Александр ГАЛЬКЕВИЧ
Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. предусматривает создание условий для активного развития бизнеса. Но одного этого мало, необходимо позаботиться и о жителях, создав им комфортные условия для проживания. Интересно, что разработку одного из таких проектов, концепцию застройки столичного города-спутника Смолевичи, также поручили небольшой гродненской компании «Европрестиж». Так два малых образования счастливо «встретились» в одном проекте.
Но оказывается и само рождение предприятия обусловлено встречей двух людей, прекрасно дополнивших друг друга: учредителя компании Станислава СЕМАШКО и директора Георгия ВАШКЕВИЧА. Один обладает неуемной энергией и замечательными организаторскими способностями, другой - огромным опытом проектирования. В данном случае объединение усилий привело не к обычному сложению «мощностей», а к многократному умножению возможностей организации.
- Чем ваше предприятие отличается от аналогичных проектных организаций?
Станислав Семашко: - Работу в частном бизнесе начал со строительного кооператива, с опытом пришло понимание того, что необходимо сделать, чтобы вся производственная цепочка работала с большей эффективностью. И хотя качество строительства зависит от многих факторов, первым и самым определяющим звеном является проект. Если он выполнен недобросовестно и с нарушением сроков, то стройка затягивается. А любой простой ведет к перерасходу денежных средств, удорожанию строительства. Вместе с тем было понятно, что устранить главный «тормоз» можно лишь одним способом - создав собственную проектную организацию.
Однако воплотить эту идею в жизнь одному, к тому же без соответствующего опыта, сложно, поэтому нужно было найти единомышленника. И такой человек появился - Георгий Вашкевич, который в то время возглавлял Гродненскую государственную вневедомственную строительную экспертизу. Как показала практика, лучшей кандидатуры на должность директора проектной организации нового типа найти было трудно. Он же стал равноправным соучредителем компании. Нам удалось построить работу так, что проекты выполняются качественно и строго в договорные сроки. Поэтому неудивительно, что заказчики выстроились к нам в очередь. Сейчас производственный портфель сформирован более чем на два года вперед.
Как удалось это сделать? Прежде всего, начали с планирования работ и контроля их исполнения на каждом этапе проектирования. У нас нет привычной беготни по коридорам, которая присуща проектным организациям советского типа. Потому что все выстроено таким образом, чтобы смежники работали как единый организм, а не каждый сам за себя. Это позволяет избежать ненужного дублирования и простоя в работе, что максимально упрощает и одновременно ускоряет процесс. А для заказчика исполнение сроков и высокое качество проекта - самые важные составляющие успешного завершения строительства, ведь выделение средств также планируется заранее, как и закупка необходимых материалов. Понятно, что в случае задержки омертвленные финансовые ресурсы будут приносить убытки, а не прибыль.
Георгий Вашкевич: - Вся деятельность нашего предприятия нацелена на конечный результат, поэтому каждый исполнитель знает, какую работу ему необходимо сделать, в какие сроки, и какое материальное вознаграждение он получит за качественный труд. Для нас неважно, сколько часов человек отработал в день или месяц, когда он пришел или ушел с работы, главное - чтобы поставленная перед ним задача была выполнена в срок. Для этого ведется ежедневный мониторинг: на каком этапе выполнения находится то или иное производственное задание. Это дисциплинирует исполнителей, а также помогает вовремя отслеживать производственные «пробки».
Если в процессе работы человек сталкивается с какими-то сложностями, то помогаем их решить. По всем вопросам директор и учредитель компании доступны для сотрудников в любое время суток. При этом все знают: отговорки в расчет не принимаются ни руководством предприятия, ни тем более заказчиком, который собственно и выплачивает заработную плату. Надо сказать, что изначально было сложно заставить людей перестроиться, поскольку все вышли из одних и тех же организаций. Поэтому была опасность, что вместе с сотрудниками на предприятии «пропишутся» и старые подходы к организации труда. Нам удалось этого избежать только потому, что данному вопросу уделялось особое внимание. А как известно, капля камень точит.
В небольшой проектной организации, в отличие от крупной, за чужой спиной не спрячешься, здесь все на виду. С теми же, кто так и не смог перестроиться, пришлось расстаться. Прошедшие жесткий отбор сотрудники довольны своей работой, потому что мы не только требуем с людей, но и качественно организуем их труд. Персонал обеспечен всем необходимым для работы: от компьютера и программного обеспечения до ластика и карандаша. Строго выполняем свои обязательства перед людьми вне зависимости от того, рассчитался с нами заказчик или нет, заработную плату не задерживаем.
Для этого создали примерно полугодичный финансовый задел, что помогает сгладить последствия несвоевременных расчетов. К тому же оплата осуществляется за конечный результат, поэтому каждый знает, что он получит в итоге. Если шестимесячное задание исполнено за 1-2 месяца, то вся оговоренная сумма выплачивается сразу. Так что у людей есть возможность заработать. А когда человек получает за свой труд достойную заработную оплату, у него нет необходимости подрабатывать на стороне, чем, не секрет, вынуждены заниматься многие сотрудники государственных учреждений. Со временем, когда накопим капитал, достаточный для строительства жилья нашим сотрудникам, создадим еще один дополнительный стимул качественной работы.
Сейчас заказчики все больше предпочитают обращаться к частным проектным организациям, поскольку государственные, как правило, не выполняют договорных обязательств. Правда, и частник частнику рознь. Есть фирмы-однодневки, которые приходят, чтобы сорвать куш, а затем бесследно исчезают, тем самым позоря частный бизнес. Мы же пришли на рынок всерьез и надолго, поэтому выполнение взятых обязательств для нас закон, в том числе и по стоимости проекта. Контрактная цена уже не может быть увеличена и не зависит от сложности задач, которые придется решать, поскольку часто вынуждены приступать к работе без всех необходимых исходных данных.
Такая предсказуемость особо приветствуется заказчиками, которые нередко сталкиваются с обратным: в процессе работы ранее оговоренная стоимость может увеличиться вдвое. Проектную документацию сдаем «под ключ» уже после прохождения государственной экспертизы. При этом можем помочь решить и сопутствующие проблемы, связанные с отводом и оформлением земельного участка под строительство.
Кризис, по моему мнению, отсеет недобросовестные фирмы, а на рынке останутся только те организации, которые умеют работать быстро и качественно. Ведь для инвестора важно как можно скорее окупить вложенные средства, поэтому он выберет исполнителя, строго выполняющего договорные обязательства. Уже сейчас ощущается, что на тендерных торгах побеждают те компании, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.
- Наверняка каждому заказчику хочется построить не только функциональный, но и красивый объект. Однако все имеет свою цену, любое усложнение ведет к увеличению стоимости строительства. Есть ли трудности в определении «золотой середины»?
С.С.: - Здесь первую скрипку играет заказчик, это ведь его деньги. На начальном этапе согласования архитектурной части проекта предлагаем несколько вариантов, при этом не навязываем наиболее дорогой, а помогаем выбрать самый оптимальный по шкале «цена-качество». Иногда усложняем себе жизнь, выполняя несколько эскизных проработок. Например, в ходе работы над проектом застройки столичного города-спутника Смолевичи выполнили два варианта. Один строго по техническому заданию Министерства архитектуры и строительства, а второй - исходя из собственного понимания того, как должны развиваться небольшие города. Естественно, что заплатят нам только за один из них, второй осуществили за свой счет. Однако такие затраты оправданны, потому что в данном случае речь идет о концепции застройки малых и средних городов, которым, по нашему мнению, нужен несколько иной антураж, чем их старшим «собратьям». К тому же этот пилотный проект может стать стандартом для последующих, так что чем больше идей будет вынесено на суд общественности, тем лучше.
Г.В.: - В первую очередь объемно-архитектурное решение определяется действующими нормативами, а во вторую - экономикой. Заказчик заинтересован, чтобы объект был красивым, но дешевым, поэтому здесь все зависит от профессионализма исполнителей. Нам удалось создать коллектив с оптимальным сплавом молодости и опыта. Рядом с выпускниками вузов работают те, кто уже не один десяток лет занимается любимым делом. Но нет такой проектной организации, в том числе и на Западе, которая бы выполняла все самостоятельно. Для наиболее ответственных работ могут приглашаться высокопрофессиональные сторонние исполнители. Мы также идем по пути субконтрактации, приглашая высококлассных архитекторов и конструкторов, в том числе из-за рубежа.
Так что в своей области способны решать задачи любой сложности, для нас главное - качественно выполнить заказ. Поэтому и сделали два эскизных проекта города-спутника Смолевичи. Один вариант по техническому заданию с преобладанием высокоэтажной застройки, второй - с малоэтажной. Нам представляется, что малые и средние города должны привлекать большим комфортом проживания, иначе вряд ли граждане променяют пусть и отдаленные от центра микрорайоны крупных городов на небольшие населенные пункты. Здесь необходимо вести малоэтажное строительство, с вкраплением районов коттеджной застройки. Важно предусмотреть варианты для всех категорий населения: с высокими, средними и низкими доходами. Нужно строить коттеджи, дома 3-4-этажной застройки с мансардами и социальное жилье, чтобы города-спутники со временем не превратились в элитарные зоны. После утверждения концепции застройки архитектурный проект одного из микрорайонов города Смолевичи закончим в этом году. Хотя, возможно, придется делать компиляцию из двух предложенных вариантов, так что не исключено появление и третьего эскизного проекта.
- Вы находитесь рядом с границей Европейского союза. Повлияло ли это соседство на организационную структуру бизнеса?
С.С.: - Начну с того, что в советские времена мне как строителю повезло, поскольку прошел неплохую школу, пять лет проработав в ФРГ. Уже тогда было понятно, что необходимо менять сложившиеся подходы в организации труда и, прежде всего, наладить четкое планирование. Без этого «фундамента» объект в срок и с высоким качеством не построишь. К тому же высокопроизводительный и качественный труд должен соответствующим образом вознаграждаться, чему ранее мешала уравниловка. Человек, который работает лучше, должен иметь возможность и зарабатывать больше, нежели сотрудник, относящийся к своим обязанностям с прохладцей.
Заметил также, что на Западе не было проектных организаций-«монстров», чем грешили аналогичные советские институты. Это сфера деятельности для малого и среднего бизнеса, поэтому проектные фирмы там обычно насчитывают не более 50 человек. Но один их сотрудник в те времена заменял 10-12 наших. Теперь и мы работаем с такой же эффективностью, можем выполнить больший объем работ быстрее и качественнее, чем крупный проектный институт численностью 300-600 человек. Ведь чем больше людей, тем ниже управляемость. Страдает и заработная плата, а это снижает мотивацию.
Необходимо также создать людям комфортные условия не только для работы, но и для отдыха. В прошлом году, например, совершили теплоходный круиз по Неману. Людям понравилось общение на природе, так что постараемся продолжить эту практику, превратив ее в традицию. Такой отдых сплачивает коллектив. У нас ведь работают люди разных поколений, поэтому уже на начальном этапе развития компании важно заложить преемственность. По моему мнению, нельзя сотрудников с огромным опытом работы удалять на «задворки», что часто происходит сегодня в некоторых государственных организациях. Поэтому у нас возрастной ценз отсутствует, наоборот, таких специалистов ценим и пестуем. Сам я тоже далеко не молод, но пока хватает энергии работать по 20 часов сутки. И не потому, что хочется заработать больше денег, просто мне это интересно.
Г.В.: - Работая в государственной экспертизе, мне не раз приходилось выезжать за рубеж, где знакомился с работой строительной отрасли. Все лучшее из европейской практики постарались внедрить и у себя. Нам необходимо также перенять зарубежный опыт развития малых и средних городов, где высотное строительство практически отсутствует. Например, в Германии и других странах Европы небольшие региональные образования отличаются от крупных городов малоэтажной застройкой. Инфраструктура также спланирована иначе, там во главу угла поставлены комфортность проживания, удобство для жителей, а не для тех, кто занимается проектированием или строительством.
Некоторые наиболее удачные концептуальные идеи стараемся использовать в своей работе, например, в проекте застройки свободной экономической зоны в Лиде площадью 170 га, логистического центра «Белтаможсервис» в Минске. Техническое обоснование для проектирования этого объекта выполнили всего за полтора месяца, а сам архитектурный проект - за четыре. Хотя обычный срок исполнения таких заказов - год, а за это время первая очередь уже была введена в строй. Заказчик, Государственный таможенный комитет, остался доволен качеством и сроками выполнения работ, отметив это в своем отзыве. По таким значимым объектам и можно судить о профессионализме, так что проектирование города-спутника Смолевичи нам поручили не за «красивые глаза», а за качественно выполненные работы.
- Ранее достаточно часто возникали конфликтные ситуации между проектировщиками и строителями. Одни настаивали на неуклонном соблюдении проекта, другие старались максимально упростить себе работу. Сегодня этот конфликт исчерпан или продолжается?
С.С.: - Важно понять друг друга, поскольку конфронтация никому пользы не приносит. Нужно научиться вести дружелюбный диалог, однако в границах действующих нормативных документов. Действительно, строителям иногда хочется построить быстрее, но, как они считают, без некоторых «излишеств». В отдельных случаях авторам приходится идти на быстрое изменение проектной документации. С нашей стороны никаких задержек не допускается, для большей оперативности главный инженер проекта (ГИП) присутствует на всех производственных планерках, что помогает быстро решать возникающие вопросы. Имеем также представительство в Минске, где группа специалистов может работать в более тесном контакте с региональными заказчиками.
Г.В.: - Мы не разграничиваем обязанности между заказчиком, подрядчиком и проектировщиком, ведь все делаем одно дело. Если у подрядчика возникли трудности с заложенными в проектную документацию материалами, то по согласованию с заказчиком помогаем быстро исправить ситуацию. Так что работаем дружно и сообща, что максимально ускоряет строительство.
- Отдельный вопрос Станиславу Людвиковичу: не возникало ли у жителей Гродно дискуссии по поводу названия сети гостиниц, которые носят вашу фамилию?
- Вначале такой вопрос обсуждался, но малым числом граждан. А затем название «Семашко» настолько гармонично вошло в обиход, что вслед за первой «ласточкой» были построены вторая и третья очереди. И только благодаря одобрению общества, потому что большинство людей понимает, что если пиво, конфеты или сети отелей в соседних странах могут носить имя создателя фирмы, то почему в Беларуси этого нельзя делать? Я ведь в Кельне участвовал в строительстве отеля, так что некоторый опыт гостиничного бизнеса приобрел еще задолго до осуществления своей мечты. Одобрила данный проект и вся родня, они ведь тоже были опосредовано вовлечены в эту дискуссию, поскольку фамилия одна и та же.
Компания «Европрестиж»
23003, г. Гродно, ул. Антонова, 10
Тел./факс: (0152) 75-49-24
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.ep-proekt.by
Чем привлечь людей в глубинку?
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал Директор - Архив номеров 2010