Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»
Большим влиянием в Несвиже пользовались иезуиты - об этом рассказывалось в апрельском номере журнала. Еще одним орденом, миссия которого действовала в древнем городе, были бернардинцы.
Орден был основан в 1098 г. во Франции монахами-бенедиктинцами и члены его общины стали называть себя цистерцианцами. Наибольшего влияния орден достиг в XII в., когда был реформирован деятелем католической церкви, теологом, происходившим из знатного бургундского рода, Бернаром Клевросским. После нее монахов общины стали называть бернардинцами, а орден - бернардинским.
Бернардинцы относятся к так называемым нищенствующим монахам. Устав ордена, принятый в 1119 г., предписывал физический труд и аскетический образ жизни. Уже в XIV в. орден пришел в упадок, но в XVI-XVII вв. его деятельность значительно оживилась в связи с Контрреформацией.
Цистерцианцы были третьим и наиболее популярным ответвлением средневекового монашества. Они стремились к тому, чтобы возродить первоначальный бенедиктинский устав во всей его простоте и аскетичности, что вылилось в значительное сокращение вставок, расширявших богослужение, ограничение деятельности по переписыванию книг и возврат к физическому труду. Монахи вели отшельнический образ жизни в общинах, почти полностью отделенных от мира, и соблюдали Правило святого Бенедикта настолько буквально, насколько это было возможно. И тем не менее при всем стремлении возродить бенедиктинское монашество в его первозданном виде, бернардинцы вводили отдельные изменения в соответствии со своими целями, т.е. стремились во все внести аскетический и созерцательный элементы. Их аскетизм выражался в ручном труде и подвижничестве (в несении креста Христова без каких либо послаблений). Охраняя свою созерцательную сосредоточенность, они отказались от всех форм апостольского и священнического служения, соблюдали молчание и не заботились о здоровье. При этом монахи всегда сохраняли любовь ко всем созданиям Божьим и проявляли чуткость к человеческим нуждам. Они возделывали поля, становились специалистами-скотоводами и даже прославились производством хлеба, прекрасного сыра и других продуктов питания.
Главными особенностями, отличавшими жизнь бернардинцев, были бедность и ручной труд. Они понимали бедность гораздо шире, чем только достижение внутренней отрешенности и изживание в себе духа собственности, как это требовалось от монахов вообще. Они исповедовали нищету как средство личного самоограничения, а аскетизм - как общинное свидетельство.
Что бы ни рассматривалось - богослужение, которое было упрощено и сокращено, архитектура, да, впрочем, и весь образ жизни бернардинцев, - всегда создается впечатление простоты, отмеченной осмотрительностью. Полностью устранив помпезность и церемониальность, все следы пышности и показной парадности, монахи стремились только к тому, чтобы жить в соответствии с Правилом, не отступая от его принципов и занимаясь всю жизнь только молитвами и физическим трудом.
Итак, для монахов-бернардинцев в Несвиже строится монастырь с костелом, который в 1603 г. освящен в честь святой Екатерины Александрийской. Строительство комплекса было начато в конце XVI в. по приказу первого ордината несвижского Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Необходимо отметить, что задумка пригласить бернардинцев в Несвиж и построить для них монастырь и костел принадлежала жене Сиротки Эльжбете Евфимии, которая умерла в 1596 г. в возрасте 27 лет. Таким образом, вдовый князь, строя этот монастырь, исполнял волю своей покойной супруги.
Монастырь действовал с 1598 по 1892 г. По завещанию умершей княгини на строительство монастыря был передан доход от имения Кореличи. Сиротка предоставил бернардинцам также доход от имения Чановичи, огород, луга и лес в окрестностях Несвижа. В 1617 г. Ян Юрий Радзивилл дал монастырю надел леса и мельницу. В XVII в. к комплексу монастырских построек прибавились две часовни святых Франциска и Анны. В одной их них были перезахоронены останки тещи Сиротки Кристины Евфимии.
С 1628 г. при монастыре работала школа теологии, которая в 1654 г. была преобразована в школу философии. Через год в монастыре случился пожар, и пострадавшее здание отстроили только к 1662 г. Упомянутая уже школа философии начала работать в 1731 г. и действовала до 1864 г.
В костеле монастыря находились чудотворная статуя «Распятие», надгробия фундаторов из знатных магнатских и шляхетских фамилий. При храме числились три братства. 1793 г. ознаменовался еще одним пожаром, который уничтожил и костел, и корпус монастыря. В начале XIХ в. новый, выстроенный в стиле классицизма монастырь продолжил свою деятельность. В 1804 г. в монастыре было 15 монахов, 12 студентов, а библиотека насчитывала более 1 тыс. томов уникальных печатных и рукописных книг. Но в 1864 г. несвижские бернардинцы были обвинены в пособничестве восставшим патриотам, и монахов выслали в Литву.
В 1892 г. костел был преобразован в православную церковь, которую освятили в честь святого Георгия. Находившиеся в подвалах склепы с захоронениями замуровали. Монастырские корпуса были переоборудованы под казармы, в которых разместили солдат 40-й артиллерийской бригады.
Во время Великой Отечественной войны церковь была повреждена. После освобождения Несвижа от немецко-фашистских захватчиков строение разобрали. Сегодня от огромного комплекса остались только две постройки как напоминание о некогда грандиозной и величественной обители.
В небольшом Несвиже также нашлось место и для представителей еще одного монашеского ордена - бенедиктинцев, его мужской и женской ветвей. Кстати, именно в Несвиже на территории Беларуси появился первый женский монастырь, принадлежавший сестрам-бенедиктинкам.
Кто такие бенедиктинцы? Эта монашеская организация была основан около 530 г. Бенедиктом Нурсийским в Монтекассино (Италия). В средние века орден был крупным земельным собственником, активно поддерживал папство в его притязаниях на господство в Европе. Главой же ордена являлся аббат-примас, живший в Риме и избираемый каждые 12 лет. В X-XI вв. он достиг своего наибольшего влияния, но с возникновением и возвышением других монашеских орденов влияние бенедиктинцев уменьшилось.
В октябре 1590 г. Николай Христофор Радзивилл Сиротка вместе с женой Эльжбетой Евфимией для представительниц женской ветви ордена начали строительство монастыря с костелом. В то же время князь подарил монастырю земельный удел в Говезне. Помимо этого монастырь получил пахотные земли и два сада, приобретенные Сироткой у жителей городка Милевского.
Первые монахини-бенедиктинки прибыли в Несвиж 5 сентября 1591 г. из Хельмно. Они временно поселились в деревянном здании, ожидая окончания строительства каменных корпусов (1596), которые возводились на возвышенности, окруженной прудами, в южной части города.
Во время шведских войн и казацких набегов монахини вынуждены были оставлять монастырь и искать убежище в Гданьске. Там они жили в доме, снятом для них Третьим ординатом Олыкским Альбрехтом Станиславом Радзивиллом (1593-1656). Но войны и набеги уходили в прошлое, а монахини раз за разом возвращались в свою обитель.
Когда-то монастырь бенедектинок был очень хорошо укреплен. Он соединялся с городом мостом и был окружен стеной, значительные фрагменты которой сохранились до настоящего времени. С 1720-х гг. перед зданием монастыря была возведена трехуровневая четырехгранная башня, нижняя часть которой являлась одновременно и входом на территорию монастыря. К главному корпусу была пристроена часовая башня, внизу она была квадратной с пилястрами, а вверху - восьмигранной. Над дверьми костела была выбита надпись на латыни: «Богу всемогущему в Троице Святой Единому, Создателю всякого творения, Королю над королями, Господину над господами и наисвятейшей госпоже Марии, всем силам небесным и святой Евфимии, наидостойнейшей покровительнице, Николай Христофор Радзивилл, гроба Господнего кавалер и Эльжбета Евфимия из Вишневца с даней всех возвели и пожертвовали с покорностью Богу на славу немеркнущую. Года Господня 1593».
Под костелом находились склепы с захоронениями монахинь, спланированные в форме креста. Там была похоронена жена Николая Христофора Радзивилла, а затем и две его дочери, Кристина и Катерина. В самом же костеле раньше имелось 7 алтарей, а в декоре использовался мрамор. Главный алтарь был построен в коринфском стиле с четырьмя деревянными колоннами, украшенными резными изображениями святых. Над ним находилось распятие Христа с серебряной короной на голове.
В XVII в. приориссой монастыря становится племянница Сиротки Кристина Евфимия. Ее стараниями были решены многие проблемы, и положение монахинь значительно улучшилось. Кристина отсудила в пользу монастыря деревни Лучица и Слобода. Она много делала для обители, в чем ей, несомненно, помогали происхождение и связи.
В монастыре постоянно находились на воспитании 25 светских девушек, которых монахини обучали языкам, музыке, художественному шитью и др. В 1804 г. при обители было 22 воспитанницы, 48 человек женской прислуги и 16 ремесленников. Чуть позже, в 1828 г., в монастыре находились 33 монахини, большей частью из Минского и Новогрудского поветов. Библиотека монастыря насчитывала 437 книг на польском и 79 на латинском языках. Для занятий музыкой были и музыкальные инструменты: 5 скрипок, флейты и др.
Однако уже в 1866 г. костел монастыря был переосвящен в православную церковь, которая действовала 10 лет. В 1876 г. монастырские постройки приспособили под казармы. Часть церковной утвари была перенесена в фарный костел, а ризница, библиотека и богатые архивы монастыря попали в городскую ратушу, где 25 мая 1880 г. их уничтожил пожар. В 1900 г., главный и два боковых алтаря, а также орган, перевезли в Новомышский костел, где они находятся и в настоящее время.
В 1920-х гг. стараниями ксендза Лозинского из-под Кракова были доставлены в обитель монахини. Тяжелым было время их пребывания в Несвижском монастыре. Большевики хотели силой изгнать монахинь из монастыря, но бенедиктинки отказались покинуть обитель. Ограниченные в жилье до трех малых изб, испытывавшие недостаток питания, ограбленные до последней нитки, угнетаемые частыми обысками, постоянно находившиеся под охраной солдат, они берегли свою святыню. Монахинь не пугала ни угроза смерти, ни возможная депортация в Россию, где их ждала бы печальная участь, так как их считали польскими шпионками. Наступление польских войск в очередной раз изменило ситуацию - большевики оставили Несвиж. В последний момент на монастырь с аэроплана была сброшена бомба, которая, к счастью, взорвалась на пустыре и не причинила вреда обители. Монастырь продолжал действовать, и вскоре в нем обитали уже 32 монахини, отдававшие все свои силы молитвам, воспитанию и обучению детей в монастырской школе. Как это ни странно, но монахини жили в монастыре до 1945 г., хотя совершать обряды и богослужения им запрещалось.
В 1945 г. в здании монастыря разместилось педагогическое училище, затем - интернат, а с 1984 г. и до настоящего времени в стенах бывшего монастыря готовят преподавателей.
Что же касается мужского монастыря бенедектинцев, то в 1673 г. в нескольких километрах от Несвижа был построен монастырь Святого Креста, где обосновались братья ордена. Основателями обители были Михаил I Казимир Радзивилл и его жена Екатерина Собесская, родная сестра польского короля Яна III Собесского. Рядом с монастырем находилось большое старое кладбище. Теперь же от монастыря остались лишь руины фундамента.
Несвижские монастыри
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал Директор - Архив номеров 2010