Вера ДОБРОДЕЙ Сегодня потребитель предпочитает не переплачивать за покупки, он отдает предпочтение товарам из более низкого ценового сегмента. За счет каких изделий можно удовлетворить его потребность? На что делать акцент в своем ассортименте торговым компаниям? На эти и другие вопросы отвечают руководитель направления логистики компании Apply Logistic Дмитрий ЧЕРНОМОРЕЦ и ведущий консультант по логистике Андрей КРАВЧЕНКО.
- Насколько отечественные товары являются актуальными для покупателей?
Д.Черноморец:
- На мой взгляд, белорусы бьют все рекорды по умению создавать сверхдорогие товары. К примеру, комплект женского белья отечественного производства в рознице выставляется в среднем за 30-40 долл., а ведь его можно изготовить таким образом, что цена составит 10-20 и будет как у брэндовой продукции, например, Esprit, Buffalo, S’Oliver, Nuance, Petite fleur и т.д. Конечно, несмотря на то, что перечисленные марки являются европейскими, пошив в основном выполняется в Китае.
- Но в сознании нашего покупателя прочно укрепилось мнение, что китайский товар является низкокачественным…
- В свое время европейские страны вынесли в эту страну свои производства и привили китайскому населению, которое работало на них, высокую культуру труда. Уходя с фабрик на национальные предприятия, специалисты применяли перенятый опыт, и постепенно в Китае, согласно одному из законов философии, развитие мануфактур идет от количества товара к его качеству.
Целью Китая во все времена было и остается быстрое воспроизведение технологий. Например, это ярко прослеживается в производстве мобильных телефонов: компания АPPLE анонсировала за год появление на рынке своего iPhone, но уже через 6 месяцев после этого заявления Китай начал выпускать и продавать его копию.
Белорусские предприниматели также начинают обращать свое внимание на Китай. Например, газовые и электрические плиты, котлы, электроинструмент, одежду некоторые отечественные предприятия уже закупают в Китае. Во всем мире эта практика очень распространена: VITEK, SCARLETT, ZARA, NIKE, DELL, GREENFIELD, CARLO PAZZOLINI, H&M, C&A и т.д. - список можно продолжать долго - производятся преимущественно в этой азиатской стране. В тех же каталогах OTTO, BAUER и т.д. страна происхождения львиной доли товаров - Китай.
В КНР сегодня сосредоточено около 70% мирового производства, где выпускают две трети известных брэндов, причем большая часть предприятий находится на юге, в провинции Гуанчжоу.
Если учитывать, что китайцы являются гибкими производителями и готовы на свои товары наносить любые названия - в зависимости от объемов поставок - этот регион будет приобретать все большую популярность и в недалекой перспективе займет долю рынка примерно в 85%. К тому же значимость набирают и собственно китайские брэнды в таких областях, как автомобильная и бытовая техника, промышленная электроника.
- Если развитые страны доверяют свое производство Китаю, значит, и нам нечего бояться?
- Существуют два вида китайских производителей. Первые работают на страны бывшего постсоветского пространства и выпускают продукцию качества, соответствующего низкой культуре потребления. Как правило, нарекания начинаются уже после первых поставок. Вторые - производят товары под известными брэндами для Европы, США, Канады. Поэтому надежного поставщика нужно уметь выбрать, а также уметь с ним работать.
- Расскажите об этом подробнее.
А.Кравченко:
- Искать самостоятельно китайского производителя через Интернет небезопасно, так как в сети очень много неправдоподобной информации. Пример: размещены красивые качественно выполненные фотографии зданий фабрики, производства, продукции. И вроде бы все хорошо, однако при личном визите выясняется, что завод на снимке - это тот, который расположен по соседству, а интересующее вас предприятие занимает ветхое здание, где трудятся неквалифицированные работники. Но описанную мною ситуацию можно увидеть только в лучшем случае. Поясню: в Китае существует практика возить все приезжающие делегации на одно образцово-показательное предприятие, на другие же вам путь заказан.
В итоге, довольный увиденным, вы уезжаете, но буквально со второй поставкой товара из Китая начинают возникать проблемы с его качеством. И дело даже не в бракованной партии, а в последствиях. Взять, к примеру, трубопроводную арматуру, используемую для водоснабжения, отопления и канализации в жилых домах и административных зданиях. Если с ней что-то не в порядке, то отечественный поставщик будет вынужден заплатить за весь объем работ по переделке здания, за нанесенный ущерб, а к этим затратам, естественно, добавятся цена товара и репутация фирмы.
- А что же китайцы?
Д.Ч.: - Они получили свои деньги, отгрузили товар и… исчезли. Дозвониться до производителя по указанным в договоре телефонам практически нереально, а если вам повезет и трубку все же поднимут, разговаривать будут только на китайском языке. Все это делается для того, чтобы затруднить работу с рекламациями: возвратом производителю некачественного товара.
Поэтому намного безопаснее обратиться за помощью к специалистам, знающим китайский язык, с опытом работы в этом регионе и необходимой документацией. Но и здесь, как показывает практика, можно попасть впросак. Очень многие «спецы», к сожалению, не могут дать четких ответов на такие вопросы: в течение какого срока можно возвратить бракованный товар; каков механизм его возврата, по каким критериям сама компания проводит оценку поставщика; какова методика проведения контроля качества товара? А ведь на деле существует целый «арсенал» услуг, который помогает грамотно решить проблему выхода на китайских производителей. Заказчику предоставляются полные сведения о контактных данных поставщиков, их местонахождении, производствах, информация о репутации и опыте работы на рынке, географии продаж. А также дается заключение о том, полностью ли товары соответствуют требованиям заказчика (чертежи, эскизы, сертификаты, фотографии и т.д.), предоставляются фотографии производственных площадок поставщика и его коммерческие предложения, образцы товаров с серийного производства, таблицы сравнения поставщиков.
- Какие еще трудности могут возникнуть в работе с китайскими производителями?
А.К.: - Согласно белорусским правовым нормам отечественные компании имеют право осуществлять предоплату только за счет собственной валютной выручки. Но фирм с такими возможностями можно пересчитать на пальцах. А поставщики из китайского региона работают только по предоплате из-за длительного времени (1,5 месяца) на доставку изготовленного товара. Естественно, что на этот срок омертвляются оборотные средства.
Кроме того, проблему создают и колебания валютных котировок. Китайцы сырье приобретают внутри своей страны за национальные денежные единицы, продают же за евро и доллары. Нередко из-за изменений курсов иностранных валют к юаню производитель при экспорте начинает нести финансовые потери. Как страховка от этого, в худшем случае, выступает предоплата, в лучшем - деньги переводятся перед отгрузкой товара в порту. И здесь не обойтись без инспекции его качества. Кстати, такая услуга также из «арсенала», который помогает решить проблемы работы с китайскими производителями.
Следует также хорошо знать китайское законодательство: при оформлении договора нужно учитывать все нюансы работы с рекламациями, т.е. максимально защитить покупателя от возможных потерь. Тогда можно без опасений работать с поставщиками из этого региона.