fbpx

Лариса ОСТРОВЕРХОВА, заместитель начальника Минской центральной таможни

Окончание. Начало в №12 за 2009 г. Порядок и случаи возврата НДС

Порядок возврата налога на добавленную стоимость, как и иных излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, регламентирован ст.ст. 272 и 273 ТК и ст.ст. 60-61 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
НДС подлежит возврату в случае его излишней уплаты или взыскания, если:
•    производилась корректировка таможенной стоимости товара с последующим пересчетом сумм таможенных пошлин и налогов;
•    неправильно применены ставки таможенных платежей, официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, установленного Нацбанком;
•    уплата или взыскание произошли в период действия налоговых льгот по уплате таможенных платежей;
•    изменение законодательства вступило в силу до либо в день принятия таможенной декларации на помещение товаров под заявленный таможенный режим;
•    в отношении товара восстановлен режим наиболее благоприятствуемой нации или режим предоставления тарифных преференций;
•    произошла арифметическая или техническая ошибка;
•    нарушен установленный порядок уплаты или взыскания таможенных платежей;
•    суммы таможенных платежей уплачены в отношении товаров, которые не были перемещены через таможенную границу либо не помещались под таможенные режимы, условием установления которых является уплата таможенных пошлин, налогов;
•    аннулировано свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим, условием установления которого является уплата таможенных пошлин, налогов;
•    имеется вступившее в законную силу решение суда о признании факта излишнего взыскания сумм таможенных платежей, в том числе путем признания недействительным решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с использованием тарифных преференций;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с отказом таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим в отношении налогового обязательства, возникшего при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под этот таможенный режим;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с принудительным безвозмездным обращением товаров в собственность государства;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с помещением товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, если это налоговое обязательство подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с утратой товаров вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения - в отношении товаров, которые утрачены, в том числе товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот;
•    налоговое обязательство прекратилось в связи с взысканием неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней - в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за счет этих товаров;
•    в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, производится возврат НДС в отношении товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта, которые ранее были помещены под таможенный режим свободного обращения и возвращены декларантом этого таможенного режима поставщику либо иному указанному им лицу в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий внешнеэкономической сделки, в соответствии с которой товары были помещены под таможенный режим свободного обращения, либо в силу иных обстоятельств, препятствующих исполнению такой сделки.
Для возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм НДС в таможенный орган, в котором производилось либо будет производиться таможенное оформление товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия, представляется письменное заявление плательщика (в произвольной форме), где указываются обоснование возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налога, суммы налога, подлежащие возврату и (или) зачету, виды таможенного платежа, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы налога были уплачены или взысканы, банковские реквизиты плательщика. Если за плательщика уплату налога производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может указать банковские реквизиты этого лица, которому надлежит возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы налога.
К заявлению плательщика прилагаются документы, не представленные таможенному органу ранее, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате и (или) зачете излишне уплаченных или взысканных сумм налога.
При непредставлении необходимых документов таможенный орган запрашивает их у плательщика в письменной форме с указанием срока их представления. Данный срок не включается в установленный срок рассмотрения таможенным органом заявления плательщика на возврат и (или) зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налога.
При непредставлении необходимых документов в установленный срок таможенный орган выносит письменное решение об отказе в возврате и (или) зачете излишне уплаченных или взысканных сумм налога. В таком случае для возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налога плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить испрашиваемые документы в установленные сроки.
Возврат сумм излишне уплаченного или взысканного налога не производится при наличии у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей. Меры ответственности За неуплату или неполную уплату НДС ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 г. №194-З «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность. В частности:
1. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20% неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо - в размере 20% неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ.
2. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумму доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период не превышает 1% общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ; Если более 1, но не более 3% - штраф от 8 до 12 БВ; при более 3, но не более 5% - штраф от 12 до 16 БВ и при превышении 5% - штраф от 16 до 20 БВ.
3. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, - плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает 1 БВ, влекут наложение штрафа в размере 15% неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 1 БВ.
4. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 60 БВ.
5. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, - плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, влекут наложение штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 5 БВ.
6. Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более ј БВ, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 20% неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 1 БВ.
К этим нормам необходимы некоторые примечания. Во-первых, по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи (за исключением выявленных в результате камеральных налоговых проверок), суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) над суммой налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период.
Во-вторых, не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1-6 настоящей статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:
•    своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме;
•    внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, - до составления акта проверки).
В свою очередь, за уклонение от уплаты сумм налогов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном или особо крупном размере, установлена уголовная ответственность ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.