодательную и технологическую базу, ведь пока все это больше напоминает самодеятельность. Наша компания создала специальный продукт - сетевую образовательную платформу e-University, который мы активно предлагаем вузам, средним специальным учрежденям образования и даже школам. На его основе можно организовать полноценное дистанционное обучение студентов и учащихся, гарантируя высокое качество их знаний. Хотя наши многолетние затраты по пропаганде и продвижению в Беларуси этого вида образования могут и не окупиться. Рынок в итоге может быть занят западными продуктами, адаптированными российскими компаниями.
Во взаимоотношениях с системой высшего образования нас беспокоит еще один момент. При распределении выпускников предпочтение отдается государственным предприятиям, а крупнейшим частным структурам специалисты распределяются «по остаточному принципу». Безусловно, это несоизмеримо с той ролью, которую играют негосударственные компании в индустрии информационных технологий. И если мы хотим, чтобы эта важная сфера продолжала динамично развиваться, надо, безусловно, уделить особое внимание кадровой проблеме: чтобы выпускники стремились на работу в лучшие компании, а вузы и государство поддерживали их в этом.
СП ЗАО «Международный деловой альянс»
220040, г. Минск, ул. М. Богдановича, 155
Тел.: +375 17 217-33-48
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.iba.by