fbpx

Анна МАРКОВСКАЯ

Покупатель, получивший в последнее время достаточное представление о «качестве» обуви, ввезенной из стран Юго-Восточной Азии и некоторых других регионов, меняет свои взгляды и поворачивается в сторону отечественных товаров. Уже имеются факты, когда белорусские обувщики не успевают удовлетворять заявки торгующих организаций по ряду моделей. С целью обеспечения динамичной работы кожевенно-обувной отрасли концерн «Беллегпром» разработал концепцию развития на период до 2015 г. Стратегией определены амбициозные, но вполне выполнимые задачи, отметила в интервью редакции журнала заместитель председателя концерна Людмила ТЯГЛОВА.
- Людмила Владимировна, что предстоит сделать?
- В первую очередь - решить существующие проблемы, а их накопилось немало. Моральный и физический износ основных производственных фондов, в том числе активной части стал причиной высокой материало-, трудо- и энергоемкости производства, что привело к появлению в отрасли убыточных организаций. Пока у нас еще недостаточный уровень освоения прогрессивных технологий и низкий коэффициент использования производственных мощностей - у трети предприятий он находится на уровне менее 60%. Доля инновационной наукоемкой продукции составляет лишь 0,06%. Очень высокий процент импортной составляющей в готовой продукции, что создает зависимость ряда предприятий от иностранных партнеров по поставкам отдельных видов комплектующих. Приходится констатировать и дефицит специалистов по отдельным технологическим процессам основного производства. Наиболее узкое место - швейные потоки по производству заготовок, что препятствует переходу предприятий на двухсменный режим работы. С целью загрузки производственных мощностей обувных фабрик приходится приобретать заготовки за рубежом, а также размещать заказы по их пошиву в организациях швейной отрасли.
Программой технического перевооружения и модернизации предприятий кожевенной отрасли в 2009-2010 гг. предполагается закупка нового высокотехнологичного и энергосберегающего оборудования общей стоимостью свыше 8 млн. евро. Техперевооружение ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» позволит освоить выпуск жестких кож растительного дубления для верха и низа обуви, а также мебельных кож. Инвестиции в ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» направлены на создание производства новых видов кож для верха обуви, полуфабриката из овчины и козьей кожи с интенсивными препаратами обезжиривания. С помощью оборудования, приобретаемого ОАО «Кожевник», можно будет проводить механические операции на начальных процессах с большей точностью, что обеспечит качество продукции на последующих операциях и увеличит площадь готовых выделанных кож.
Активно модернизируются производства в ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Лидская обувная фабрика», где установлен агрегат для прямого литья подошв из полиуретана. На РУПП «Кричевский завод резиновых изделий» организован выпуск двух- и трехцветной обуви из термопластичных материалов, прорабатывается проект по резиновой обуви с использованием трикотажной хлопчатобумажной трубки для чулка, которую будет поставлять ОАО «8 марта», а также двухцветной трикотажной полиэфирной трубки ОАО «КИМ». ОАО «Минский экспериментально-фурнитурный завод» планирует закупить линию полного технологического цикла по производству спиральной и литой застежки-молнии.
- Очевидно, немалые денежные суммы понадобятся и в дальнейшем…
- К сожалению, отечественное машиностроение не может обеспечить нашу отрасль необходимым производительным и современным оборудованием. Приходится приобретать в европейских странах за валюту, что не дешево. С учетом Концепции по ежегодному росту инвестиций в основной капитал в размере 115% на техническое переоснащение отрасли должно быть направлено не менее 350 млрд. руб., что позволит снизить уровень износа активной части основных фондов до 40%. Предприятия изыскивают собственные средства, проводят работу по привлечению кредитных ресурсов банков, прямых инвестиций, в том числе иностранных.
Приоритетом в стратегии развития кожевенно-обувной отрасли определено продолжение работы по постепенной интеграции отрасли в сложившуюся мировую систему разделения труда путем создания совместных предприятий и производств. Планируется также структурная перестройка отрасли, которая предусматривает строительство новых предприятий. Такая работа никогда не прекращалась и получит в перспективе свое продолжение. При этом стратегия направлена на поступательное, планомерное, стабильное и динамичное развитие кожевенно-обувной отрасли.  
- Как планируется решать проблему кожевенного сырья?  
- По экспертным расчетам, для загрузки мощности кожевенных предприятий необходимо около 2,9 млн. шкур крупного рогатого скота и свиных. К сожалению, отечественное животноводство не может обеспечить нас сырьем в нужном количестве и надлежащего качества. Поэтому производственные мощности организаций кожевенной отрасли в 2009 г. использовались лишь на 57,2%. Надо отметить, что и существующие мощности переработчиков не могут в настоящее время полностью удовлетворить потребности обувных предприятий республики. Почти половину кожевенного товара мы вынуждены импортировать. Как правило, завозятся кожевенные товары гладкие, лицевые высоких сортов, кожи с особо модными видами отделки.
- Можно ли говорить о создании в Беларуси полноценного кожевенно-обувного кластера?
- На сегодняшний день кожевенно-обувная отрасль концерна представлена различными производственными организациями. Сюда входят 5 предприятий, выпускающих натуральную кожу для обуви и кожевенно-галантерейных изделий, 1 предприятие по выпуску искусственной кожи, фурнитурный завод и 22 предприятия по производству обуви различного назначения. В системе концерна имеются также организации прикладной науки (РУП «Центр научных исследований легкой промышленности», ОАО «Беллегпромпроект»).
Все предприятия отрасли располагают квалифицированной рабочей силой, имеются сложившиеся десятилетиями традиции, отечественное сырье и специализация кожевенно-обувных организаций. То есть, по сути, в системе концерна уже есть практически все элементы кожевенно-обувного объединения организаций, соответствующего понятию «кластер».
- Не тесно ли на рынке нашим обувным предприятиям сегодня?
- Каждое предприятие формирует свою ассортиментную политику с учетом конъюнктуры потребительского рынка, своих технических возможностей и, соответственно, занимает определенный сегмент. Крупнейшими производителями кожаной обуви в республике являются СООО «Марко», СООО «Сан-Марко», ОАО «Красный Октябрь», СООО «Белвест», ЗАО «Сивельга», ЗАО СП «Отико».
ОАО «Лидская обувная фабрика» выпускает легкую комфортную обувь из льна и текстильных материалов. ЗАО СП «Белкельме» специализируется на обуви для активного отдыха и занятий спортом (борцовки, бутсы футбольные), им подготовлена коллекция обуви для олимпийской сборной Беларуси. ГРОУП «Труд», СООО «Чевляр», ООО «Рейлит», СООО «ФСО «Труд-Нью-Лайн», СООО «ГОФ «Труд-Стецкевич-Адамантан» производят обувь специального назначения. РУПП «Кричевский завод резиновых изделий» наполняет рынок резиновой обувью и из поливинилхлоридных композиций. РУП «Смиловичская валяльно-войлочная фабрика» делает обувь валяную.
Конечно же, существуют определенные элементы соперничества между отдельными предприятиями отрасли, но это нормально и является дополнительным стимулирующим фактором повышения конкурентоспособности белорусской обуви.
Большее давление в настоящее время мы пока еще ощущаем со стороны «серого» импорта - не всегда качественной, но сравнительно дешевой обуви из стран Юго-Восточной Азии. Вместе с тем полагаю, и для этого есть достаточные основания, что этот фактор - временный. Ведь отличительная особенность продукции, выпускаемой предприятиями концерна, - использование экологически безопасных материалов, что подтверждается гигиеническими сертификатами. Белорусские стандарты - одни из самых жестких в СНГ. Получает распространение обязательная и добровольная сертификация продукции в соответствии с международными требованиями. В рамках реализации концепции планируется завершить работу по созданию систем управления качеством на базе международных стандартов ИСО 9000. Данная мера направлена как на повышение качества выпускаемой продукции, так и на расширение экспортных возможностей отрасли.
- Каков расклад обувного рынка сейчас и как он изменится через 5 лет?
- Разработкой концепции развития кожевенно-обувной отрасли мы занимались в начале 2009 г. исходя из анализа состояния организаций отрасли в 2008 г. Жизнь не стоит на месте, и уже сейчас прогнозируемые параметры могут измениться.
Тем не менее, емкость отечественного рынка обуви, по нормативу 3,2 пары на человека, составляет 30,9 млн. пар. Согласно расчетам ведущих европейских экономистов, сбалансированное заполнение рынка продукцией собственного производства должно составлять не менее 50%, т.е. 15,45 млн. пар обуви. Вместе с тем в последние годы доля отечественной обуви была чуть более 30%.
К 2015 г. удельный вес обуви организаций и компаний концерна «Беллегпром» на внутреннем рынке составит 57,8% (14,1 млн. пар), темп роста к 2008 г. - 293,2%, при этом увеличение поставок на внутренний рынок импортозамещающей обуви достигнет 8 млн. пар. Нужно не забывать, что в республике существуют другие крупные производители обуви, которые тоже не будут стоять на месте.
Мы не ставим перед собой цель полностью занять белорусский рынок. Покупатель должен иметь выбор, соответствующий его вкусам и «карману». Но мы не можем мириться и с такой ситуацией, когда около 70% нашего внутреннего рынка приходится на импортную продукцию не всегда высокого качества.
Поэтому если говорить о «нишах» в перспективе, то по ходу реализации концепции данный термин должен стать более уместным для импортной обуви в отдельных сегментах рынка: специальная, спортивная, ультрамодная и, возможно, некоторые другие виды. Справка журнала «Директор»:
В январе-марте 2010 г. обувными предприятиями концерна «Беллегпром» выпущено 2726 тыс. пар кожаной обуви, что составляет 114,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе 536 тыс. пар детской (19,7%); 383 тыс. пар резиновой (196,4%); 35 тыс. пар валяной (109,4%). Объем выручки от реализованной продукции увеличился на 34,9%. Выручка от экспорта - 20,8 млн. долл., или на 40,6% больше, чем за соответствующий период прошлого года.