Наталья АЛЕКСАНДРОВА Брак в строительстве явление настолько распространенное, что почти никого не удивляет. И это притом, что большинство организаций стройкомплекса внедрило системы менеджмента качества. Редакция журнала пыталась разобраться в этом парадоксе.
Не понаслышке знает о низком качестве строительных работ председатель правления столичного ЖСПК №832 Андрей ВИСТУНОВ:
- В день выдачи ключей от квартиры новоселы получают бланк, в котором отмечают внутренние недоделки. Брак сантехники, протечки трубопроводов, трещины дверей, перепады поверхности пола под линолеумом, пятна на обоях, дефекты по стыкам стен, отставание плитки - изъяны, которые наиболее часто фигурируют в гарантийных заявках. В большей части некачественные работы являются виной строителей. У кого персонал ответственно относится к работе, у того и меньше проблем. Даже в «МАПИДе» одна бригада делает нормально, у другой - недоделок не счесть. Поскольку срок гарантии составляет 2 года, строителям приходится устранять дефекты. Таким образом, акт сдачи-приемки квартир является действенным механизмом повышения качества строительства жилья.
Хуже обстоят дела с урегулированием данных вопросов в судебном порядке между генподрядчиком и субподрядчиками. По статистике хозяйственных судов, в последние годы категория дел, связанных со строительством, очень динамично растет.
При возникновении спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин согласно ст.673 Гражданского кодекса по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Именно в связи с привлечением экспертных организаций существует такая проблема, как затягивание рассмотрения исков в суде. Она возникает из-за невозможности оперативно провести экспертизу.
Рассмотрим одно из «отказных» дел. В нем содержатся акты, в которых отмечено, что по устройству плиточных полов на лестничных площадках были допущены нарушения (имеются неровности, швы не везде заполнены клеевой смесью). При выполнении стяжек на балконах сделаны отклонения от плоскости более 2 мм, есть пористость основания и обратный уклон к стене.
Как же поступает суд? В этом случае ввиду того, что работы на объекте были выполнены, а надлежащих доказательств урегулирования спора относительно качества стороны не представили, в удовлетворении исковых требований отказано. Выходит, судиться по таким вопросам - дело не всегда благодарное.
И, к сожалению, приходится констатировать, что качество работ не так быстро улучшается, как хотелось бы. Строители, исправив допущенные недоделки и брак, допускают их на новых объектах. А в то же время сегодня достаточно серьезно стоит вопрос о хорошей репутации и спросе на их услуги. Отсутствие дефектов или хотя бы налаженная система их устранения улучшают имидж любого застройщика.
К сожалению, не хватает системности контроля по соблюдению технологий. Много вопросов возникает при работе с новыми материалами, например, с экзотическими штукатурками. И при этом каждый строитель считает себя таким специалистом, что и советов слушать не станет, не то что учиться. Что говорить, если порой даже наши прорабы не считают должным изучать проектно-сметную документацию.
Отделяя зерна от плевел, эксперты отмечают, что далеко не все хваленые в России белорусские строители умеют работать достойно, соблюдать те требования, которые предъявляются к ним. А если есть замечания, моментально их устранять. Отсутствует понимание, что деловой авторитет - их бизнес. Когда этого нет, появляются проблемы.
По мнению директора компании «Белпроектконсалтинг» Виталия ДЕМЧИХИНА, как бы ни роптали руководители строительных организаций, сейчас силен тот, кто работает в системе менеджмента качества (СМК).
Напомним, что постановление Совмина от 31 августа 2006 г. № 1102 предписывало всем строительным организациям, выполняющим общестроительные работы, спецработы, проектирование, изыскательскую деятельность, внедрить системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000. В рамках Госпрограммы «Качество» стройкомплекс шел первым эшелоном. В результате у нас в республике почти все организации прошли сертификацию и внедрили СМК. Остались только мелкие и вновь созданные предприятия. Такому положению дел завидуют россияне. Рычагом давления служит вопрос продления лицензии. Если раньше говорили: «покажите внедренную систему», то сейчас уже просят показать сертификат.
- Это правильный путь, - считает В. Демчихин. - Год качества будет подтягивать остальных. Поскольку в условиях кризиса агрессия внешней финансово-экономической среды усилилась, стандартизация, системы менеджмента приобретают особую актуальность. Теперь качество - главный фактор стабильного экономического развития.
С 2007 г. специалисты «Белпроектконсалтинга» оказывают помощь в разработке документов и внедрении СМК.
- Поставщик строительных услуг должен продемонстрировать заказчику свою способность удовлетворить его требования на самом высоком уровне, - рассказывают эксперты. - Стандарт является критерием его способностей. Четко прописаны требования, связанные с входным и операционным контролем, подготовкой производства, сдачей-приемкой работ. Подрядчик должен организовать своих субподрядчиков таким образом, чтобы на выходе все соответствовало установленным требованиям, и по качеству в том числе. Оценка выбора поставщиков - требование ИСО. Поэтому, принимая на работу субподрядчика, строительная организация должна проанализировать, какие услуги, в какой форме и по какой цене он выполняет.
Так или иначе, многие вещи открываются для руководителя при разработке и внедрении систем менеджмента качества. Есть организации, где регулярно отслеживается результативность СМК, проводятся внутренние аудиты, позволяющие вскрывать прорехи в менеджменте и внутренние производственные «нарывы».
Но зачастую строительные организации, занятые выбиванием денег, получением подрядов, в этой гонке теряют из виду внутреннюю организацию управления.
- Всегда сталкиваемся с рядом проблем, - рассказывает В.Демчихин. - Одна из них - нежелание трудиться систематично. Когда в повседневной рутине прорабы, снабженцы, кадровики забывают о том, что нужно постоянно работать с исполнительской документацией, вести журналы, возникает вопрос их личных морально-психологических и профессиональных свойств. Если рассматривать слагаемые качества, непременно надо отметить менеджмент и внутреннюю культуру. Интересна, развита и эффективна технокультура западная. Но и духовную, ментальную сущность белорусов следует признать, с ней необходимо работать. Нельзя перечеркнуть все хорошее, наработанное у нас в советский период. Надо строить свою славянскую белорусскую систему менеджмента с учетом реалий и с использованием проектного мышления на 20-30 лет вперед.
Внедрение СМК непременно приносит пользу. Но одна из проблем - скатывание к формализму и потеря значимости работы при создании и дальнейшем совершенствовании систем менеджмента. И тогда все идет со скрипом и напряжением. Один из важнейших принципов менеджмента - лидерство руководства. Но и директорат нередко поддается на уговоры персонала, который не желает что-то менять на практике и совершенствовать свою повседневную работу, а это приводит к нивелированию значимости системы.
Все перечисленные факторы делают ситуацию достаточно критичной для дальнейшего продвижения менеджмента качества. Другая опасность обусловлена утратой интереса к этой теме из-за отсутствия ощущения его результативности и эффективности. В свою очередь многие причины кроются в страхе руководителей перед делегированием полномочий сотрудников и недостаточной степени компетентности и авторитетности уполномоченных по внедрению СМК.
Непосредственно система помогает организовать процесс работы служб контроля качества. Остальное - за специалистами. В действие вступают технологии и профессионализм людей.