fbpx

Дарья ШИТИКОВА Беларусь все более становится экпортоориентированной страной. А поскольку ближайшим нашим соседом является Россия, то вполне логично, что в конце февраля этого года на базе «Дома Москвы», что в Минске, прошел бизнес-форум «Россия - Беларусь 2010. Товары народного потребления: новые контракты и увеличение продаж».

Как отметил представитель российско-украинско-белорусской группы компаний EMAS Group (организатор мероприятия), хотелось собрать для прямого диалога белорусских производителей и представителей российских торговых сетей. Поддержку форуму оказали Представительства Краснодарского края в Республике Беларусь, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, Министерство торговли Республики Беларусь, отраслевые министерства и ведомства.
Какую же информацию об имеющихся возможностях отечественный производитель мог почерпнуть на форуме? Отвечая на поставленный вопрос, директор группы компаний EMAS Group Андрей КОЛЯДА отметил, что мероприятие подразумевало собой площадку для переговоров с представителями российских федеральных и региональных розничных сетей на предмет поставки в них товаров белорусских предприятий. То есть предприятие могло заявить о себе без траты времени и денег на поездку в РФ, сил - на попытки дозвониться до нужных людей.
- Розничные сети до момента поставок лично не встречаются с производителями, - заметил А. Коляда. - Они просят выслать свое предложение по факсу, и если оно их заинтересует, то обещают вам перезвонить. На форуме же была возможность непосредственного контакта на уровне коммерческих директоров. Но, к сожалению, ею воспользовались, в основном, частные белорусские предприятия, которые без понуканий со стороны понимают свою выгоду и перспективы.
Например, в последнюю неделю регистрации на мероприятие, когда стали известны 15 торговых сетей из регионов России и стран СНГ, которые будут представлены на бизнес-форуме, количество участников с частной формой собственности выросло вдвое. В частности, это оптовик «БКП Текстиль» из Татарстана, торговые сети «ТИТАН» и ОАО «Центральный универмаг» из Бурятии, «ВЕСТЕР», «Утконос» (Москва и Подмосковье), ТД «Семья», из г. Калининграда (включает ТС «Копилка» и сеть фирменных универсамов «Семья»), «Квартал» из Великого Новгорода, «Евророс» из Мурманска, Воронежская Ассоциация «Русский аппетит», Новосибирский ОБЛПОТРЕБСОЮЗ, ООО Техно-торговый центр «Солитон» (Самарская обл.), универсам «Народный», г. Нижний Новгород, группа компаний «Гимея» с торговой сетью «Провизион», обувная розничная сеть «Камелот», торговый дом «Беларусь» (Челябинская обл.), «Гастроном у Дома розница» из Иваново.
Государственные же предприятия при таком «цветнике» были пассивны. Подобное поведение у российских сетей вызвало изумление и недоумение, поскольку они ожидали большей инициативы. Тот же представитель федеральной сети «ВЕСТЕР» - это один из ведущих российских розничных операторов (продовольственные гипер- и супермаркеты), у которого более 50 объектов торговой площадью около 100 тыс. кв. м в 22 регионах России и странах СНГ, приезжал на форум специально для заключения контрактов с белорусскими молочными заводами. Но отечественный производитель не захотел воспользоваться реальной возможностью заработать валюту, и эстафету подхватили частники.
На пресс-конференции, которая предшествовала бизнес-форуму, сотрудник представительства администрации Краснодарского края России в Республике Беларусь Юрий СЕЛИЦКИЙ высказал мнение, что белорусским производителям нужно активнее осваивать рынок Краснодарского края, тем более что желание заключить договоры на долгосрочное сотрудничество у предприятий региона есть. Например, в настоящее время прорабатываются вопросы создания двух совместных производств по сборке сельхозтехники и троллейбусов. Взаимовыгодным может быть сотрудничество и в других сферах. Ведь численность постоянно проживающего населения региона составляет более 5 млн. человек, а в период курортного сезона оно увеличивается в 2,5 раза. Поэтому ярмарки выходного дня по продаже белорусских продуктов питания и товаров народного потребления, особенно в летне-осенний период, были бы очень выгодны для обеих сторон. Вместе с тем этот потенциал белорусская сторона до сих пор не использовала.
Несмотря на некоторую пассивность отечественных производителей, по сообщению главы представительства Правительства Москвы в Беларуси Владимира ПЛАКСИНА, в российской столице продукцию белорусских предприятий продают свыше 50 специализированных магазинов! Наибольшим успехом у москвичей пользуется белорусская молочная и мясная продукция, реализуемая как в фирменных магазинах, так и на ярмарках выходного дня, график проведения которых согласован с префектурами административных округов Москвы. Активно продаются и товары народного потребления, малогабаритная мебель, текстиль, льняные и трикотажные изделия, сувенирная продукция. Многие белорусские предприятия имеют свои торговые представительства, фирменные секции в магазинах шаговой доступности. Однако наряду с положительной динамикой наращивания объемов реализации белорусской продукции на рынки российской столицы В.Плаксин отметил, что за последний год товарооборот снизился на 30%. Причины тому разные: как объективные, так и субъективные.
Подводя итоги форума, заместитель руководителя оптового подразделения холдинга «ЕвроРос» (г.Мурманск) Татьяна МИНЯЕВА сказала, что при экспорте белорусского продовольствия на российский рынок важно уйти от посредников и наладить прямые связи. Несмотря на то что это абсолютно новые условия работы, торговые сети их готовы обсуждать столь же серьезно, насколько готовы к продуктивному разговору белорусские производители.
В чем преимущество заключения прямых договоров с производителями? Они сами устанавливают оптовую отпускную цену на товар и делают скидки торговым организациям. А это, естественно, положительно скажется на покупательской способности населения российского севера, которое увидит, насколько белорусские продукты питания дешевле: сегодня товар поступает через большое число посредников и, естественно, с наценкой.
В настоящее время в торговой сети Мурманска белорусские товары составляют 10% товарооборота мясомолочной продукции. Что касается промышленной группы, то в Мурманске успешно продаются белорусские трикотажные изделия, парфюмерия и косметика, корсетные изделия торговой марки «Милавица». Интерес есть к детскому бельевому, верхнему женскому и мужскому трикотажу, одежде и обуви.
Кроме выхода белорусских производителей на российский рынок через крупные торговые сети на форуме шла речь о том, что российский бизнес должен активнее проникать в экономику нашей страны. Так, торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь Алексей КИСЕЛЕВ отметил, что в стране созданы благоприятные условия для инвестирования, что привлекает многие страны к организации совместных предприятий. Например, в Беларуси со смешанным российским и 100%-ным российским капиталом создано более 1 тыс. организаций и предприятий. Из поступивших в 2009 г. страну иностранных инвестиций на сумму 9,3 млрд. долл. 6,1 млрд. пришлись на капиталы из России.