fbpx

Вера ДОБРОДЕЙ Сегодня потребитель предпочитает не переплачивать за покупки, он отдает предпочтение товарам из более низкого ценового сегмента. За счет каких изделий можно удовлетворить его потребность? На что делать акцент в своем ассортименте торговым компаниям? На эти и другие вопросы отвечают руководитель направления логистики компании Apply Logistic Дмитрий ЧЕРНОМОРЕЦ и ведущий консультант по логистике Андрей КРАВЧЕНКО.

- Насколько отечественные товары являются актуальными для покупателей?
Д.Черноморец:
- На мой взгляд, белорусы бьют все рекорды по умению создавать сверхдорогие товары. К примеру, комплект женского белья отечественного производства в рознице выставляется в среднем за 30-40 долл., а ведь его можно изготовить таким образом, что цена составит 10-20 и будет как у брэндовой продукции, например, Esprit, Buffalo, S’Oliver, Nuance, Petite fleur и т.д. Конечно, несмотря на то, что перечисленные марки являются европейскими, пошив в основном выполняется в Китае.
- Но в сознании нашего покупателя прочно укрепилось мнение, что китайский товар является низкокачественным…
- В свое время европейские страны вынесли в эту страну свои производства и привили китайскому населению, которое работало на них, высокую культуру труда. Уходя с фабрик на национальные предприятия, специалисты применяли перенятый опыт, и постепенно в Китае, согласно одному из законов философии, развитие мануфактур идет от количества товара к его качеству.
Целью Китая во все времена было и остается быстрое воспроизведение технологий. Например, это ярко прослеживается в производстве мобильных телефонов: компания АPPLE анонсировала за год появление на рынке своего iPhone, но уже через 6 месяцев после этого заявления Китай начал выпускать и продавать его копию.
Белорусские предприниматели также начинают обращать свое внимание на Китай. Например, газовые и электрические плиты, котлы, электроинструмент, одежду некоторые отечественные предприятия уже закупают в Китае. Во всем мире эта практика очень распространена: VITEK, SCARLETT, ZARA, NIKE, DELL, GREENFIELD, CARLO PAZZOLINI, H&M, C&A и т.д. - список можно продолжать долго - производятся преимущественно в этой азиатской стране. В тех же каталогах OTTO, BAUER и т.д. страна происхождения львиной доли товаров - Китай.
В КНР сегодня сосредоточено около 70% мирового производства, где выпускают две трети известных брэндов, причем большая часть предприятий находится на юге, в провинции Гуанчжоу.
Если учитывать, что китайцы являются гибкими производителями и готовы на свои товары наносить любые названия - в зависимости от объемов поставок - этот регион будет приобретать все большую популярность и в недалекой перспективе займет долю рынка примерно в 85%. К тому же значимость набирают и собственно китайские брэнды в таких областях, как автомобильная и бытовая техника, промышленная электроника.
- Если развитые страны доверяют свое производство Китаю, значит, и нам нечего бояться?
- Существуют два вида китайских производителей. Первые работают на страны бывшего постсоветского пространства и выпускают продукцию качества, соответствующего низкой культуре потребления. Как правило, нарекания начинаются уже после первых поставок. Вторые - производят товары под известными брэндами для Европы, США, Канады. Поэтому надежного поставщика нужно уметь выбрать, а также уметь с ним работать.
- Расскажите об этом подробнее.
А.Кравченко:
- Искать самостоятельно китайского производителя через Интернет небезопасно, так как в сети очень много неправдоподобной информации. Пример: размещены красивые качественно выполненные фотографии зданий фабрики, производства, продукции. И вроде бы все хорошо, однако при личном визите выясняется, что завод на снимке - это тот, который расположен по соседству, а интересующее вас предприятие занимает ветхое здание, где трудятся неквалифицированные работники. Но описанную мною ситуацию можно увидеть только в лучшем случае. Поясню: в Китае существует практика возить все приезжающие делегации на одно образцово-показательное предприятие, на другие же вам путь заказан.
В итоге, довольный увиденным, вы уезжаете, но буквально со второй поставкой товара из Китая начинают возникать проблемы с его качеством. И дело даже не в бракованной партии, а в последствиях. Взять, к примеру, трубопроводную арматуру, используемую для водоснабжения, отопления и канализации в жилых домах и административных зданиях. Если с ней что-то не в порядке, то отечественный поставщик будет вынужден заплатить за весь объем работ по переделке здания, за нанесенный ущерб, а к этим затратам, естественно, добавятся цена товара и репутация фирмы.
- А что же китайцы?
Д.Ч.: - Они получили свои деньги, отгрузили товар и… исчезли. Дозвониться до производителя по указанным в договоре телефонам практически нереально, а если вам повезет и трубку все же поднимут, разговаривать будут только на китайском языке. Все это делается для того, чтобы затруднить работу с рекламациями: возвратом производителю некачественного товара.
Поэтому намного безопаснее обратиться за помощью к специалистам, знающим китайский язык, с опытом работы в этом регионе и необходимой документацией. Но и здесь, как показывает практика, можно попасть впросак. Очень многие «спецы», к сожалению, не могут дать четких ответов на такие вопросы: в течение какого срока можно возвратить бракованный товар; каков механизм его возврата, по каким критериям сама компания проводит оценку поставщика; какова методика проведения контроля качества товара? А ведь на деле существует целый «арсенал» услуг, который помогает грамотно решить проблему выхода на китайских производителей. Заказчику предоставляются полные сведения о контактных данных поставщиков, их местонахождении, производствах, информация о репутации и опыте работы на рынке, географии продаж. А также дается заключение о том, полностью ли товары соответствуют требованиям заказчика (чертежи, эскизы, сертификаты, фотографии и т.д.), предоставляются фотографии производственных площадок поставщика и его коммерческие предложения, образцы товаров с серийного производства, таблицы сравнения поставщиков.
- Какие еще трудности могут возникнуть в работе с китайскими производителями?
А.К.: - Согласно белорусским правовым нормам отечественные компании имеют право осуществлять предоплату только за счет собственной валютной выручки. Но фирм с такими возможностями можно пересчитать на пальцах. А поставщики из китайского региона работают только по предоплате из-за длительного времени (1,5 месяца) на доставку изготовленного товара. Естественно, что на этот срок омертвляются оборотные средства.
Кроме того, проблему создают и колебания валютных котировок. Китайцы сырье приобретают внутри своей страны за национальные денежные единицы, продают же за евро и доллары. Нередко из-за изменений курсов иностранных валют к юаню производитель при экспорте начинает нести финансовые потери. Как страховка от этого, в худшем случае, выступает предоплата, в лучшем - деньги переводятся перед отгрузкой товара в порту. И здесь не обойтись без инспекции его качества. Кстати, такая услуга также из «арсенала», который помогает решить проблемы работы с китайскими производителями.
Следует также хорошо знать китайское законодательство: при оформлении договора нужно учитывать все нюансы работы с рекламациями, т.е. максимально защитить покупателя от возможных потерь. Тогда можно без опасений работать с поставщиками из этого региона.