Мария МИХАЙЛОВА Правдивое, независимое искусство России второй половины XIX в., отражающее в полной мере не только уровень развития национальной культуры, но саму жизнь русского народа, стало наивысшим расцветом в истории живописи, открыв миру ярчайших мастеров: И.Крамского, А.Саврасова, В.Перова, В.Сурикова, И.Левитана, В.Серова, И.Шишкина и многих других.
Все эти художники были представителями Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), созданного на платформе «Артели 14-ти» - бунтарей-выпускников Академии художеств. Организация, возникшая, на первый взгляд, стихийно, стала основным двигателем художественных идеалов в русском искусстве вплоть до начала ХХ в., выдвинув на передний план демократичность и доступность.
Инициатором создания Товарищества, как известно, выступил в 1869 г. Г.Мясоедов. Он загорелся идеей создания организации, руководимой самими художниками, которые могли бы являться одновременно и вдохновителями, и исполнителями собственных творческих исканий. Мясоедов понимал, что новая стезя предоставит художнику полную свободу самовыражения, позволив говорить правду. Призывам Г.Мясоедова поддался даже В.Перов, который в то время был уже довольно авторитетным художником. Вслед за ним идею создания товарищества поддержали А.Саврасов, И.Крамской и ряд других московских художников, в дальнейшем названных передвижниками.
Одним из первейших образцов смелой, обличающей правды в искусстве России стала картина Василия Пукирева «Неравный брак». В ней заложена вечно волнующая и всегда актуальная проблема человечества - проблема справедливости, вызывающая участие практически у любого неравнодушного созерцателя. Созданная еще в 1862 г., картина сама по себе уже являлась протестом, стремлением к отражению и даже критике существующей реальности. Молодая девушка поневоле заключает «выгодный брак» с обеспеченным старцем. Острота сюжета находит свое воплощение и в верно подобранных художественных средствах: главная героиня является единственным световым пятном живописного произведения, контрастирующим с мрачным окружением присутствующих гостей, так равнодушно относящихся к трагедии. Единственный сочувствующий зритель, изображенный на полотне - сам художник, смотрящий на происходящее с укором и негодованием, скрестив руки на груди. Такой своеобразный авторский ход является отличительной особенностью реализма, когда проблема произведения не завуалирована, а анализируется от лица самого автора, как вне картины, так и внутри нее. И хотя В.Пукирев официально не состоял в рядах передвижников, философские и художественные начала, заложенные им, содействовали дальнейшему развитию реализма в русской живописи и распространению его популярности в широких слоях общества.
В 1871 г. в Санкт-Петербурге открылась первая художественная передвижная выставка, которая совершила турне в Киев, Харьков и Москву, и имела ошеломляющий успех. А уже в 1872 г. состоялась вторая, наиболее известная выставка передвижников, где были представлены революционные на то время произведения, которые сегодня признаны шедеврами мировой живописи. Среди них - картина Г.Мясоедова «Земство обедает», ознаменовавшая новый этап в изобразительном искусстве, когда кисть художника становится не только техническим, но и идеологическим оружием. Сюжет картины настолько прост, насколько и оригинален. Казалось бы, показана обыденная обстановка: обед «крестьянского начальства» на улице в летний полдень, но в ней есть живой и непосредственный характер и тот же намек на несправедливость, пропасть, разделяющую «верхи» и «низы».
Передвижническая живопись не подразумевала коренное изменение техники, которая была доведена до совершенства последователями академической живописи, а писание близких народу национальных сюжетов в таких жанрах, как исторический и бытовой портрет, пейзаж, и в то же время отказ от популярного ранее мифологического жанра, не всегда понятного зрителю.
Один из сильнейших мастеров жанровой живописи - Василий Григорьевич Перов пошел по пути критического реализма. Практически все его работы наполнены негодованием, возмущением и болью за судьбу русского народа. Одна из первых известных его работ - «Крестный ход на Пасху» является саркастической иллюстрацией на тему жизни высшего духовенства, грустной и смешной одновременно. Но именно в этой хорошо уловимой авторской иронии постепенно рождалось новое качество его живописи, характеризующее в дальнейшем русское искусство второй половины XIX в. - это глубокий психологизм, чувствительность и проникновенность изображаемого. Известнейший «Портрет Достоевского» В.Перова, пропитанный напряженностью и мучительным трагизмом духовной жизни, и сегодня считается самым достоверным изображением писателя.
Величайшим образцом эстетической и философской глубины в русской живописи является знаменитое произведение Ивана Николаевича Крамского, привлекшее внимание критиков на той же, второй выставке передвижников - «Христос в пустыне». В этой картине есть все, что можно считать высшим апогеем подлинного художественного мастерства. При всем своем техническом совершенстве произведение не теряет острой проблематичности. Это картина-размышление, исповедь, проникнутая тяжелым драматизмом, духом аскетизма, сильнейшей внутренней борьбой. Глубокая скорбь и душевные муки Христа, изображенного в один из самых сложных моментов жизни, отражаются во всем: в его смиренном образе, печальном лице, скрещенных пальцах рук и даже в окружающем его глухом пейзаже каменной пустыни. В отличие от многих своих соотечественников И.Крамской редко писал с натуры, чаще он сам придумывал сюжеты для своих произведений, пытаясь найти способ сильнейшего нравственного воздействия на зрителя. «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, взять ли за господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание» - писал об этой картине сам художник
Зачастую, не руководствуясь честолюбивыми усмотрениями, русские художники - последователи критического реализма стремились не только отобразить суровую действительность, но и изменить ее, по крайней мере, вызвать это желание в созерцателе.
Еще одним поворотным событием в живописи реалистов была работа на пленэре (на свежем воздухе), которая окончательно закрепилась за импрессионистами, но получила свое знаковое воплощение и в произведениях реалистов-пейзажистов. В незатейливых сюжетах деревенской природы они находили тончайшие лирические нити. Родоначальником такого пейзажа считается Алексей Кондратьевич Саврасов. В отличие от академических предшественников он отрицал в пейзаже пафос городов, а приближал этот жанр к народу, воспевая скромность и простоту и находя их воплощение в природе.
Саврасов был педагогом, другом и соратником не менее известного живописца той поры Исаака Левитана, который в своем творчестве продолжил и развил содержательную линию пейзажа, выработанную учителем, создав целую серию так называемых «пейзажей настроения», психологически насыщенных, отражающих все грани человеческой души. В этом русле продолжили работать талантливейшие пейзажисты А.Куинджи, И.Шишкин и многие другие.
Психологический контекст в историческом жанре второй половины XIX в. был гораздо менее прозрачен, чем, скажем, в портрете, но изобразительные методы здесь со временем стали приобретать все более масштабный, эпический характер. Василий Иванович Суриков был подлинным мастером русской исторической картины. Практически всю свою творческую жизнь он посвятил работе по воссозданию в живописи эпохальных исторических моментов. Его картина «Боярыня Морозова», посвященная переломному моменту в истории православной России XVII в. - расколу церкви, стала символом непоколебимости веры, силы духа, твердости убеждений русской женщины, готовой погибнуть за правду.
Период реализма в истории русской живописи по праву считается временем великих мастеров, которые смогли наполнить изобразительное искусство тонким психологизмом и доступностью восприятия. Впервые публика получила возможность «читать» живописные шедевры наравне с литературными произведениями и, таким образом, самообразовываться, сочувствовать, сопереживать, а главное, понимать происходящее, видя в картине мир как из окна - таким, какой он есть.