№4 (130) - Апрель 2010

 

Скачать PDF

Тема номера: Реконструкция и модернизация производства
    * Из чего строить дома в столице?
    * Пища нуждается в высоких технологиях
    * Как «вписать» малую энергетику в энергосистему страны?
    * Как справиться с дебиторской задолженностью?
    * Управление ассортиментом: работа над ошибками
    * Появились ли на рекламном рынке «киты»?
    * Что может заставить предприятия быть социально ответственными?
    * Должен ли разыскивать ответчика хозяйственный суд?
    * Где отливали колокола в древней Беларуси?
    * Как был устроен солдатский быт во время Великой Отечественной войны?
   
Новости компаний Логистику - на новый уровень ООО «Белинтертранс» совместно с литовской компанией «Вингес-терминал» планируют направить около 25 млн. долл. на строительство транспортно-логистического центра в Воложинском районе Минской области. В конце апреля здесь начнутся земляные и строительные работы, а открыть терминал намечено в начале следующего года. Предполагается, что данный центр будет обслуживать потоки грузов из стран СНГ и Европы. Расширяя экспорт Агрокомбинат «Снов» планирует расширить направления экспорта своей продукции: предприятие ведет переговоры о крупных поставках в Азербайджан, Узбекистан и Казахстан, вплоть до создания в них торговых домов. Кроме того, агрокомбинат намерен увеличить присутствие на рынке РФ. Поддерживать высокий темп поставок предприятию помогут новые инвестиционные проекты: строятся новые птичники, убойный цех и, как ожидается, уже к концу июля объекты стоимостью около 12 млрд. руб. будут введены в эксплуатацию. Помимо того, с участием немецких инвестиций возводится биогазовый комплекс мощностью 2 МВт. Его запуск позволит решить проблемы с утилизацией отходов производства, получить качественные органические удобрения и энергию. Прирастает число АЗС В нынешнем году РУП ПО «Белоруснефть» планирует построить и реконструировать почти 40 розничных АЗС, а также ввести в эксплуатацию 28 автозаправочных модулей на уже действующих автозаправочных комплексах. Так, в 2009 г. предприятие построило 20 новых АЗС, 12 из которых являются многотопливными, а также реконструировало 22 автозаправочные станции. Кроме того, после реконструкции введен в эксплуатацию склад хранения нефтепродуктов в Мозыре, где полностью автоматизированы операции по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, обеспечены европейские стандарты качества в области экологии. Самосвалы - в Венесуэлу Могилевский автомобильный завод поставит в апреле в Венесуэлу 20 шахтных самосвалов МоАЗ-75291 грузоподъемностью 22 т на общую сумму более 4 млн. долл. Эта машина предназначена для работ в шахтах, тоннелях и других стесненных условиях. Следующим шагом по продвижению продукции на этом перспективном рынке станет открытие в Венесуэле консигнационных складов, где специалисты будут заниматься реализацией техники предприятия, запчастей и осуществлять сервисное обслуживание автомобилей. Овощи - с меньшими затратами Автономную электростанцию из двух когенерационных установок мощностью 3 тыс. кВт каждая запустило ОАО «Рудаково». Это позволит тепличному хозяйству выращивать овощи закрытого грунта круглогодично, а не только в летний период. Ежемесячно планируется получать около 200 т огурцов и томатов. При этом за счет соблюдения светового режима их качество будет значительно выше. Более привлекательной станет и цена овощей: доля себестоимости энергозатрат в цене продукта уменьшится на 20-25%. Излишки электроэнергии предприятие будет поставлять РУП «Витебскэнерго». У соседей Россия Начался рост? Промышленное производство в России в марте 2010 г. выросло на 15,3% по сравнению с февралем. При этом согласно данным Росстата, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. оно увеличилось в первом квартале 2010 г. на 5,8%. По мнению экономистов, это можно частично объяснить новой методикой Росстата, которая увеличивает показатель промышленного роста на 0,1-0,2%. Будущее в радужных тонах Производительность труда в России вырастет к 2020 г. в 2,5 раза, а средняя месячная зарплата составит 2700 долл. Об этом заявил глава администрации президента России Сергей НАРЫШКИН. По его данным, энергоэффективность российской экономики увеличится вдвое, а средний класс через 10 лет будет составлять половину всего населения страны.
К концу 2009 г. средняя номинальная зарплата в России, согласно подсчетам Росстата, составляла 23,8 тыс. руб. (около 800 долл.). От тюрьмы можно откупиться Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ утвердил поправки в законодательство, разрешающие изменять обвиняемым в совершении экономических преступлений меру пресечения с ареста на залог. Его минимальная сумма составляет 100 тыс. руб. в случае преступлений небольшой и средней степени тяжести и от 500 тыс. - если совершены более серьезные правонарушения. В залог могут приниматься не только деньги, но и ценные бумаги, а также недвижимость. Чем старше - тем трудолюбивее Две трети экономически активных россиян считают себя трудоголиками. Таковы результаты исследования, проведенного порталом SuperJob.ru. Наибольшая концентрация тех, кто отдает себя без остатка работе, отмечена в возрасте старше 50 лет - 77% опрошенных считают себя таковыми в той или иной степени. В то же время половина руководителей компаний считают, что сотрудникам не стоит быть фанатиками работы. Украина Под угрозой дефолта Украина по-прежнему входит в десятку стран, которым угрожает дефолт по государственным займам. Это показал отчет компании CMA DataVision, специализирующейся на анализе состояния кредитных рынков. По итогам первого квартала, риск невыполнения Украиной своих платежных обязательств в ближайшие пять лет составляет 35,4%, и в рейтинге CMA DataVision страна занимает четвертое место.
Налог на роскошь Комитет правительства Украины по вопросам экономической политики одобрил законопроект, в соответствии с которым предполагается ввести налог на некоторые предметы роскоши. В частности, планируется обложить специальным налогом покупку самолетов, вертолетов, яхт, дорогих автомобилей и элитной недвижимости. Литва Электронные штрафы МВД Литвы сообщило о подготовке проекта электронных штрафов, который планируется внедрить до 2012 г. Жители будут информироваться о назначенных им штрафах, в том числе и за нарушение плавил дорожного движения, электронным способом. Кроме того, предусмотрена электронная оплата штрафов их автоматический вычет из числящихся на счету должника переплат. Электричество на свалке На закрытой свалке в Тракайском районе зажжен факел, топливом для которого стали скопившиеся в мусоре газы. Их планируется использовать для производства электроэнергии на газовой электростанции, строительство которой началось. По подсчетам специалистов, в год из полученного на свалке газа можно производить до 6600 мВт•ч электроэнергии. Латвия Как выйти из «тени»? Правительство Латвии приняло план по борьбе с теневой экономикой. Он включает в себя 7 пунктов, основной из которых связан с ограничением на использование наличных средств. Планируется, что налогоплательщикам придется подавать декларацию о сделках с наличностью в случае, если они превышают 1 тыс. латов (1885 долл.) - втрое меньше, чем сейчас. До 1 июля Минфин также должен осуществить меры, согласно которым в оптовой торговле разрешат только безналичные расчеты. По словам экспертов, нововведение приведет к закрытию мелкооптовых баз, на которых закупают товары как частные лица, так и небольшие магазины.
Польша Знать, чем рискуешь Министерством финансов разработана директива, согласно которой клиенты банков и маклерских контор должны будут иметь полную ясность относительно риска кредитования. Это будет осуществляться с помощью специальной анкеты. Сотрудники таких финансовых учреждений должны будут предложить клиентам условия, которые в наибольшей степени подходят их требованиям. Им также будет предоставлена полная информация о рисках, связанных с избранным финансовым инструментом. Вместе с тем, операции не будут выполняться до тех пор, пока клиенты не заполнят упомянутую анкету.
Языком статистики Будем худеть? Национальный статистический комитет обнародовал данные исследования об изменении уровня жизни населения страны. Реальные денежные доходы в целом, как и следовало ожидать, за прошедший год не увеличились до прогнозируемых 14-15%, а выросли лишь на 2,9%. При этом жители Минска стали «богаче» на 8,6, а Могилевской области «беднее» на 1,3%. В расчете на одного белоруса пришлось в месяц 755 тыс. руб. (260-270 долл.) (в Минске - в 1,6 раза больше).
Доходы на одно домашнее хозяйство составили 1,6 млн. руб. в месяц (1,7 млн. руб. - в городах и поселках городского типа, 1,3 млн. - в сельских населенных пунктах). При этом доходы сельчан увеличились на 1,3%, а городских жителей - снизились на 1,6%.
В общей структуре доходов доля оплаты труда уменьшилась с 58,7% в 2008 г. до 56,4% в 2009-м. В то же время увеличилась доля доходов от собственности - с 2 до 2,6%, а также от предпринимательской деятельности, поступлений от продажи продукции сельского хозяйства и прочих статей доходов - с 18,9 до 22,3%. Реальная зарплата работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) снизилась на 0,4%, а в малых и микроорганизациях сотрудникам выплатили на 5% больше. Что касается бюджетников, то они с учетом инфляции потеряли 4,2%. В 2009 г. Беларусь заняла четвертое место среди стран СНГ по уровню среднемесячной зарплаты в долларовом эквиваленте. Так, на одного среднестатистического россиянина пришлось 628, казаха - 455, азербайджанца - 371, белоруса - 356, украинца - 239 долл. в месяц.
По данным статистики, потребление многих продуктов питания в расчете на одного члена домохозяйства уменьшилось: мяса и мясопродуктов - до 64 кг (на 3%), рыбы и морепродуктов - до 14 кг (на 7%), хлеба - до 82 кг (на 10%), картофеля - до 64 кг в год (на 10%). В то же время потребление молока и молочных продуктов, а также овощей сохранилось на уровне 2008 г.
В то же время расходы на оплату услуг выросли на 4%. По-прежнему основная доля здесь приходится на обязательные платежи: транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство (63% в общем объеме расходов).

Ольга КОВТУНЕНКО Жизнь современного делового мужчины состоит не только из работы, но и активного отдыха. В этой статье хотелось бы уделить внимание одежде, которая предназначена для мужчин, умеющих не только продуктивно отдыхать, но и желающих делать это красиво.

Давно уже мода на мужскую одежду, предназначенную для свободного времяпрепровождения, не создавала столь полярных трендов как в этом году. По разные стороны баррикад оказались мужественность и женственность, деловая скромность и театральная напыщенность, классика и метросексуальность, кризисная депрессия и непобедимый позитивизм. Главным трендом наступающего сезона стал возврат к простым истинам и образам, переосмысление наследия прошлых эпох. Именно по этой причине подиумы заполонили различные трактовки ковбоев и любителей сафари. Многие аналитики даже вывели тренд - сафари-стиль. Дизайнеры, утомившись игрой с напускной помпезностью и демонстративной роскошью, обратили взор на классические решения и дали фетру, фланели, твиду и прочим вечным как мир тканям вторую жизнь в качестве главных материалов весны и лета-2010. Начнем с того, что одежда выходного дня не должна быть «серьезной» и чопорной, позвольте себе расслабиться и почувствовать свободным. Не бойтесь экспериментировать с цветом и формой, отбросьте стереотипы, будьте моложе и немного легкомысленнее. Итак, цвета-фавориты сезона: матовый серый в любых его оттенках и степени насыщенности и ледяные синий и голубой. Комбинации ярких, кричащих цветов либо весь образ, выдержанный в неоновой гамме, - это еще одна важная колористическая тенденция грядущей весны. Дерзким сочетаниям оказались не чужды даже традиционно минималистичные дома моды. Яркие цвета будут вполне уместны и на сорочках под строгий костюм для работы и под любимые джинсы для выходного дня.
Главный орнамент сезона - клетка. Причем, самая разная. Тут креативные умы вдоволь наигрались с этим геометрическим узором. Шотландка, шахматные, монохромные и пестрые - любой намек на клетку - это уже тренд.
Принты на тканях также необычайно актуальны. Присутствуют графичные, мозаичные или имитирующие всевозможные узоры в калейдоскопе. При этом многие дизайнеры не видят ничего зазорного в том, чтобы комбинировать в одном комплекте резко отличающиеся друг от друга узоры. Например, брюки клетчатые, а пиджак краповый или в елочку. Однако вряд ли стоит воспринимать подобное модное предложение слишком буквально. Для жизни вне подиума в костюме будет вполне достаточно одной детали с принтом и лучше пусть это будет галстук.
А теперь вкратце очертим круг хитовых новинок.
1. В моде - бриджи классического кроя, на завышенной талии, с поясом, уже обычного, который застегивается на две кнопки или пуговицы. Отличительная черта сезона - очень узкие петли для ремня на корсаже и подогнутые, зауженные к низу штанины, декорированные кнопками или парой пуговиц. Подобная разновидность брюк подойдет только настоящим модникам и смельчакам, которые не боятся показаться несерьезными. Впрочем, лучшего варианта для отдыха в выходной день за городом не придумаешь.
2. Чуть длиннее бриджей, но явно короче классических брюк еще одно трендовое решение сезона - укороченная до середины щиколотки модель с узкими штанинами, слегка расширяющимися книзу. Среди прочих важных особенностей можно выделить узкий корсаж на обычной линии талии либо чуть ниже ее, лишенный петель для ремня, с потайной застежкой или кнопкой. Смело приобретайте светлый костюм с такими брюками на теплый сезон и не прогадаете. Однако следует отметить, что для обладателей невысокой коренастой фигуры подобное решение противопоказано.
3. Еще одно интересное решение - брюки-«юла». Так их прозвали за комичную, старомодную конусовидную форму, которая получается благодаря приподнятой талии, широкого трапециевидного корсажа на двух пуговицах без петель для ремня и широких, зауженных книзу штанин до середины щиколотки с узкой манжетой. Для большей объемности формы дизайнеры декорируют такие брюки дополнительными защипами спереди, однако не делают на штанинах полноценных стрелок. Если вы молоды, дерзки или просто ощущаете себя свободным от предрассудков, то самое время примерить смелую новинку, гарантирую - незамеченным не останетесь.
4. Из вариантов нормальной длины актуальны свободного кроя, мешковатые брюки, слегка зауженные книзу, с заниженной талией, узким корсажем на завязках или узкой резинке и накладными карманами с обтачным верхним срезом. Для придания большего объема и трапециевидной формы многие дизайнеры так же декорируют их парой защипов спереди. Если с прошлых сезонов у вас остались обычные широкие брюки, то смело доставайте их, проутюживайте двойную стрелку и подворачивайте снизу штанины до середины щиколотки. Сейчас это тоже актуально. Причем к этому приему не прибегнул разве что ленивый дизайнер.
5. Любителям простых форм и решений следует обзавестись джинсовыми брюками-casual с прямыми штанинами и отутюженными стрелками.
Разобравшись с брюками, можно перейти к рубашкам.
1. Первое решение, которое бросается в глаза - это безразмерные сорочки с рукавами длиной 1/4. Особенности кроя таковы, что готовое изделие выглядит словно рубашка на 2-3 размера больше, чем должна быть: свисающие с плеча рукава, большой объем на груди и спине. Разница с портновской ошибкой состоит лишь в том, что воротничок плотно облегает шею, как и положено у вещей, сшитых с соблюдением всех правил.
2. Другой популярный вариант - летняя городская сорочка с коротким рукавом. Ее легко узнать по расслабленному, свободному, но не вычурно объемному крою и отсутствию карманов. Чаще всего с ней надевают широкий галстук с маленьким узлом, так как угол на воротничке обычно не превышает 45 градусов.
Вторая популярная вариация городской сорочки - стандартного кроя со скругленным воротничком, с одним накладным карманом либо без него. Особенность сезона - такие вещи сделаны из полупрозрачных тканей, например, шифона.
3. Среди прочих оригинальных решений следует выделить рубашки, обильно декорированные на груди оборками и складками.
4. Сорочки-сафари - еще один распространенный вариант. Их легко узнать по короткому рукаву-реглану с узкой манжетой на одной пуговице, накладным карманам-портфелям и наличию завязок на воротничке и по нижнему краю.
5. Тем, кто не чужд ностальгических нот в своем образе, наверняка придется по вкусу возврат в гардероб рубашек от пресловутого «канадского смокинга». Они были популярны в России в начале 90-х, их шили из тонкого денима или фланели. Их легко опознать по маленькому воротничку, двум большим накладным карманам с клапанами на груди и обилию джинсовых кнопок и заклепок в декоре.
Многие мужчины поверх рубашки любят носить пиджак. В этом сезоне ему полагается быть классическим двубортным с пуговицами шесть-на-две либо новаторским - на одной или двух парах пуговиц.
В новом сезоне особая роль отводится аксессуарам, в частности, ремню. Он просто обязан быть, и чем необычнее и оригинальнее - тем ближе к тренду. Одни дизайнеры предлагают носить ремень поверх брюк ниже талии, другие делают невероятно массивные, широкие ремни, третьи - очень узкие, но обматывают их вокруг тела несколько раз и т.д. Чтобы еще больше усилить мужское начало в стиле, дизайнеры предлагают подпоясывать кушаком плащи и пальто - от этого образ получается более четким, вырисовывается линия сильных плеч.
Еще одной модной деталью сезона стали мужские сумки. Именно они как нельзя лучше завершат модный образ современного представителя сильного пола. Вариаций сумок огромное количество - это массивные саквояжи, рюкзаки и портфели. Тренд все тот же: чем поклажа больше, тем актуальнее ваш выбор. А вот любимые многими барсетки, клатчи и маленькие сумки на лямке через плечо наконец-то преданы забвению.
Выбирая, на какой модной новинке все же остановить свой выбор этой весной, оставайтесь верны себе и помните, что нет ничего лживее моды и правдивее стиля.

Алина АХРАМОВИЧ Сегодня, когда возрождаются многочисленные храмы и монастыри, заметен рост интереса к колокольному искусству и в церковной, и в светской среде.
Колокольный звон является ярким символом христианской Церкви. Своей красотой, мелодичностью и силой он убеждает в торжестве света над тьмой, правды над ложью, царства небесного над земным. Всякий великий христианский праздник немыслим без звона колоколов. Он придает церковному торжеству определенную эмоциональную окраску, подчеркивает радость и смысл торжества.

Появляются различные звонарские курсы, училища, возникают литейные мастерские, которые стремятся возродить былую славу церковного звона. При этом важно понимать, что это невозможно без приобщения к традициям, культуре и самой «колокольной» истории. Поэтому важна систематизация всей информации, осмысление и анализ, а также адаптация этого материала к современным технологиям и знаниям.
Известно, что первые литейные мастерские были основаны в Западной Европе в XIII в., в Польше и Великом княжестве Литовском (далее - ВКЛ) они появились позже, около XV в. Такие мастерские назывались людвисарнями или делолейнями. В них чаще всего изготавливали пушки, ядра, гранаты, пули, а также отливали колокола и предметы быта, однако это не было их основным изделием.
Одной из первых литейных мастерских на территории Беларуси была Несвижская людвисарня, основанная предположительно в 1570-х гг. Основателем ее считается Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Около 1598 г. здесь отлили три колокола для часов Несвижского и Мирского замков. За мелодичный звук они получили название «цимбалы».
Необычность этих колоколов в том, что все стороны их были ажурные и имели резные отверстия. Больший из колоколов имел высоту 58, а нижний диаметр - 90 см. Все тело колокола было украшено вырезанными треугольниками и кругами, которые образовывали геометрический узор в стиле готики. Второй был чуть меньше, но его узор -  краше: вертикальный орнамент с прозрачным романским плетением, взятый в рамку. Немалый восторг вызывало не только декоративное оформление, но и качество. Ведь колокола прослужили около 300 лет, а в них ударяли часовым молоточком каждые 15 минут. Только в 1906 г. во время пожара в Несвиже часовая башня обрушилась, а колокола упали и раскололись на несколько кусков.
Надо отметить, что ни на одном из этих колоколов, к сожалению, мастер не увековечил свое имя. Но если сравнивать данные колокола с иными несвижскими изделиями (пушками), которые имели схожее декоративное оформление, то можно сделать предположение, что их автором был немец Герман Мольтцфельд. Однако существует и такое мнение, что он был лишь простым рабочим-литейщиком. Данное предположение основывается на том, что его жалованье, получаемое от князя, не соответствовало жалованью мастера литейного цеха.
Вернемся к людвисарне в Несвиже. Сведений о ее деятельности после смерти Германа Мольтцфельда практически не сохранилось. И лишь в 1785 г., когда Несвиж посетил король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, была отлита 24-фунтовая пушка, украшенная гравировкой сцен из жизни короля и его придворных. Отлитые в Несвиже пушки использовались не только для обороны замка, но и города. В 1765 г. инвентарь зафиксировал здесь 36 орудий, причем в большинстве своем местного производства. Еще в начале XX в. в Несвижском замке находилось семь пушек. В 1915 г. перед наступлением немцев эти раритеты были вывезены в Россию, а позже переданы советским правительством Польше и с 1922 г. находились во дворе королевского замка в Варшаве. Одна из больших несвижских пушек была вывезена шведами в XVIII в. и теперь украшает стокгольмский Музей артиллерии.
Необходимо отметить, что Несвижская литейная мастерская была не единственной собственностью Радзивиллов. Им принадлежала также людвисарня в Уречье (Любаньский район Минской области). Она действовала до 1775 г. Здесь также отливали пушки и колокола. В инвентаре за 1775 г. среди большого количества инструментов, необходимых для литья, числились и 4 железных изделия для литья колоколов. Но в это время литейная мастерская была уже закрыта в связи с тем, что один из ее арендаторов - Войцех Тарасовский - людвисарню запустил. Тогда он занимался лишь стекольным заводом, что в то время для него оказалось более прибыльным делом.
Иметь личную литейную мастерскую, кроме Радзивиллов, желали и другие магнаты. Однако позволить себе это могли немногие. Основателями еще одной частной людвисарни стали князья Ходкевичи. В 1556-1560 гг. в их владение перешел город Быхов. Он расположен на реке Днепр, что обязывало возводить городские укрепления, защищавшие его от врагов. Поэтому опять-таки мастерская, построенная в XVI в., предназначалась в первую очередь для литья пушек, а уж потом - колоколов. Людвисарня существовала до середины XVIII в., а возможно, и дольше. Известно, что оплата рабочим была стабильной - по 4 злотых за один пуд литья. Эта мастерская считалась одной из лучших, так как здесь работали мастера самой высокой квалификации. При литейной пушечной мастерской существовала и знаменитая быховская оружейная школа.
О других людвисарнях на территории Беларуси, к сожалению, сохранилась очень скудная информация. О литейном цехе в Слуцке известно, что он действовал в 1728-1800 гг. Есть отрывочные сведения о таком цехе и в Могилеве (1650, 1765 гг.). Однако в XIX в. с развитием металлургической промышленности литейные мастерские постепенно перестали существовать.
Литейное дело на территории Беларуси в XVI-XVIII вв. развивалось с перерывами, но достаточно уверенно. Однако о постоянном производстве литейных изделий и повышении его уровня пока говорить не приходится. Можно предположить, что дороговизна литейного материала, а также частые войны на территории ВКЛ не давали возможности наладить их относительно регулярный выпуск. Поэтому зачастую колокола отливали в единичных экземплярах, специально для каждого храма. Сам процесс отливки мог происходить прямо на месте, около церкви. Делалось это на деньги, пожертвованные состоятельными людьми или собранные по копейке набожным народом.
Не каждый храм может позволить себе «роскошь» иметь полноценную звонницу. Но вопреки всяким экономическим трудностям, колокола появлялись во многих храмах.
Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное. Если же раздается звон нескольких колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон пробуждает наши души от усыпления духовного.
Полюбив церковный колокольный звон, наш народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества.

Елена МИНЧУКОВА 27 марта в Русском Национальном Академическом драматическом театре имени Горького состоялась еще одна премьера - спектакль «Пане Коханку» по пьесе белорусского драматурга Андрея Курейчика с Ростсилавом Янковским в главной роли. Событие действительно значительное, тем более что задумывался этот спектакль как национальный проект, призванный отыскать в современном мире героя нашего времени. Своими размышлениями о постановке и некоторыми секретами работы делится главный режиссер театра Сергей Ковальчик.

- Сергей Михайлович, прежде всего, позвольте поздравить вас с премьерой. Знаю, как серьезно вы готовились к ней…
- Во время подготовительного периода работы над спектаклем я искал новые способы проникновения в материал. К примеру, Георгий Товстоногов приглашал на первые репетиции историков и литературоведов, которые погружали артистов в эпоху, среду, во взаимоотношения, особенности этикета. Сейчас в театрах этот этап, к сожалению, опускается. А ведь из эпохи можно выудить очень многие подробности и детали, которые зазвучат и сегодня. Скажем, первую репетицию «Бега» я готовил с помощью фотографий и интервью эмигрантов, рассказывавших от первого лица о событиях тех лет. Разумеется, актерам это понравилось: по крайней мере, они увидели тех, кого должны были воплотить на сцене. Первую репетицию пьесы «Пане Коханку» мы провели в Несвиже. Она включала экскурсии по памятным местам, посещение могилы героя, прогулки по парку. Много интересного нам рассказал и Адам Мальдис. Я даже снял его рассказ на видеокамеру и сделал фильм, который демонстрировался артистам в дороге. Да и на последующих репетициях атмосфера царила, прямо скажем, в духе самого «Пане Коханку».
- Ваш спектакль объединил артистов разных поколений: с одной стороны - Ростислав Янковский, Белла Масумян, Александр Суцковер, Иван Мацкевич, а с другой - молодое поколение: Вероника Пляшкевич, Владимир Глотов, Иван Трус, Сергей Жбанков. Вы сумели увлечь всех. И все-таки - почему именно Радзивиллы?
- Сегодня в Беларуси очень мало популярных исторических фигур, которые стали бы опорой нации. Разве не стоит острая необходимость создать героя нашего времени? В России были и есть Александр Невский, Александр Суворов, Александр Пушкин. А у нас равнозначных исторических авторитетов мало. Точнее, они существуют, но о них широкая публика ничего не знает. Разве что узкий круг специалистов. Кто же должен популяризировать национальных героев? Культура! И, прежде всего, театр и кино. Герой нашей постановки - Карл Станислав Радзивилл или, как его называли, «Пане Коханку» - фигура, обладающая исторической долговечностью. Ведь недаром о нем слагались мифы и легенды, выдержавшие испытание временем, - а жил он триста лет назад! Душа компании, бретер, чудак, блестящий рассказчик, фантазер, выдумщик. Он засыпал дороги солью и летом катался по ним на санях, он приказывал алхимику из серебряных апостолов сделать золотых и так далее. Нестандартная личность, парадоксальное мышление, широкая душа. Недаром у него была привычка обращаться к собеседнику не иначе как «Пане Коханку», то есть - любимый друг, любимый господин. Он всех любил! Отсюда и пошло его прозвище. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что любовь эта была весьма своеобразная. К примеру, поймает наш Радзивилл проштрафившегося крестьянина и не преминет ему сказать: «Что ж ты, Пане Коханку, овес то мой украл? Нехорошо! Ай, нехорошо! - после чего беззлобно добавит: - Выдайте-ка ему на конюшне двадцать бизунов!» Но подобные чудачества не должны заслонять главного. Ведь мало кто знает, что этот человек являлся видным государственным деятелем последних дней Речи Посполитой, дважды был в изгнании по причине того, что отстаивал независимость своей страны! Действие нашей пьесы как раз и происходит между первым и вторым разделами Речи Посполитой, когда великую державу еще можно было спасти от развала. Поначалу сходство исторической ситуации меня просто поразило: разве сегодня Беларусь не ищет свой путь в мировом сообществе? Причем она желает занять в нем достойное место именно как независимая суверенная держава! И поэтому такая фигура как Карл Станислав Радзивилл, или Пане Коханку, на мой взгляд, невероятно актуальна и современна!
- Радует, что наконец-то на сцене Русского театра воплотился национальный проект, написанный белорусским драматургом. И все-таки: почему в настоящий момент у вас так мало ставится пьес именно отечественных драматургов?
- Пару месяцев назад на ток-шоу «Выбор» поднимался вопрос о белорусской драматургии. Если мы хотим видеть себя в мировом сообществе как самостоятельную государственную единицу, то, естественно, этот вопрос далеко не последний. Но товар должен быть качественным. На мой взгляд, идеальный вариант следующий: не драматург гоняется за театром, а театр за драматургом. Ведь чаще всего как получается? Драматург пишет пьесу, а потом пытается пристроить ее в театр. Если идея попала, легла на режиссера, то она воплощается, а если нет? Нельзя же заставить себя ставить то, что тебе не нравится или чем ты просто-напросто не загорелся. Вследствие этого мы приходим к мысли, что именно театр должен делать драматургу заказ на пьесу. Скажем, идея спектакля о «Пане Коханку» созрела у меня давно. Далее я нашел соратника и единомышленника - драматурга Андрея Курейчика. Рассказал ему о своей идее. Тот загорелся и написал пьесу. Именно таким образом работает большинство европейских театров. Мне вообще нравится форма сотрудничества режиссера и драматурга, принятая на Западе: режиссер ставит, а драматург придумывает новые сюжетные линии и «чистит текст». И это правильно! Ведь театр - это группа единомышленников. У них есть единая мысль, которая, сливаясь, образует театральную идею. И уже после этого находятся драматург, художник, актеры и так далее. Задача главного режиссера - аккумулировать идею. А ставить может и приглашенный режиссер. Например, в Швейцарии я видел спектакль Ханнеса Лео Майера, поставленный по поваренной книге кулинарных рецептов «Магги»! Когда я у него спросил: «А тебе не страшно было браться за постановку по поваренной книге?», он ответил: «Подумаешь? Да это - ерунда! Я еще «Капитал» Маркса ставил!» Вот вам и ответ. Да, я попытался создать национальный проект, подключив к нему как драматурга, так и всю постановочную группу. Кстати, и Министерство культуры в том числе, потому что оно было весьма заинтересовано в этом спектакле! Да, у каждого театра свой стиль. И очень важно найти своего драматурга. Может, белорусские драматурги на меня и обидятся, но я все-таки выскажу такое соображение: дело не в том, что их пьесы плохи, а в том, что у режиссеров не находится точек соприкосновения с идеями, заложенными в этих пьесах. Скажем, Георгий Товстоногов открыл Шукшина, Марк Захаров - Горина и Галина, Юрий Любимов вообще - целую серию авторов. МХАТ только потому и состоялся, что были Горький и Чехов. Поэтому мне кажется, что сегодня вопрос о современной белорусской драматургии в белорусском театре - острейший. Драматургия является двигателем! Не поедет театр без нее. Как ни крути, а изначально идет именно идея! Да, она может исходить как от режиссера, так и от драматурга, и даже от актера, но только она - родоначальник будущего спектакля.
- Сейчас, на фоне развития компьютерных технологий, неограниченных возможностей кино и телевидения очень актуален вопрос о театре третьего тысячелетия. Каковы ваши мысли на сей счет?
- Сегодня театр как таковой делится на театр коммерческий, театр репертуарный и театр экспериментальный. Однако есть у них и общее - óбразность. Я считаю, что театр третьего тысячелетия - это прежде всего живой и óбразный театр. В нем не должно быть «безóбразия»! А чем ты достигаешь образности - словом, мизансценой, пластикой, атмосферой - уже не столь важно. Главное, чтобы спектакль куда-то вел зрителя. Язык театра, по сути, - эзопов язык. Возьмите, к примеру, ситуацию из жизни моего героя: однажды, как раз накануне визита короля Понятовского, Пане Коханку собрал у себя всех торговцев города Несвижа и предложил им по три рубля за то, чтобы они, забравшись с утра на деревья, закаркали как вороны. А три рубля считались огромной суммой по тем временам - на них можно было купить две коровы. И что же? Они удивились? Стали возмущаться? Нет! Все, как один, согласились! И вот наутро, проснувшись, Понятовский увидел за окном весьма странную картину: на ветвях деревьев сидели люди и самозабвенно, вдохновенно каркали. Естественно, изумлению короля не было предела. И тогда белорусский князь объяснил своему сюзерену: «Просто мне было интересно: могут ли торговцы каркать как вороны, если им заплатить за это по три рубля? Оказалось, могут. - И, помолчав, добавил: - А если королю заплатить три миллиона золотых рублей, то будет ли он каркать так же убедительно?-
- А что же самое главное в спектакле? Ради чего был труд огромного коллектива людей, которые готовили для зрителей этот исторический вымысел?
- Когда художник пишет картину, ему нужен полет. Когда композитор пишет музыку, ему нужен полет. Когда ученый годами бьется над разрешением сложной научной задачи, ему нужен полет. Полет ума, сердца, души необходим человеку, чтобы вырастить хлеб, посадить дерево, построить дом, воспитать детей. Во всех делах человеческих необходимо такое, казалось, фантастически простое понятие, как умение летать. Но как мало времени у нас на то, чтобы этому научиться! Как мало времени на то, чтобы твоя жизнь стала творчеством.

Владимир НАДЕЖДИН Чем дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны, тем больше наслаивается на них разных неточностей, домыслов, а то и фальши, и лжи.
Ветераны отмечают, что во многих литературных произведениях, теле- и кинофильмах нередко искажается правда, особенно когда речь идет о деталях военного быта. Каким он был, как солдаты выживали в морозы и зной на передовой, между боями? На эти и другие вопросы редакция попросила ответить ветерана Великой Отечественной войны, прошедшего ее от начала до конца, Михаила Федоровича ЗАВОРОТНОГО. После Победы бывший старший сержант Красной Армии и поручик Армии Людовой работал в республике на руководящих должностях - был председателем Могилевского облисполкома и заместителем председателя Госплана БССР.

- Михаил Федорович, можно ли говорить о какой-то упорядоченности в солдатском быту во время Великой Отечественной войны?
- Солдатский быт можно разделить на несколько категорий, связанных с тем, где располагалась та или иная часть. Самые большие тяготы выпали людям, находящимся на передовой линии, - там не было никакого привычного умывания, бритья, завтрака, обеда или ужина. Есть расхожий штамп: мол, война войной, а обед по расписанию. На самом деле такого распорядка не существовало, а уж тем более не было никакого меню.
В связи с этим приведу один эпизод. Перед войной я был курсантом первого Киевского артиллерийского училища, и когда начались боевые действия, нас стали выдвигать на передний край обороны украинской столицы. Мы остановились на привал в расположении какой-то воинской части. Там стояла полевая кухня, где что-то варилось. Подошел лейтенант в новом обмундировании со скрипучей портупеей и спросил у повара: «Иван, что сегодня будет на обед?». Тот ответил: «Борщ с мясом и каша с мясом». Офицер вскипел: «Что? У меня люди на земляных работах, а ты будешь кормить их борщом с мясом! Смотри у меня - чтоб было мясо с борщом!»
Но такое было только в редкие дни войны. Надо сказать, что тогда было принято решение не дать врагу захватить колхозный скот. Его старались вывести, а где это было возможно, сдавали воинским частям.
Совсем по-другому сложилась ситуация под Москвой зимой 1941-1942 гг., когда стояли сорокаградусные морозы. Ни о каком обеде речи тогда даже не шло. Мы то наступали, то отступали, перегруппировывали силы, и как таковой позиционной войны не было, а значит, невозможно было даже хоть как-то обустроить быт. Обычно раз в день старшина приносил термос с баландой, которая называлась просто «пищей». Если это происходило вечером, то был ужин, а днем, что случалось крайне редко, - обед. Варили то, на что хватало продуктов, где-нибудь неподалеку, так, чтобы враг не смог увидеть кухонного дыма. А отмеряли каждому солдату по черпаку в котелок. Буханку хлеба резали двуручной пилой, потому что на морозе он превращался в лед. Бойцы прятали свою «пайку» под шинель, чтобы хоть немного согреть.
У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» - алюминиевая штамповка. Но должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), - то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам.
Во время наступления выдавали сухой паек - сухари или галеты, консервы, но они по-настоящему появились в рационе, когда американцы объявили о вступлении в войну и стали оказывать Советскому Союзу помощь. Мечтой любого солдата, между прочим, были ароматные заокеанские сосиски в банках.
- А действительно ли выдавались «фронтовые сто грамм»?
- Спиртное давалось только на передовой. Как это происходило? Приезжал старшина с бидоном, а в нем находилась какая-то мутная жидкость светло-кофейного цвета. На отделение наливался котелок, а дальше каждому отмеряли колпачком от 76-миллиметрового снаряда: он отвинчивался перед выстрелом, освобождая взрыватель. Было это 100 или 50 грамм и какой крепости, никто не знал. Выпил, «закусил» рукавом, вот и вся «пьянка». К тому же с тыла фронта эта спиртосодержащая жидкость доходила до передовой через многих, как сейчас говорят, посредников, поэтому уменьшались и ее объем, и «градусы».
- Часто в фильмах показывают, что воинское подразделение располагается в деревне, где условия жизни более или менее человеческие: можно помыться, даже сходить в баню, поспать на кровати…
- Такое могло быть только в отношении штабов, располагавшихся на некотором удалении от линии фронта. А на самой передовой условия были совершенно иными - максимально суровыми.
- А как были одеты воины?
- Нам в этом смысле повезло. Бригада, в которой я служил, формировалась в Сибири, и дай бог всем такую экипировку, которую имели мы. У нас были валенки, обычные и байковые портянки, тонкое и теплое белье, хлопчатобумажные шаровары, а еще ватные штаны, гимнастерка, стеганая телогрейка, шинель, подшлемник, зимняя шапка и варежки из собачьего меха. А когда мы приехали под Москву, то увидели другие части: солдаты были плохо одеты, многие, особенно раненые, обморожены.
- Но долго ли можно было выдержать на морозе даже в такой, как у бойцов вашей части, одежде? Где вы спали?
- Человек может перенести даже самые экстремальные условия. Спали чаще всего в лесу: нарубишь еловых веток, сделаешь из них ложе, сверху тоже накроешься этими лапами и ложишься на ночлег. Конечно, случались и обморожения: у меня до сих пор дает о себе знать обмороженный палец: им приходилось наводить прицел орудия.
- А как же пресловутая «землянка в три наката», «бьется в тесной печурке огонь»?
- За всю войну я только три раза обустраивал землянки. Первый - во время переформирования бригады в тылу под Москвой. Второй - после госпиталя, когда нас, выздоравливающих, вновь обучали военному делу под городом Пугачев Куйбышевской области. И третий - когда мне довелось служить в составе партизан Армии Людовой, сформированной из местного населения и бежавших из немецкого плена бойцов Красной Армии. Все польские офицеры служили в Первой польской дивизии, сформированной в СССР и приняли участие в боях под местечком Ленино в Горецком районе Могилевской области. После соответствующей подготовки 11 офицеров Войска польского и я (радист) были сброшены на парашютах в глубокий тыл немцев для укрепления командными кадрами партизанских отрядов, действовавших в районе Лодзи, Ченстоховы, Радомско, Петрикова. Тогда, действительно, особенно зимой, рылись землянки, делались из бочек печки, вместо кроватей в земле выкапывались лежанки, которые застилали лапником. Но такие землянки были очень небезопасным местом: если попадал снаряд, то погибали все, кто там находился. Когда вели бои под Сталинградом, то в качестве оборонительных сооружений использовали пролегавшие в степи овраги-балки, в которых рыли подобия пещер, где и ночевали.
- Но, наверное, части и подразделения не всегда находились на передовой, их меняли на свежие войска?
- В нашей армии такого не было, в тыл выводили только в том случае, когда от части почти ничего не оставалось, кроме ее номера, знамени и горстки бойцов. Тогда соединения и части направляли на переформирование. А у немцев, американцев и англичан принцип смены применялся. Более того, солдатам давали отпуска для поездок домой. У нас же из всей 5-миллионной армии, и сегодня я могу сказать об этом предельно серьезно, только за особые заслуги немногие получили отпуска.
- Есть известные слова песни из кинофильма «Щит и меч»: «который месяц не снимал я гимнастерку, который месяц не расстегивал ремней». Неужели так было и в самом деле?
- Под Москвой мы пошли в наступление 5 декабря 1941 г., и только 30 апреля 1942 г. наша бригада была выведена на переформирование, потому что от нее почти ничего не осталось. Все это время мы были на передовой и ни о какой бане, ни о каком переодевании речи не могло идти. Было негде это сделать и некогда. Могу привести только один пример, когда мне пришлось «помыться», - вынужденно. Это было при освобождении родины П.И.Чайковского - города Клина. Я увидел на льду реки Руза клок сена. А поскольку орудия у нас были на конной тяге, подумал: надо взять и покормить лошадь. И хотя мороз доходил до 40 градусов, я, пройдя всего несколько метров по льду, провалился в воду. Хорошо, что у нас были 3-метровые шомпола-банники для чистки пушечных стволов. Товарищи протянули мне такой шест и вытащили из реки. Вода сразу же на мне замерзла, и понятно, что надо было где-то отогреваться. Спас меня дом великого композитора, который горел. Я добежал до него, разделся догола и стал греться и сушить одежду. Все кончилось благополучно, лишь сломались, высохнув, варежки из собачьего меха. Только я успел одеться и выбежать из дома, как рухнула его кровля.
- Но если не получалось соблюдать элементарные правила гигиены, то, наверное, возникала опасность инфекционных болезней…
- Существовала проблема завшивленности, особенно в теплое время года. Но в войсках достаточно эффективно работали санитарные службы. Были специальные «вошебойки» - машины с закрытыми кузовами-фургонами. Туда загружалось обмундирование и обрабатывалось горячим воздухом. Но это делалось в тылу. А на передовой мы разжигали костер так, чтобы не нарушить правила маскировки, снимали нижнее белье и приближали его к огню. Вши только трещали, сгорая! Хочу отметить, что даже в таких суровых условиях неустроенности быта в войсках не было сыпного тифа, который обычно переносят вши.
- А когда войска стали одевать в полушубки, для поставок которых в СССР, как утверждается, в Монголии пустили под нож чуть ли не всех овец?
- О них очень много рассказывают, но на самом деле такое обмундирование получили очень немногие. В газете «Народная воля» в девяти номерах опубликованы заметки некого Ильи Копыла, в которых рассказывается якобы «правда» о войне. Он пишет: о каком партизанском движении могла идти речь в Беларуси? Мол, это были московские организации НКВД, которых сбрасывали с самолетов в шикарных белых полушубках. Они организовывали диверсии против гитлеровцев, скрывались после этого в лесах, а страдали от таких «провокаций» местные мирные жители, с которыми расправлялись разозленные немцы - вплоть до сжигания деревень.
Более того, этот автор, кстати, прослуживший всю жизнь в Советской армии, правда, уже в мирное время, настаивает на том, что никакой Великой Отечественной войны в Беларуси не было, что Германия в сговоре с Советским Союзом напала на Беларусь. А борьба на ее территории шла между «московскими партизанами» и полицаями. Это абсурд, ведь БССР была неотъемлемой частью СССР! Выходит, наша республика сама напала на себя?!
Получается, что этот человек, находясь в рядах Вооруженных сил СССР, а затем России, 25 лет носил камень за душой и решился на это псевдооткровение, только когда получил от государства высокую пенсию: она вдвое больше, чем у меня, ветерана войны, а в дальнейшем председателя Могилевского облисполкома и заместителя председателя Госплана БССР.
Личные воспоминания о войне этого с позволения сказать автора сводятся к тому, что его, тогда мальчика, «добрые» оккупанты угостили шоколадкой.
Ветераны войны выразили протест против этой публикации, выставив пикет у здания редакции «Народной воли», и потребовали ответа у руководителей газеты, но главный редактор газеты И.Середич объяснил это свободой слова и печати. Позор!
Надо понимать, что самые молодые ветераны, которых во время Великой Отечественной войны призвали на фронт, - 1927 г. рождения, а им уже сегодня 83 года. Пройдет максимум 10 лет, и непосредственных участников войны не останется. Кто защитит правду о борьбе нашего народа с гитлеровской экспансией? Поэтому я считаю, что в республике нужен закон, который бы ограждал память о войне от посягательств разного рода фальсификаторов. Ведь карается у нас разжигание национальной розни! Почему же остаются безнаказанными диверсии против самих основ жизни нашего народа - его истории?! Почему молчат идеологическая вертикаль, Министерство обороны?
И если вернуться к тем, прямо скажу, нечеловеческим условиям, в которых пришлось воевать, то только наш народ мог выдержать все эти испытания, никакие французы, англичанине или американцы не смогли бы перенести такие тяготы и внести решающий вклад в разгром коричневой чумы.

Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» История Европы в середине XVI в. ознаменовалась Реформацией, начало которой положило выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 г. против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отрицали каноны богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства.
Традиционно выделяют 3 основных направления Реформации: бюргерское (его представители - Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, которое объединяло требование упразднить католическую церковь с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое влияние за счет церковных владений. На землях ВКЛ основой религиозной идеологии стало учение Кальвина, или кальвинизм. Для него характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не зажигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).
Канцлер Николай Радзивилл Черный, получивший в 1547 г. от императора Священной Римской империи Карла V княжеский титул, был самой заметной фигурой времен Реформации в ВКЛ. Принятие им постулатов учения Кальвина было не столько решением духа и воли, сколько политическим: он использовал новое религиозное течение для осуществления своей заветной цели: добиться самостоятельности Великого княжества и его выхода из-под протектората польской Короны. И кто знает, как могла измениться история нашего государства, если бы этот одаренный политический деятель смог достигнуть желаемого. Однако скоропостижная смерть князя-канцлера в возрасте всего 50 лет в 1565 г. не дала ему возможности завершить свои начинания. Тем не менее, небольшой городок Несвиж, принадлежавший Радзивиллам с 1513 г., успел за эти годы превратиться в настоящий центр кальвинизма на белорусских землях. В населенном пункте работали кальвинистские сборы - учебные заведения, где преподавались не только науки, но и учение Жана Кальвина, протестантская типография известного просветителя и гуманиста Сымона Будного.
Однако только ли смерть Николая Радзивилла Черного повлияла на то, что сегодня Несвиж известен, в первую очередь, как центр католичества, а не протестантизма? В 1536 г. на Монмартре, который в то время был еще никому неизвестным холмом в окрестностях Парижа, несколько молодых людей дали клятву посвятить свою жизнь борьбе за истинную, католическую, веру. Так появился один из самых могущественных орденов в истории апостольского престола - иезуитов. Уже в 1540 г. папа Павел III утвердил его устав, наделив членов Общества Иисуса поистине необычайными полномочиями во благо церкви. Политика, которую проводили иезуиты, очень скоро стала притчей во языцех: для блага церкви и, конечно, ордена его членам разрешалось носить светское платье, жить вне общины и даже заводить семьи! Именно иезуитам приписывают в качестве неофициального девиза знаменитое выражение: «Для достижения цели все средства хороши». Необходимо отметить, что одной из главных задач иезуитов было привлечение в ряды ордена представителей высшей аристократии, через которых они могли не только контролировать внутри- и внешнеполитические процессы, но и влиять на них. Не последнее значение имело и то, что путем установления подобного контроля можно было заметно улучшить финансовые возможности организации.
Одним из самых одаренных и харизматичных проповедников иезуитской точки зрения на строение общества был Петр Скарга (Повенский), вступивший в Общество Иисуса в 1568 г. Он организовал и впоследствии возглавлял иезуитские коллегиумы в Вильно и Полоцке. Под его влиянием старший из четверых сыновей Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка принял католическую веру как догмат отношений между человеком и Богом. И именно Сиротка и его потомки превратят небольшой Несвиж в центр католичества.
Сиротка приглашает иезуитов в Несвиж. Последние в лице провинциала королевства Польского и ВКЛ Яна Павла Кампано и генерала ордена Клавдия Аквавивы согласились принять приглашение Радзивилла разместиться в его главной резиденции только при полной гарантии хороших условий своей деятельности, особенно материального обеспечения. Сам князь, желая превратить Несвиж в центр не только католичества, но и культуры, понимал, что без иезуитов осуществить данный замысел невозможно, так как именно в их руках была монополия на образование и просвещение. Все договоренности между сторонами были оформлены соответствующими документами, и для иезуитов в Несвиже начали строить коллегиум с костелом.
Несвижский коллегиум иезуитов действовал в 1586-1773 гг. Корпус постройки был возведен в 1586-1588 гг. по римским планам, но уже в 1593-1599 гг. был значительно расширен и реконструирован работавшим в то время в городе итальянским архитектором Джованни Марией Бернардони. Сиротка подарил иезуитам Липск с 6 деревнями, и доходы коллегиума в середине XVII в. составляли очень внушительную сумму - около 6 тыс. злотых.
В 1587-1593 гг. по проекту Бернардони был возведен костел Божьего Тела, который стал первой барочной постройкой в восточной Речи Посполитой. Несвижские иезуиты открыли свои миссии в Бялой, Копыле, Кривошине, Липске; также на базе их миссий возникли Бобруйская иезуитская резиденция, Минский иезуитский коллегиум, коллегиум в Новогрудке, резиденция в Слониме.
В середине XVII в. в Несвиже жили такие известные иезуиты как Казимир Каялович, автор двух частей «Риторики», Кружанецкий, сделавший стихотворный перевод «Библии», Николай Лянчицкий, профессор Виленской иезуитской академии, религиозный писатель, который читал в Несвиже курс канонического права.
Уже в 1586 г. при коллегиуме были открыты классы грамматики, затем - поэтики, риторики и др. В начале XVII в. обучение получали около 300 воспитанников. При Несвижском иезуитском коллегиуме действовали: с 1610 г. - музыкальная бурса, с 1620 г. - конквит (интернат) для детей обедневшей шляхты, с 1627 г. - аптека, а с 1750 г. - типография. В XVIII в. библиотека коллегиума насчитывала около 15 тыс. томов.
С конца XVII в. при коллегиуме функционировал театр, в котором силами воспитанников ставились драмы на библейские, античные темы, а также представления к праздникам и началу учебного года.
Уровень обучения в Несвижском коллегиуме был очень высоким, о чем свидетельствует и список преподавателей. Среди них писатель Ян Аляндрус, писатель-полемист, автор книги «О вечной божественности Иисуса» (1595) Мартин Смиглецкий, поэт, философ, теолог Матей Сарбевский (1595-1640), преподаватель поэтики, автор написанного в Несвиже популярного учебника «Практическое красноречие, или Правила риторического искусства, которые необходимо знать для составления проповеди» с посвящением князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке Сигизмунд Лавскмин (1595-1670).
Помимо коллегиума и костела для иезуитов в окрестностях Несвижа был построен и монастырь, освященный в честь святого Михаила Архангела. Строительство было начато князем Николаем Христофором Сироткой в 1584 г. После возвращения из паломничества по Святой земле князь приказал поставить палатки у горы и со всем своим двором помогал строить святыню, собирал на поле камни, носил на гору кирпичи, известь и воду. Окончено же строительство было в 1593 г. Из центрального здания монастыря - костела - под озером были сделаны подземные ходы, тянувшиеся до коллегиума иезуитов. В 1786 г. монастырские постройки превратили в госпиталь и жилье для сестер милосердия, а в первой половине XIX в. здесь обосновался артиллерийский парк. К сожалению, от монастыря и костела уже не осталось и следа, только человеческая память да пожелтевшие архивные документы хранят воспоминания о них.
В июле 1773 г. папа Клемент XIV под давлением общества был вынужден опубликовать буллу, которая запрещала любую деятельность Общества Иисуса в Западной Европе. Орден, казалось бы, должен был прекратить свое существование. Однако назло папе иезуитов приютила Екатерина Великая, дав им возможность продолжить деятельность в России. Коллегиум же в Несвиже был закрыт, а костел переименован в «фарный», что означает «приходский». Протестантизм - религиозное движение, включающее те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово «протестант» впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее протестантами стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота XVI в., вошедшего в историю под названием Реформация.
Кальвинизм - протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин. Согласно ему человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал кальвинизм, непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Во главе церковной общины стояли пресвитеры, избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии, а также явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом.
Католицизм (от греч. katholikós - всеобщий, вселенский) - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Эта церковь (в отличие от протестантской) источником своего вероучения признает не только «священное писание» (Библию), но и «священное предание», или традицию. В последнее включается помимо древней устной традиции постановления первых 7 Вселенских соборов и решения последующих церковных соборов, папские послания, что способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.
Инфляция набора продуктов, разработанного специалистами Республиканского научно-практического центра гигиены для мужчин 30-39 лет, составила 0,6%. Лидерами стали крупы и бобовые, субпродукты, яйца и сахар. Снижение цены коснулось только фруктов и ягод (-5%). За 4 месяца наблюдается инфляция 2,7%.