fbpx

Александр НИКОНОВ Нашим бизнесменам есть чему поучиться у зарубежных коллег, и прежде всего скорости реализации инвестиционных проектов. К примеру, в марте 1995 г. один из основателей СП «Леор Пластик» ООО Борис КРОТИН посетил Израиль, где ознакомился с производством рыбных пресервов, а уже в мае белорусско-израильское предприятие выпустило первую партию продукции.

Начали со скумбрии холодного копчения, за которой выстраивалась громадная очередь представителей торговых организаций. Вот что значит выйти на рынок первым и с нужным товаром. Правда, тогда на получение всевозможных санитарно-гигиенических заключений и разрешений уходило значительно меньше времени. Хотя в некоторых зарубежных странах и сейчас никто из производителей пищевой продукции ее не регистрирует, потому что за качество отвечают «головой» и кошельком. Любой просчет в этом деле может закончиться миллиардными исками к компании, привести к фактическому ее уничтожению. Имя такого горе-предпринимателя навсегда будет внесено в «черный список», куда легко попасть, но откуда очень тяжело «выйти». А для нормальных людей имя всегда было значительно весомее прибыли.
- Конкуренция - одно из самых значимых преимуществ рыночной экономики, - говорит Борис Самуилович. - При отсутствии состязательности качество резко падает, а цены растут. Нам интересно заниматься сразу несколькими направлениями, поскольку сложность решения каких-то проблем заставляет думать, а мысль всегда являлась основным двигателем прогресса. СП «Леор Пластик» было первооткрывателем не только на рынке пресервов, но также овощных салатов, продолжая оставаться лидером в этом рыночном сегменте и сегодня. К примеру, морковь по-корейски стали выпускать потому, что мне самому понравился этот продукт. Сейчас в год перерабатываем более 4 тыс. т моркови. Сушеные баклажаны для салатов ранее закупали в Узбекистане, теперь в Китае, потому что продукция оттуда - более высокого качества. А для нас этот показатель всегда был определяющим фактором в работе. При этом шампиньоны, входящие в состав рецептуры многих салатов, выращиваем самостоятельно.
Овощная тема подвигла на еще одно направление - овощеводство. Теперь капусту, морковь, лук и картофель предприятие выращивает самостоятельно. Но для промышленной переработки нужны не просто овощи, а продукт, стандартизированный по размеру и форме. Без выполнения всего комплекса агротехнических приемов этого добиться невозможно. Лучшие семена зарубежной селекции позволяют получить морковь с высоким содержанием каротина, однако машинная уборка не гарантирует качество при длительном хранении, поэтому большая часть посевов моркови убирается вручную.
Голландские сорта картофеля с низким содержанием крахмала дали в прошлом году урожайность около 500 ц/га, всего в 2009 г. СП «Леор Пластик» собрало 11 тыс. т овощей, в то время как без учета продукции предприятия вся Гродненская область получила 36 тыс. т.
Сейчас, в зависимости от времени года, предприятие реализует от 0,7 до 1 тыс. т продукции в месяц. Перерабатывающее производство оснащено современным оборудованием Multivac, Baader, Doleschal, Dixie, Scinpack и других всемирно известных фирм, что позволяет выпускать более 100 наименований рыбной и овощной продукции. Если изделия из рыбы лучше всего продаются в месяцы, в названии которых присутствует буква «р», то салатно-овощной ассортимент хорошо покупается круглый год, однако пик потребления приходится на весну. Около 60% производимой продукции поставляется на внутренний рынок, остальное - в Россию.
В названии предприятия слово «пластик» присутствует по праву. Когда-то, взяв в аренду у ЗАО «Атлант» несколько термопластавтоматов, стали выпускать более 40 наименований комплектации для холодильников. Постепенно обзавелись собственной техникой, конструкторскими кадрами, необходимым парком станочного оборудования, поэтому теперь весь производственный цикл изготовления пресс-форм способны осуществить самостоятельно. Это оказалось неплохим подспорьем в работе, особенно когда стали выпускать пищевую продукцию, требующую пластиковой упаковки.
Все что зарабатывалось, вкладывалось в наращивание производственных мощностей. Сегодня кроме основного производства имеются все необходимые логистические атрибуты: современное овощехранилище с климат-контролем на 12 тыс. т, холодильные камеры, более 70 автомобилей, а также парк сельскохозяйственной техники для выращивания овощей. Уделяется внимание и социальным вопросам, например, питание для работников предприятия в заводской столовой бесплатное. Но СП «Леор Пластик» заботится не только о своих работниках, но и о их детях. Предприятие предложило организациям системы образования Новогрудского района (школам, детским садам) выращиваемые предприятием овощи покупать по цене всего 12 руб. за 1 кг.
Несмотря на столь внушительный рост объемов производства и стоимости основных фондов, компания практически не брала кредитов, развиваясь преимущественно за счет собственных средств. Строились также самостоятельно, хозспособом. Благо, генеральный директор в прошлом не один год поработал прорабом, может, поэтому и строительную технику приобретает самую лучшую. Купили передвижной растворобетонный узел, автокраны, экскаваторы, немецкую штукатурную установку. Но сложностей это не убавило, поскольку выкупленные и отреставрированные помещения разбросаны по городской территории, что создает логистические неудобства и затрудняет производственный процесс.
- Если б я знал, что предприятие будет развиваться столь динамичными темпами, то проще было бы все необходимые производственные объекты построить в чистом поле, не занимаясь реконструкцией существующих помещений, - говорит Б.Кротин. - Я ведь начинал один, а сейчас в фирме работает более 600 человек, и такого бурного роста никто не мог предвидеть. Но теперь больше времени посвятим не наращиванию «мускулов», а снижению себестоимости продукции, чего можно добиться только при постоянном внедрении новых современных технологий. Поэтому процесс модернизации у нас не останавливался ни на минуту. Например, для экономии энергоресурсов запустили газотурбинную установку, которая выдает 250 кВт электрической и 400 кВт тепловой энергии. Совсем недавно купили импортное оборудование для полировки моркови, так что вскоре в магазинах Беларуси появится оранжевый овощ под торговой маркой «Леор Фиш», который по качеству ничем не будет отличаться от своих зарубежных «собратьев».
Действительно, динамика развития СП «Леор Пластик» впечатляет, но еще большего уважения заслуживает забота руководства и коллектива предприятия о сохранении реноме своей торговой марки, чего без любви к своему делу и уважительного отношения к потребителю достичь невозможно.