Александр ЛУГОВ Развитие экономики напрямую зависит от условий, в которых приходится работать субъектам хозяйствования. В последнее время в этом направлении сделано немало, особенно для развития бизнеса в малых и средних городах. Но многое еще предстоит осуществить, считает заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий ПАВЛОВИЧ.
- Анатолий Владимирович, с чем связано столь пристальное внимание государства к малым и средним городам?
- В крупном городе работу найти всегда проще, чем в небольшом городском поселении. Хотя уровень безработицы в Беларуси значительно ниже, чем в странах Европейского союза, ни для кого не секрет, что у нас существует скрытая безработица. К тому же на многих государственных предприятиях наблюдается избыточная численность. Конечно, можно поставить задачу по приведению этого показателя в норму, но тогда возникает вопрос о трудоустройстве высвобождающихся людей. А лучшей «гавани» для этого, чем малый и средний бизнес трудно найти. Поэтому и была принята соответствующая государственная программа, которая должна способствовать более равномерному размещению трудовых ресурсов. Ведь с 1991-го по 2006 г. в 183 малых и средних городских поселениях численность населения уменьшилась в 121, в 7 - осталась без изменений и увеличилась только в 51.
В последние 2-3 года вступило в силу много нормативно-правовых актов, регулирующих процессы создания, ликвидации и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, предпринимательских структур. Большая их часть принята в форме указов и декретов Президента РБ, поскольку эта правовая форма обеспечивает оперативность. В парламенте сейчас в завершающей стадии принятия находится закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, его проект готовился долго и вызвал много споров. К обсуждению были приглашены общественные объединения предпринимателей, подготовившие свой вариант законопроекта. Конечно, не все их предложения учтены, но его практическое применение поможет внести более взвешенные поправки.
Очень многое делается в сфере либерализации осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь, поставлена задача по комфортности ведения бизнеса войти в число 25-30 стран мира. Прогресс уже очевиден, Всемирный банк отметил нашу страну среди четырех государств мира, где реформы проводятся наиболее динамично. Рейтинг Беларуси, реализовавшей реформы по шести направлениям, вырос на 24 позиции - до 58-й строчки. Другое дело, что необходимо изменить отношение различных контролирующих органов к проверкам субъектов хозяйствования. У нас принято, что ревизия должна обязательно обнаружить какие-то недочеты в работе. Но почему? Не могут же все поголовно быть нарушителями действующего законодательства.
- С этим невозможно не согласиться, к тому же у нас есть значительный резерв для дальнейшего роста. По оценке системы налогообложения наша страна в аналитическом докладе Doing Business 2010 заняла последнее 183-е место, а значит, международные эксперты считают работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам РБ худшей в мире. Частично ответственность за столь неутешительные выводы должен разделить и парламент, поскольку он принимает законы. Как решить этот наболевший вопрос?
- Любая оценка субъективна, поэтому относиться к этому нужно с некоторой долей скептицизма. Ведь и в нынешних условиях экономика работает, к тому же у каждой страны свое видение этой проблемы. Европа к нынешним условиям хозяйствования шла столетия, а мы начали самостоятельный путь только с 1991 г. Сложность реформирования налоговой системы в том, что убирая одни налоги, необходимо компенсировать поступления в доходную часть бюджета из других источников. Найти такую «золотую середину» не так просто, как кажется.
Ежегодно мы уходим от какой-то части налогов, но в таком деле быстрых решений не бывает, кардинальные изменения требуют времени. Особенно в кризисные времена, ведь более 50% бюджета - это социальная составляющая: пенсии, пособия, зарплата учителей, врачей, силовых структур и т.д. Все понимают необходимость упрощения налоговой системы, особенно с точки зрения реструктуризации экономики, создания большего числа предприятий малого и среднего бизнеса. Именно такие экономические образования будут в будущем главными источниками новых рабочих мест. Необходимо изменить и менталитет, ведь у нас люди больше привыкли рассчитывать на «дядю», чем на собственные силы. На Западе государство уже давно не выступает в роли «няньки», там каждый ответственен за себя и свое будущее. И наша информационная среда должна направлять мысли и действия людей в это русло. Необходимо также с ростом экономических возможностей страны пересмотреть размер пособий по безработице, который пока не обеспечивает прожиточного минимума.
- Вы правильно отметили, что предложение на рынке труда в небольших городах не столь велико, как в крупных промышленных центрах. Действительно, исполнительной властью и парламентом многое сделано для исправления этой ситуации, но все равно успех на этом поприще зависит преимущественно от работы местных властей. Есть ли у них стимулы, кроме карьерного роста, для вывода региона из разряда дотационного в разряд доноров?
- Мне кажется, необходимо улучшать кадровую политику. У нас не хватает профессионалов, которые хорошо знали бы свое дело и чей труд высоко бы оплачивался. Депутатам парламента часто приходится контактировать с работниками исполнительных комитетов на местах и, к сожалению, заметно, что не все из них соответствуют высоким современным критериям. Низкая заработная плата, по моему мнению, не стимулирует людей к повышению уровня своих знаний, более профессиональному отношению к делу. К тому же пока у нас «кнут» применяется чаще «пряника», а страх потерять работу блокирует инициативу. Поэтому вместе с жестким спросом необходимо стимулировать в том числе и материально тех, кто добивается успехов на вверенном направлении.
В советское время была выстроена более совершенная система. Существовал кадровый резерв, который проходил все управленческие ступеньки. Тогда много говорили о японском опыте, когда невозможно было стать ведущим менеджером, не проработав на всех подводящих к этой вершине должностях. У нас это утеряно, мы часто «вырываем» человека с одного уровня и ставим его сразу на несколько ступеней выше. Очевидно, что в вопросе подготовки кадров нужно наладить системность, от этого будет зависеть эффективность принимаемых управленческих решений на всех уровнях. При этом следует более бережно относиться к умудренным жизненным и практическим опытом кадрам. Пока, несмотря на то что законодательство позволяет работать на госслужбе до 65 лет, как правило, в 60 человека отправляют на пенсию. А ведь он со своим бесценным багажом знаний мог бы приносить стране пользу.
- Действительно, есть вопросы, решение которых требует профессионализма, но в большинстве своем от местных властей чаще всего нужна большая оперативность и желание работать. К примеру, в некоторых регионах ключевой вопрос для развития бизнеса - выделение земли в пользование решается по году и более. А что такое задержка на год? На это же время задерживается создание рабочих мест, налоговых поступлений, наконец, рост ВВП страны. Можно ли законодательно установить максимальные временные рамки для таких решений и более жесткую ответственность за бюрократические проволочки?
- Ваш вопрос поднимает еще одну проблему - исполнения действующих нормативных документов. Дело в том, что все сроки по решению подобных вопросов уже по дням расписаны в указах и декретах главы государства, постановлениях правительства. У нас принято много документов по разным направлениям, однако не отлажена система контроля их исполнения. Пока такой механизм отсутствует. Можно найти целый ряд законов, отдельные статьи которых не работают. Когда мы начинаем рассматривать новые законопроекты, наталкиваемся на такие мертворожденные нормы. Как это исправить? Мне трудно рекомендовать рецепт для лечения этого «заболевания», несомненно одно: необходимо создать действенный механизм контроля за исполнением правовых актов, принимаемых исполнительной, законодательной и судебной властью Беларуси.
Нужно также усилить эффективность деятельности местных властей. Ко мне как к депутату избиратели приходят с теми бедами, которые обязаны решать местные органы власти: заасфальтировать дорогу, провести капитальный ремонт, отремонтировать крышу и т.д. А к депутату Национального собрания должны приходить с предложениями по совершенствованию законодательства. Опять же, бывая на форумах предпринимательских объединений, часто приходится слышать поток жалоб на недостатки нормативно-правовой базы. Не надо жаловаться! Нужно выходить с конкретными предложениями, ведь по Конституции депутат является субъектом законодательной инициативы. Так что всегда со вниманием отнесусь к аргументированным предложениям. Возможно, многие из них со временем станут теми поправками в законы, которые сделают нашу жизнь лучше.