Анатолий ФИЛОНОВ
Техническим перевооружением целых отраслей отмечено в Беларуси последнее десятилетие. Какие результаты дает эта работа? Как будет вестись переоснащение промышленности в дальнейшем? На эти и другие вопросы редакции отвечает заместитель министра экономики Республики Беларусь Анатолий ФИЛОНОВ.
- Анатолий Васильевич, какие мероприятия в связи с высоким износом активной части основных средств в промышленности осуществляет министерство для повышения конкурентоспособности белорусских предприятий?
- Уровень износа основных средств в промышленности Республики Беларусь в течение последних пяти лет неизменно снижается. Если в 2005 г. удельный вес накопленной амортизации составлял 63%, то в 2009 г. (по оценке) эта цифра составит около 55% (см. табл.).
Износ основных средств в промышленности
Годы 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Удельный вес накопленной
амортизации 59,0 63,0 61,0 59,0 56,0 55,4
Основным фактором уменьшения уровня износа является увеличение объемов инвестиций в основные средства промышленных организаций с целью их модернизации. Особенно сильно этот фактор повлиял на снижение износа в электроэнергетике, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов.
В этом направлении осуществляются общесистемные мероприятия, направленные на модернизацию предприятий. В последние годы в каждой отрасли разрабатываются планы инвестиционного и инновационного развития. Это позволяет в среднесрочной перспективе определять приоритеты и направления работ.
Основополагающие документы в этом направлении следующие:
• Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 г.;
• отраслевые и региональные инвестиционные программы;
• государственные, отраслевые и региональные программы развития конкретных отраслей промышленности и предприятия, например, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг., Программа развития плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.
В каждой программе предусмотрены конкретные объекты, ввод которых позволяет увеличивать производство конкурентоспособной продукции и одновременно обновлять основные средства организаций.
Например, в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь в 2009 г. были введены в эксплуатацию производства по 215 проектам, из них: первого уровня - 31 (новые предприятия), второго - 84 (новые производства), третьего - 100 (модернизация действующих производств).
По Министерству промышленности наиболее важными стали следующие производства:
• пластин монокристаллического кремния по требованиям субмикронной технологии на РУП «Завод Камертон»;
• по выпуску строительных подъемников на РУП «Завод «Могилевлифтмаш»;
• по переработке отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом на РУПП «Белцветмет»;
• радиаторов для систем водяного отопления в ОАО «Лидсельмаш».
В концерне «Белгоспищепром» организованы производства сухого свекловичного жома в ОАО «Жабинковский сахарный завод» и быстрорастворимых каш для детского питания в Волковысском ОАО «Беллакт».
В концерне «Беллегпром» создано производство ковров жаккардовых с разрезным, петельным, комбинированным ворсом и пряжи полугребенного способа прядения (1-й этап) - ОАО «Ковры Бреста», а в концерне «Белнефтехим» - парафина нефтяного твердого - ОАО «Завод горного воска». Завершено также строительство установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга в ОАО «Мозырский НПЗ».
Для стимулирования обновления основных средств высокотехнологичным оборудованием принимаются определенные решения. Наиболее актуальным для предприятий является освобождение от таможенных пошлин ввозимого технологического оборудования. Так, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 08.10.2009 г. №497 «О временном установлении ставки ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов», в соответствии с которым более чем по 200 позициям технологического оборудования установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
- Изношенность основных средств не позволяет формировать амортизационные фонды в размерах, достаточных для технического перевооружения, а мировой экономический кризис негативно повлиял на рентабельность производства. Какие в таких условиях могут быть источники финансирования модернизации?
- В настоящее время в распоряжении организаций имеется достаточное число вариантов и источников финансирования технического перевооружения, в том числе с государственной поддержкой. Наиболее популярным и современным является кредитование с последующим возмещением части процентов за пользование банковским кредитом. Например, в 2010 г. уже принято 5 решений Правительства в этом направлении. Принимаются также меры по использованию иностранных кредитных линий для закупки импортного оборудования. В условиях экономии валютных средств это наиболее выгодный механизм финансирования приобретения оборудования.
Например, в концерне «Беллегпром» за январь-март текущего года привлечено 8 млн. долл. за счет иностранных кредитных линий на финансирование инвестиционных проектов ОАО «Витебские ковры» и ОАО «Ручайка».
Выделяются средства и в рамках государственных программ. Например, на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2009 г., по предварительной оценке, из средств местных бюджетов оказана финансовая поддержка 92 субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов на общую сумму более 3,1 млрд. руб. под создание 201 нового рабочего места.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей помог в реализации 55 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму около 2,1 млрд. руб.: 940,2 млн. руб. - кредитование; 1107,2 млн. - лизинг, 42 млн. руб. - предоставление гарантий по кредитам.
- Какую роль играют меры государственной поддержки, налоговые и таможенные льготы? Насколько эффективно они используются?
- К мерам государственной поддержки можно отнести ежегодно принимаемые Указы Президента Республики Беларусь по стимулированию развития промышленного производства. Их сущность заключается в предоставлении организациям особого режима в части уплаты сумм по ряду налогов (на прибыль и оборотных налогов) с перевыполненного объема производства. Так, по итогам работы за 2009 г. более 10 млрд. руб., высвобожденных по результатам работы Указа по стимулированию развития промышленного производства, были оставлены в распоряжении промышленных организаций. Аналогичный Указ принят и на 2010 г.
В целях повышения конкурентоспособности товаров легкой промышленности принят и реализуется Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 282 «О некоторых вопросах Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности», предусматривающий комплекс мер, способствующих осуществлению технического перевооружения и стабилизации финансового состояния организаций отрасли. В соответствии с ним выделены кредитные ресурсы 43 организациям концерна на сумму 486,3 млрд. руб., в том числе в 2010 г. - на сумму 36 млрд.
В 2010 г. согласно разработанной инвестиционной программе предприятия концерна «Беллегпром» предусматривают направить инвестиции в основной капитал на сумму 323,8 млрд. руб., что составит 125% к 2009 г. Из них на приобретение оборудования планируется использовать не менее 85% общего объема инвестиций в основной капитал, что позволит расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции.
- Какие направления являются приоритетными для инвестиций с участием государства?
- Приоритетными направлениями создания новых видов промышленной продукции в Беларуси станут:
• совершенствование уже выпускаемой продукции в традиционных отраслях промышленности за счет обновления используемого технологического оборудования, создания новых моделей уже выпускаемой номенклатуры продукции;
• освоение производства ранее не выпускавшихся в республике видов продукции, основанных на применении передовых производственных технологий. Приоритетами в этом направлении являются: производство информационно-коммуникационной и медицинской техники, выпуск фармацевтической продукции, создание новых технологических и строительных материалов, освоение новых видов продукции с использованием биотехнологий.
На новый уровень должен быть выведен ряд развивающихся в настоящее время направлений прикладных исследований, соответствующих основным тенденциям мирового научно-технологического развития:
• микроэлектроника и информационные технологии (лазерно-оптические, субмикронные технологии, светодиодная техника, радиоэлектронные цифровые устройства, производство вычислительных средств);
• машиностроение (автотракторосельхозмашиностроение, базовые компоненты и материалы для отечественного машиностроения);
• материаловедение (металлургия, сварка металлов и покрытия, материалы в промышленности и строительстве);
• химия (полезные ископаемые, удобрения, малотоннажная химия, лекарственные и лекарственно-диагностические препараты).
- Что делается для притока иностранных инвестиций? Какие государства предлагают наиболее благоприятные условия в этой сфере?
- Национальное законодательство в этой сфере, сведенное в Инвестиционном кодексе, гарантирует равные права и возможности как для иностранных, так и для отечественных инвесторов.
Действующее законодательство Республики Беларусь отличается значительным количеством льгот и преференциальных режимов для инвесторов. Целый ряд налоговых преференций установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12 «О парке высоких технологий». В соответствии с ним полностью освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на капитальные вложения, применяются пониженные ставки налога на прибыль в инновационных и высокотехнологичных производствах.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль по ставке 12% против 24% для всех предприятий республики. При этом прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в течение пяти лет освобождается от налогообложения. Для них также установлены льготы по таможенным пошлинам, НДС, налогу на недвижимость.
Дальнейшему увеличению инвестиционной привлекательности СЭЗ и повышению эффективности их работы будет способствовать создание высшего органа управления свободными экономическими зонами (Наблюдательного совета). Его работа должна обеспечить согласованность создания и развития новых видов производств в СЭЗ с отраслевыми и региональными инвестиционными и производственными программами, а также исключить:
• создание «дублирующих производств», действующих в разных инвестиционных режимах или с применением иных видов государственной поддержки;
• перепроизводство и перенасыщение внутреннего рынка по номенклатуре уже выпускаемых отечественными производителями товаров.
В целях повышения деловой активности и создания условий для привлечения инвестиций приняты Декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» и от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». В их основу заложены существенные льготы для инвесторов по основным налогам, а также установлены привилегии в области закупок, лицензирования, кредитования, ценообразования. Для расширения установленных данными документами льгот в настоящее время принят Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. №4 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 и от 28 января 2008 г. №1», которым действующие в сельской местности и малых городах льготы существенно расширены, а условия их получения значительно упрощены.
Повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь способствовало и вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Согласно данному документу инвестору может быть предоставлен любой необходимый объем льгот путем заключения с ним соответствующего инвестиционного договора. Декретом также предоставлены инвесторам дополнительные гарантии по защите инвестиций.
- Как решается задача увеличения доли 5-го и 6-го технологических укладов? Какие проблемы нужно решить для большей эффективности этой работы?
- Повышение доли 5-го и 6-го технологических укладов - одна из основных задач на предстоящее пятилетие, для решения которой принят ряд программных документов.
В целях увеличения выпуска высокотехнологичной продукции разработана и утверждена Пошаговая стратегия до 2015 г. увеличения не менее чем на 200% доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. В число определенных данной стратегией задач входит обеспечение роста производства и экспорта указанных товаров, приоритетности развития отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивающих разработку и внедрение высоких технологий, а также производства товаров с высокой долей добавленной стоимостью.
Стратегией предусмотрено наращивание объема экспорта высокотехнологичной продукции с 1,4 млрд. долл. в 2008 г. до 6,4 - в 2015 г., что позволит увеличить долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта за указанный период с 3,9 до 14%.
Разработан проект концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. В ней определены Перечень и Структура приоритетных направлений научно-технической деятельности на этот период и на перспективу, а также направления создания новых предприятий и производств, в том числе в «прорывных направлениях».
Концепцией предусмотрен ряд количественных параметров, достижение которых позволит достичь необходимого уровня конкурентоспособности продукции. Предусмотрено, что доля новых изделий в общем объеме продукции промышленности возрастет с 16,4% в 2008 г. до 25% в 2015 г., доля инновационно активных субъектов хозяйствования в общем количестве промышленных предприятий - с 17,6 до 30,5%, а доля инновационной продукции в общем ее объеме - с 14,2 до 20%.
Разработана и принята Программа производства новых видов продукции в 2010-2015 гг.
В этих документах заложены определенные индикаторы, которые должны приблизить республику к высокой доле 5-го и 6-го технологических укладов.
Удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства имел тенденцию к росту в течение пяти предыдущих лет, составив даже в кризисном 2009 г. 15,4%. За три месяца 2010 г. этот показатель достиг уже 17%.
Стабильный уровень обновления выпускаемой продукции тесно взаимосвязан с инновационной активностью крупных белорусских промышленных предприятий. Более 17% их общего числа ежегодно вносили изменения в используемые технологии, осуществляли разработку, внедрение новых или усовершенствованных видов продукции. Это позволило достичь и поддерживать долю инновационных изделий на уровне 14-15% в течение последних четырех лет.
- Насколько активно участвует в техническом переоснащении промышленности белорусское станкостроение? Существуют ли государственные программы создания новых видов оборудования?
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2003 г. №820 в Республике Беларусь утверждена Государственная целевая программа создания комплекса металлообрабатывающего оборудования, производства высокоточного автоматизированного оборудования, в том числе гибких производственных модулей и инструмента, на 2003-2010 гг. («Станкостроение»).
Станкостроительные предприятия республики принимают активное участие в техническом переоснащении промышленного комплекса республики. Так, за 2009 г. они отгрузили более 1,4 тыс. единиц металлообрабатывающего оборудования и 2 автоматические линии на сумму более 50 млн. долл., из которых 1038 единиц оборудования закуплено промышленными организациями Республики Беларусь.
В 2010 г. и последующие годы в рамках заданий подпрограммы «Станки и инструмент» станкозаводы планируют освоить производство следующего оборудования с ЧПУ:
• зубошлифовальных и шлицефрезерных полуавтоматов для обработки зубчатых колес и шлицевых валов диаметром до 320 мм с системой управления уровня CNC;
• ряда многоцелевых горизонтальных станков, построенных по блочно-модульному принципу, а также специальных колесотокарных станков;
• горизонтальных и вертикальных обрабатывающих центров с устройством автоматической смены столов-спутников, а также для силовой обработки поверхностей со сложным профилем;
• зубофрезерных полуавтоматов для фрезерования конических колес с круговым зубом, комплекса оборудования для изготовления и контроля зубчатых колес, шлифовально-затыловочных станков, станков для шлифовки винтовых поверхностей, шлифовально-заточных станков с неподвижным столом для плоских протяжек, комплекса оборудования для продукционного зубошлифования червячным кругом;
• резбошлифовальных полуавтоматов, портальных плоскопрофилешлифовальных станков с размерами зеркала стола 1000х3000 мм.
- Какие задачи по сокращению износа основных фондов ставятся на два следующих пятилетия?
- В настоящее время ведется работа над концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. В этих документах будет заложена задача по максимальному обновлению основных средств в целях повышения конкурентоспособности продукции и достижению значения коэффициента обновления основных средств к 2015 г. не менее 7.
В этом направлении осуществляются общесистемные мероприятия, направленные на модернизацию предприятий. В последние годы в каждой отрасли разрабатываются планы инвестиционного и инновационного развития. Это позволяет в среднесрочной перспективе определять приоритеты и направления работ.
Основополагающие документы в этом направлении следующие:
• Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 г.;
• отраслевые и региональные инвестиционные программы;
• государственные, отраслевые и региональные программы развития конкретных отраслей промышленности и предприятия, например, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг., Программа развития плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.
В каждой программе предусмотрены конкретные объекты, ввод которых позволяет увеличивать производство конкурентоспособной продукции и одновременно обновлять основные средства организаций.
Например, в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь в 2009 г. были введены в эксплуатацию производства по 215 проектам, из них: первого уровня - 31 (новые предприятия), второго - 84 (новые производства), третьего - 100 (модернизация действующих производств).
По Министерству промышленности наиболее важными стали следующие производства:
• пластин монокристаллического кремния по требованиям субмикронной технологии на РУП «Завод Камертон»;
• по выпуску строительных подъемников на РУП «Завод «Могилевлифтмаш»;
• по переработке отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом на РУПП «Белцветмет»;
• радиаторов для систем водяного отопления в ОАО «Лидсельмаш».
В концерне «Белгоспищепром» организованы производства сухого свекловичного жома в ОАО «Жабинковский сахарный завод» и быстрорастворимых каш для детского питания в Волковысском ОАО «Беллакт».
В концерне «Беллегпром» создано производство ковров жаккардовых с разрезным, петельным, комбинированным ворсом и пряжи полугребенного способа прядения (1-й этап) - ОАО «Ковры Бреста», а в концерне «Белнефтехим» - парафина нефтяного твердого - ОАО «Завод горного воска». Завершено также строительство установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга в ОАО «Мозырский НПЗ».
Для стимулирования обновления основных средств высокотехнологичным оборудованием принимаются определенные решения. Наиболее актуальным для предприятий является освобождение от таможенных пошлин ввозимого технологического оборудования. Так, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 08.10.2009 г. №497 «О временном установлении ставки ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов», в соответствии с которым более чем по 200 позициям технологического оборудования установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
- Изношенность основных средств не позволяет формировать амортизационные фонды в размерах, достаточных для технического перевооружения, а мировой экономический кризис негативно повлиял на рентабельность производства. Какие в таких условиях могут быть источники финансирования модернизации?
- В настоящее время в распоряжении организаций имеется достаточное число вариантов и источников финансирования технического перевооружения, в том числе с государственной поддержкой. Наиболее популярным и современным является кредитование с последующим возмещением части процентов за пользование банковским кредитом. Например, в 2010 г. уже принято 5 решений Правительства в этом направлении. Принимаются также меры по использованию иностранных кредитных линий для закупки импортного оборудования. В условиях экономии валютных средств это наиболее выгодный механизм финансирования приобретения оборудования.
Например, в концерне «Беллегпром» за январь-март текущего года привлечено 8 млн. долл. за счет иностранных кредитных линий на финансирование инвестиционных проектов ОАО «Витебские ковры» и ОАО «Ручайка».
Выделяются средства и в рамках государственных программ. Например, на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2009 г., по предварительной оценке, из средств местных бюджетов оказана финансовая поддержка 92 субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов на общую сумму более 3,1 млрд. руб. под создание 201 нового рабочего места.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей помог в реализации 55 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму около 2,1 млрд. руб.: 940,2 млн. руб. - кредитование; 1107,2 млн. - лизинг, 42 млн. руб. - предоставление гарантий по кредитам.
- Какую роль играют меры государственной поддержки, налоговые и таможенные льготы? Насколько эффективно они используются?
- К мерам государственной поддержки можно отнести ежегодно принимаемые Указы Президента Республики Беларусь по стимулированию развития промышленного производства. Их сущность заключается в предоставлении организациям особого режима в части уплаты сумм по ряду налогов (на прибыль и оборотных налогов) с перевыполненного объема производства. Так, по итогам работы за 2009 г. более 10 млрд. руб., высвобожденных по результатам работы Указа по стимулированию развития промышленного производства, были оставлены в распоряжении промышленных организаций. Аналогичный Указ принят и на 2010 г.
В целях повышения конкурентоспособности товаров легкой промышленности принят и реализуется Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 282 «О некоторых вопросах Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности», предусматривающий комплекс мер, способствующих осуществлению технического перевооружения и стабилизации финансового состояния организаций отрасли. В соответствии с ним выделены кредитные ресурсы 43 организациям концерна на сумму 486,3 млрд. руб., в том числе в 2010 г. - на сумму 36 млрд.
В 2010 г. согласно разработанной инвестиционной программе предприятия концерна «Беллегпром» предусматривают направить инвестиции в основной капитал на сумму 323,8 млрд. руб., что составит 125% к 2009 г. Из них на приобретение оборудования планируется использовать не менее 85% общего объема инвестиций в основной капитал, что позволит расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции.
- Какие направления являются приоритетными для инвестиций с участием государства?
- Приоритетными направлениями создания новых видов промышленной продукции в Беларуси станут:
• совершенствование уже выпускаемой продукции в традиционных отраслях промышленности за счет обновления используемого технологического оборудования, создания новых моделей уже выпускаемой номенклатуры продукции;
• освоение производства ранее не выпускавшихся в республике видов продукции, основанных на применении передовых производственных технологий. Приоритетами в этом направлении являются: производство информационно-коммуникационной и медицинской техники, выпуск фармацевтической продукции, создание новых технологических и строительных материалов, освоение новых видов продукции с использованием биотехнологий.
На новый уровень должен быть выведен ряд развивающихся в настоящее время направлений прикладных исследований, соответствующих основным тенденциям мирового научно-технологического развития:
• микроэлектроника и информационные технологии (лазерно-оптические, субмикронные технологии, светодиодная техника, радиоэлектронные цифровые устройства, производство вычислительных средств);
• машиностроение (автотракторосельхозмашиностроение, базовые компоненты и материалы для отечественного машиностроения);
• материаловедение (металлургия, сварка металлов и покрытия, материалы в промышленности и строительстве);
• химия (полезные ископаемые, удобрения, малотоннажная химия, лекарственные и лекарственно-диагностические препараты).
- Что делается для притока иностранных инвестиций? Какие государства предлагают наиболее благоприятные условия в этой сфере?
- Национальное законодательство в этой сфере, сведенное в Инвестиционном кодексе, гарантирует равные права и возможности как для иностранных, так и для отечественных инвесторов.
Действующее законодательство Республики Беларусь отличается значительным количеством льгот и преференциальных режимов для инвесторов. Целый ряд налоговых преференций установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12 «О парке высоких технологий». В соответствии с ним полностью освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на капитальные вложения, применяются пониженные ставки налога на прибыль в инновационных и высокотехнологичных производствах.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль по ставке 12% против 24% для всех предприятий республики. При этом прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в течение пяти лет освобождается от налогообложения. Для них также установлены льготы по таможенным пошлинам, НДС, налогу на недвижимость.
Дальнейшему увеличению инвестиционной привлекательности СЭЗ и повышению эффективности их работы будет способствовать создание высшего органа управления свободными экономическими зонами (Наблюдательного совета). Его работа должна обеспечить согласованность создания и развития новых видов производств в СЭЗ с отраслевыми и региональными инвестиционными и производственными программами, а также исключить:
• создание «дублирующих производств», действующих в разных инвестиционных режимах или с применением иных видов государственной поддержки;
• перепроизводство и перенасыщение внутреннего рынка по номенклатуре уже выпускаемых отечественными производителями товаров.
В целях повышения деловой активности и создания условий для привлечения инвестиций приняты Декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» и от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». В их основу заложены существенные льготы для инвесторов по основным налогам, а также установлены привилегии в области закупок, лицензирования, кредитования, ценообразования. Для расширения установленных данными документами льгот в настоящее время принят Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. №4 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 и от 28 января 2008 г. №1», которым действующие в сельской местности и малых городах льготы существенно расширены, а условия их получения значительно упрощены.
Повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь способствовало и вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Согласно данному документу инвестору может быть предоставлен любой необходимый объем льгот путем заключения с ним соответствующего инвестиционного договора. Декретом также предоставлены инвесторам дополнительные гарантии по защите инвестиций.
- Как решается задача увеличения доли 5-го и 6-го технологических укладов? Какие проблемы нужно решить для большей эффективности этой работы?
- Повышение доли 5-го и 6-го технологических укладов - одна из основных задач на предстоящее пятилетие, для решения которой принят ряд программных документов.
В целях увеличения выпуска высокотехнологичной продукции разработана и утверждена Пошаговая стратегия до 2015 г. увеличения не менее чем на 200% доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. В число определенных данной стратегией задач входит обеспечение роста производства и экспорта указанных товаров, приоритетности развития отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивающих разработку и внедрение высоких технологий, а также производства товаров с высокой долей добавленной стоимостью.
Стратегией предусмотрено наращивание объема экспорта высокотехнологичной продукции с 1,4 млрд. долл. в 2008 г. до 6,4 - в 2015 г., что позволит увеличить долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта за указанный период с 3,9 до 14%.
Разработан проект концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. В ней определены Перечень и Структура приоритетных направлений научно-технической деятельности на этот период и на перспективу, а также направления создания новых предприятий и производств, в том числе в «прорывных направлениях».
Концепцией предусмотрен ряд количественных параметров, достижение которых позволит достичь необходимого уровня конкурентоспособности продукции. Предусмотрено, что доля новых изделий в общем объеме продукции промышленности возрастет с 16,4% в 2008 г. до 25% в 2015 г., доля инновационно активных субъектов хозяйствования в общем количестве промышленных предприятий - с 17,6 до 30,5%, а доля инновационной продукции в общем ее объеме - с 14,2 до 20%.
Разработана и принята Программа производства новых видов продукции в 2010-2015 гг.
В этих документах заложены определенные индикаторы, которые должны приблизить республику к высокой доле 5-го и 6-го технологических укладов.
Удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства имел тенденцию к росту в течение пяти предыдущих лет, составив даже в кризисном 2009 г. 15,4%. За три месяца 2010 г. этот показатель достиг уже 17%.
Стабильный уровень обновления выпускаемой продукции тесно взаимосвязан с инновационной активностью крупных белорусских промышленных предприятий. Более 17% их общего числа ежегодно вносили изменения в используемые технологии, осуществляли разработку, внедрение новых или усовершенствованных видов продукции. Это позволило достичь и поддерживать долю инновационных изделий на уровне 14-15% в течение последних четырех лет.
- Насколько активно участвует в техническом переоснащении промышленности белорусское станкостроение? Существуют ли государственные программы создания новых видов оборудования?
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2003 г. №820 в Республике Беларусь утверждена Государственная целевая программа создания комплекса металлообрабатывающего оборудования, производства высокоточного автоматизированного оборудования, в том числе гибких производственных модулей и инструмента, на 2003-2010 гг. («Станкостроение»).
Станкостроительные предприятия республики принимают активное участие в техническом переоснащении промышленного комплекса республики. Так, за 2009 г. они отгрузили более 1,4 тыс. единиц металлообрабатывающего оборудования и 2 автоматические линии на сумму более 50 млн. долл., из которых 1038 единиц оборудования закуплено промышленными организациями Республики Беларусь.
В 2010 г. и последующие годы в рамках заданий подпрограммы «Станки и инструмент» станкозаводы планируют освоить производство следующего оборудования с ЧПУ:
• зубошлифовальных и шлицефрезерных полуавтоматов для обработки зубчатых колес и шлицевых валов диаметром до 320 мм с системой управления уровня CNC;
• ряда многоцелевых горизонтальных станков, построенных по блочно-модульному принципу, а также специальных колесотокарных станков;
• горизонтальных и вертикальных обрабатывающих центров с устройством автоматической смены столов-спутников, а также для силовой обработки поверхностей со сложным профилем;
• зубофрезерных полуавтоматов для фрезерования конических колес с круговым зубом, комплекса оборудования для изготовления и контроля зубчатых колес, шлифовально-затыловочных станков, станков для шлифовки винтовых поверхностей, шлифовально-заточных станков с неподвижным столом для плоских протяжек, комплекса оборудования для продукционного зубошлифования червячным кругом;
• резбошлифовальных полуавтоматов, портальных плоскопрофилешлифовальных станков с размерами зеркала стола 1000х3000 мм.
- Какие задачи по сокращению износа основных фондов ставятся на два следующих пятилетия?
- В настоящее время ведется работа над концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. В этих документах будет заложена задача по максимальному обновлению основных средств в целях повышения конкурентоспособности продукции и достижению значения коэффициента обновления основных средств к 2015 г. не менее 7.