fbpx

Александр ГЛИНСКИЙ Нынешняя суровая зима преподнесла неприятный сюрприз не только коммунальщикам, но и аграриям. Многие посевы пострадали значительно, и по некоторым культурам впервые за последние годы может сложиться дефицит. Во всяком случае, как считает директор СЗАО «Рапс Клецк» Виталий КОЗАКОВСКИЙ, рапса всем может не хватить.

- Виталий Иванович, что заставило вас, городского жителя, заняться бизнесом, связанным с переработкой сельскохозяйственных культур?
- В 2005 г., когда решили создать мощности по переработке рапса, эта рыночная ниша была практически свободна. Никакого опыта не было, поэтому пришлось вначале восполнить информационный «голод». Съездили в Германию, другие страны, где выращиванием и переработкой рапса занимаются давно. Ведь ранее он считался у нас технической культурой, поэтому никто к нему серьезно не относился. Только в последние годы наметился интерес со стороны аграриев, поскольку в урожайные годы можно получить рентабельность более 50%.
Перед закупкой оборудования провели тщательный экономический анализ, ведь здесь, с одной стороны, важно не продешевить, с другой, - нельзя приобретать то, что себя не окупит. Поэтому остановили свой выбор на оборудовании производства стран СНГ, которое при таком же качестве конечного продукта в несколько раз дешевле западного. Поэтому и срок окупаемости гораздо короче: например, наши установки окупились всего за два года. Начали с небольшого цеха, который впоследствии вырос в предприятие, где постоянно работает около 60 человек. В сезон нанимаем дополнительную рабочую силу.
- Перед любым переработчиком сельхозпродукции, вслед за решением проблемы с закупкой оборудования, встает вопрос, связанный с поиском сырьевой базы. Удалось ли вам его решить?
- Во-первых, основным двигателем бизнес-отношений является дисциплина расчетов. Мы платим исправно, поэтому к нам идут. Во-вторых, не дожидаемся, когда аграрии принесут рапс на «тарелочке с голубой каемочкой», а активно с ними работаем. Создали агротехническую группу, которая консультирует хозяйства. В счет аванса за будущий урожай поставляем сельхозпредприятиям рапсовый жмых. Закупаем лучшие семена зарубежной селекции, гербициды, удобрения, которые по договорам передаем в хозяйства с условием - определенное количество зерна они должны продать нам для переработки.
Будем и далее работать в этом направлении, потому что в Минской области и в республике постоянно увеличиваются посевные площади под рапс и, соответственно, растет валовой сбор семян. Мы создали мощности по переработке 36 тыс. т рапса в год, которые необходимо загрузить. Ежегодно прирастаем в объемах, за пять лет увеличили выпуск масла в 10 раз, до 13 тыс. т. В этом году получили госзаказ на переработку 30 тыс. т рапса. На внутренний рынок поставляем 50% продукции, остальное идет на экспорт. Хотя белорусский рынок с точки зрения платежеспособности, я считаю, достаточно слабоплатежным. Внешний рынок также непредсказуем, поскольку рапсовое масло - биржевой товар, цены на который устанавливают спрос и предложение на мировом рынке. Достаточно сказать, что с тех пор как начали заниматься переработкой, цена конечного продукта упала в два раза.
- Многие сельхозпредприятия пытаются переработать рапс самостоятельно. Насколько это оправданно с экономической точки зрения?
- Как показывает практика, небольшие участки по переработке не выдерживают конкуренции, потому что слишком велика себестоимость готового продукта. Ведь на оборудовании с низкой производительностью хороших результатов не достигнешь. К тому же необходимы кадры: начальник производства, технолог, главный механик, главный энергетик и т.д. Нужна хорошо оборудованная лаборатория, иначе качественный продукт не произведешь. А для этого требуются внушительные капитальные вложения. Наше оборудование дает возможность достичь оптимального результата по производительности, что позволяет эффективно загрузить имеющиеся мощности.
- А каким получается выход масла у сортов белорусской и зарубежной селекции?
- Для Беларуси это новая культура, поэтому содержание масла при использовании отечественного сырья составляет до 43%. Немецкие сорта дают 45-50%, что неудивительно, поскольку в Германии уже десятилетия выращивают рапс, и все технологии отработаны. Ведь здесь многое зависит от того, как возделываются посевы. Рапс - очень капризная культура, требующая постоянного внимания. От этого зависит урожайность и «маслянистость» сырья. Поэтому невнимательные хозяева у нас получают по 15-25 ц/га, а рачительные - до 36. Хотя в Германии средняя урожайность составляет до 50 ц/га, так что нам еще нужно учиться и учиться у европейских аграриев.
- Для переработчиков важно, чтобы плечо доставки сырья было как можно короче. С какими регионами вы сотрудничаете?
- В основном стараемся охватить Минскую область, хотя работаем по всей республике. В отдаленных регионах арендуем склады, а накопив сырье, вывозим его железнодорожным транспортом. Благо, инфраструктура нашего предприятия позволяет работать по такой схеме, ведь под производство мы выкупили бывший армейский городок. Такая логистика более эффективна, поскольку стоимость автомобильной и железнодорожной перевозки сопоставима по ценам, зато в вагон помещается в три раза больший объем груза. В этом году построим свой зерносушильный комплекс, ведь иногда получаем сырье повышенной влажности, требующее дополнительной «доводки».
- В какие страны осуществляете экспорт готовой продукции?
- В основном в государства Евросоюза: Германию, Латвию, Литву, Эстонию, Чехию, Польшу, где оно используется для изготовления биотоплива. Еврокомиссия, реализуя программу сокращения выброса парниковых газов, приняла решение о том, что в состав дизельного топлива должно входить не менее 10% возобновляемого сырья. В этом году в Германии вводят систему сертификации производства рапсового масла, и сейчас мы ждем представителей ее органов, которые по специальной методике просчитают, насколько соответствует экологическим параметрам наше производство.
- Чтобы работать круглый год, необходимо запастись сырьем. На какие средства закупаете рапс у аграриев?
- Приходится брать кредиты, ведь оборотные средства в таких объемах изыскать сложно. Пытаемся для этих целей привлекать западные банки, поскольку там процентные ставки ниже. Но в этом случае тоже есть риск, связанный с курсовой стабильностью белорусского рубля.
- Каким образом девальвация национальной валюты отразилась на экономике предприятия?
- Нам она была во благо, это помогло выйти на положительную рентабельность. Во время кризиса цены на масло упали в 2 раза, в то же время правительство Беларуси подняло закупочную стоимость рапса в 1,5 раза. Затем, правда, ее снизили на 10%, и из-за таких «ножниц» в конце прошлого года мы работали с убытком. Сейчас рентабельность составляет 3-5%. В новый сезон входим с опаской, поскольку в некоторых хозяйствах вымерзло 30-40% посевов. Так что вполне возможно, рапс будет в дефиците. Хотя в прошлом году была обратная ситуация - не хватало мощностей по переработке. В ближайшее время собираемся расширить их до 55 тыс. т, что позволит войти в тройку ведущих предприятий страны, на эти цели инвестируем 2-2,5 млн. долл. Надеемся на то, что аграрии обеспечат нас сырьем. СЗАО «Рапс Клецк»
222640, г. Клецк, ул. Первомайская, 2-104
Тел.: (01793) 52-295
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.