fbpx

Евгения СОБОЛЕВА Научными разработками нобелевского лауреата Жореса АЛФЕРОВА пользуется едва ли не каждый житель Земли: во всех мобильных телефонах есть электронные компоненты на гетероструктурах, без «лазера Алферова» были бы невозможны проигрыватели компакт-дисков и дисководы компьютеров, его открытия используются в устройствах осветительных приборов, светофоров, оборудовании супермаркетов, солнечных батареях. Алферов уверен, что к концу столетия 80% энергопотребления земного шара будет обеспечено преобразователями солнечной энергии.

15 марта Жоресу Алферову исполнилось 80 лет. 16 марта в Санкт-Петербурге открылся крупный международный научный симпозиум «Гетероструктуры: фундаментальные исследования и инновационные перспективы». В нем приняли участие приглашенные юбиляром нобелевские лауреаты из разных стран мира, ученые, академики, члены-корреспонденты, профессора и увлеченные наукой молодые люди. Жорес Иванович пригласил на симпозиум белорусских студентов и школьников - стипендиатов Международного Алферовского фонда поддержки образования и науки в Беларуси.
- Алферовский фонд в Беларуси работает недавно, с 2008 г., - объяснил председатель правления фонда академик Анатолий ДОСТАНКО. - Он создан по инициативе Жореса Ивановича и при поддержке Президента Республики Беларусь для выявления и поддержки одаренной молодежи. Жорес Алферов внес в фонд часть своей, полученной в 2000 г. Нобелевской премии, затем пополнял его за счет премии Киото (Япония, 2001 г.), международной энергетической премии «Глобальная энергия» (2005 г.), премии братьев Карачи (Сербия, 2007 г.). Подхватив инициативу ученого, фонд пополнили БНТУ, «Беларуськалий» и «Белгорхимпром». Поддержка талантливых молодых людей очень важна: я могу назвать целую плеяду ученых, которые достигли небывалых результатов и известности еще в молодые годы: Галилео Галилей и Исаак Ньютон - в 25 лет, Альберт Эйнштейн - в 26, Нильс Бор в 28, Мария Кюри - в 29, Жорес Алферов - в 30 лет.
Кстати, Алферовский фонд вправе учреждать именные стипендии и премии заслуженных людей или известных брэндов. Так что у белорусских ученых и бизнесменов есть возможность увековечить свои имена, поддержав материально начинающих ученых. В России подобные прецеденты уже есть.
 
Первые «награды» были самодельными - Жорес Иванович прекрасный лектор: я не знаю других докладчиков, которые умели бы рассуждать о предмете исследований с таким энтузиазмом и задором, с таким глубоким знанием темы, - рассказывает Анатолий Достанко. - У него феноменальная память, которая в подробностях хранит воспоминания детских и юношеских лет. Однажды Алферов признался, что первые «награды» изготовил себе сам: сразу после войны подростки вырезали «звезды героев» из консервных банок, чтобы блеснуть ими на танцах.
Первый послевоенный новогодний праздник в Минске остался в памяти страшной трагедией. 3 января 1946 г. более шестисот лучших школьников белорусской столицы собрались на бал в одном из уцелевших зданий на площади Свободы. За час до полуночи в зале вспыхнул пожар. У выхода, где танцевали молодые люди и стояли праздничные столы, образовалась давка, ученики прыгали из окон. По официальным данным, в ту ночь погибло более сотни человек, по неофициальным - намного больше. Алферова судьба уберегла. Гражданин мира и деревни Хильки Перечень почетных званий и наград вице-президента Российской академии наук Жореса Алферова сегодня занимает шесть страниц машинописного текста. Наш земляк признан в Германии и Великобритании, Италии и США, Финляндии, Польше, Китае, Сингапуре, Венесуэле… Его именем назван астероид и алмаз-самородок. Он почетный доктор десятков университетов, в том числе БГУ, БНТУ, БГУИР, академик академий наук разных стран, почетный гражданин нескольких городов…
Особняком в перечне столиц и научных центров стоят украинские села Хильки и Комаривки.
- Его старший брат, которого звали Маркс погиб на войне и похоронен в братской могиле в Корсунь-Шевченковском районе Украины, - рассказывает Анатолий Достанко. - Жорес Иванович нашел место захоронения, установил тесные контакты с деревенской школой, помог ей, чем мог. Дети ухаживают за памятником и братской могилой. Местные жители в знак уважения избрали академика почетным гражданином сел Хильки и Комаривки.
Портрет брата с высохшей травой, сорванной на братской могиле, висит в кабинете Жореса Алферова. Анатолий Достанко признается, что восхищен его вниманием и уважением к своим родным и близким, открытостью и доброжелательностью по отношению ко всем остальным людям. «Крестный отец» с партийным билетом Академиков Жореса Алферова и Анатолия Достанко связывает многолетняя дружба, начавшаяся еще в 70-х гг. прошлого века. В 1957 г. юноша из деревни Обчин Любанского района первым из белорусов поступил в первый в СССР радиотехнический институт - Таганрогский. Будучи студентом, на практике в ФТИ им. Иоффе в 1960 г. слушал научные выступления очень активного молодого ученого Жореса Алферова, который на работу приезжал на мотоцикле. Но тогда они не познакомились.
А.Достанко увлекся исследованием полупроводниковых структур. Такими же научными проблемами на более высоком уровне занимался в Ленинграде Жорес Алферов. Сотрудничество вылилось в более тесные отношения: академики дружат семьями.
- В 1977 г. Жорес Иванович и Тамара Георгиевна по моему приглашению отдыхали на Любанщине, - рассказывает Анатолий Достанко. - Во время их отпуска у меня родился сын Павел. На «Волге» Алферова мы забрали жену с ребенком из родильного дома и нарекли Жореса Ивановича его крестным отцом.
Жорес Алферов - «потомственный» и убежденный коммунист. Его отец Иван Карпович вступил в партию большевиков в числе первых, еще до Октябрьской революции. Сам нобелевский лауреат и поныне состоит в КПРФ. За рулем - как рыба в воде

Сейчас Жорес Иванович постоянно живет на даче в Комарово. Хотя слово «постоянно» здесь неуместно: академик почти все время в разъездах. Он координирует несколько международных научных проектов, участвует в конференциях и выступает с лекциями в разных странах мира на всех обитаемых континентах земного шара.
На даче есть бассейн и банька. Каждое утро, погревшись в бане, Жорес Алферов окунается в холодную воду, а затем идет плавать. Ежедневная дистанция 80-летнего ученого - около километра. После заплыва академик чувствует себя настолько хорошо, что уважительно именует воду источником жизни. Друзьям признается, что не любит длительные командировки, так как далеко не всегда их можно совмещать с плаванием.
Конечно, у именитого ученого есть личный шофер - в прошлом участник автогонок. Но при необходимости Жорес Иванович берет руль в свои руки.
- Лет пять назад Жорес Алферов приехал в Беларусь без водителя, - вспоминает Анатолий Достанко. - Говорит, что хотя границы между Беларусью и Россией не проведены, он всякий раз безошибочно определяет, где начинается наша территория. В Беларуси на каждом квадратном километре поля работает трактор, поля вовремя засеяны, убраны, вспаханы. «Я отдыхаю, когда приезжаю в Беларусь», - признается нобелевский лауреат. Родина - это навсегда

Отец Жореса Ивановича из Чашников, мама - из местечка Крайск на Логойщине. Будущий нобелевский лауреат родился в Витебске, учился в 42-й минской школе. Свой первый детекторный приемник собрал в Минске, в десятилетнем возрасте. Под руководством талантливого учителя физики Якова Мельцерзона остановил свой выбор на физике, по законам которой создал множество наукоемких изделий электроники и оптоэлектроники.
В 1995 г. президент Национальной академии наук Беларуси Леонид Сущеня прислал Жоресу Алферову письмо с просьбой дать согласие баллотироваться в иностранные члены НАН Беларуси.
- Я ему сразу ответил, что даю согласие баллотироваться в иностранные члены Академии наук моей родной Беларуси, - вспоминает Жорес Иванович в одном из недавних интервью.