fbpx

Павел ВЕРЕЩАГИН Без института государственных закупок не обходится ни одна страна, будь она лидером мировой экономики или хроническим банкротом. И везде этот жизненно необходимый процесс непременно регулируется местным законодательством. Чтобы и покупатель - государство - имел все необходимое и не вылетел в трубу, и продавец, будь то крупная корпорация, средней руки фирма или вообще мелкий коммерсант, не остался внакладе.

Разумеется, и в нашей стране государственные закупки проходят в соответствии с действующими законами. Но с течением времени экономические реалии меняются, правовые нормы, как и люди, увы, стареют, и жизнь настоятельно требует их модернизации.
В Министерстве экономики во исполнение Плана подготовки законопроектов на 2009 г., утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2008 г. №658, был разработан проект Закона РБ «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Он, кстати, прежде всего дает точное определение понятию «государственных закупок»: это «приобретение товаров (работ, услуг) за счет (полностью или частично) бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов для удовлетворения государственных республиканских и местных нужд». Точно так же получили свои дефиниции субъекты и объекты госзакупок: «государственный заказчик», «участник», «участник-победитель», «государственный контракт (договор)», «предмет государственной закупки», «процедура государственной закупки».
Обсуждению законопроекта был посвящен состоявшийся в Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского «круглый стол». В нем приняли участие председатель Постоянной комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь С.СЕМАШКО, заместитель начальника управления торговых и государственных закупок - начальник отдела государственных закупок Минэкономики Т.КОЗЛОВСКАЯ, председатель правления БСПН Г.БАДЕЙ, руководители предприятий-членов БСПН, партнерских организаций и члены межведомственной рабочей группы по разработке будущего закона.
Татьяна Козловская информировала собравшихся о ходе работы над проектом. Она отметила, что закон после его принятия будет определять правовые и организационные основы осуществления в нашей стране государственных закупок товаров (работ, услуг). Устанавливается единый порядок организации и проведения процедур госзакупок. Предлагаемые для этих целей виды в основном аналогичны тем, что есть в действующей системе: конкурсы (открытые, закрытые, двухэтапные), запрос ценовых предложений, оформление конкурентного листа, закупка из одного источника. Однако вводятся и новые процедуры: переговоры, аукционы на понижение цены и аукционы в электронной форме. А в старых процедурах предусматриваются некоторые изменения.
Госзакупки намечается сделать максимально гласными и прозрачными, начиная с планов закупок и заканчивая сведениями об их результатах. Предполагалось также составлять реестр договоров и публиковать его в СМИ, но, как признала Т.Козловская, к сожалению, это пока не дает эффекта, так как по разным причинам Минфин не может предоставлять полной картины по финансированию госзакупок. Тем не менее, это положение вновь инициируется в законопроекте.
Более широкая информация в СМИ позволит увеличить круг участников процедур закупок. Законопроект не содержит каких-либо ограничений в процедурах независимо от страны регистрации или формы собственности предприятия, юридического либо физического лица.
Также предусмотрены дополнительные меры поддержки некоторых категорий белорусских поставщиков - например, организаций где в коллективе преобладают работники-инвалиды, учреждений пенитенциарной системы, художественных промыслов, субъектов малого предпринимательства.
Законопроект, как отметила Т.Козловская, существующую систему государственных закупок кардинально не меняет, он лишь вносит в нее некоторые коррективы. Причем даже на согласительном совещании в Министерстве экономики среди его участников по многим пунктам возникли разногласия. В связи с этим законопроект претерпел некоторые изменения, не успевшие найти свое отражение в подготовленных для участников «круглого стола» информационных материалах. Так, принципиальные расхождения позиций обозначились в отношении определения координирующего органа в области государственных закупок. Поэтому на данном этапе решено было вообще от такового отказаться. Пока…
Ну, а поскольку не будет этой как бы высшей инстанции, то и апеллировать к ней в случае каких-либо спорных ситуаций не придется. Поэтому сам собой из законопроекта выпал вопрос, связанный с системой обжалования. По действующему законодательству решение споров участников госзакупок и государственных заказчиков предусматривается путем как судебного, так и досудебного разбирательств. А разработчики законопроекта ставили своей целью сделать основной формой разрешения конфликтов именно досудебную - или внесудебную, если угодно. Причем специально уполномоченным на это независимым органом. Ведь сегодня сторона договора, считающая себя пострадавшей, жалуется либо самой организации-«обидчику», либо ее вышестоящей инстанции. Что, как легко догадаться, отнюдь не гарантирует полную объективность и беспристрастность. Впрочем, авторы законопроекта вовсе не исключают возможности того, что на последующих стадиях доработки им все же удастся найти (или изобрести) такого нейтрального «третейского судью».
Последовавшая затем дискуссия выдалась достаточно острой. Ведь каждый из пришедших руководителей предприятий в своей работе не раз сталкивался с проблемами, связанными с обсуждаемой темой. В частности, директор УП «Белаквафильтр» Сергей БАРАСЬЕВ отметил, что в законопроект внесены мизерные изменения, а формулировки - размыты, особенно касающиеся участия в процессе госзакупок непосредственно предприятий. В будущем законе не просматриваются, по его мнению, эффективные меры противодействия недобросовестным участникам тендеров, которые побеждают в закупочных конкурсах, предлагая более низкие цены за свой заведомо некачественный продукт. Такая практика, когда предпочтение в выборе товара или услуги отдается более дешевому предложению, давно себя изжила. Как пример из собственной сферы деятельности, директор привел красноречивый факт: более половины поставленных на предприятия Беларуси станций обезжелезивания и умягчения воды не работают - и именно по вышеназванной причине.
Отмечалось, что из проекта совершенно непонятно, как и, главное, кем будет формироваться «список квалифицированных поставщиков».
Неясен и вопрос о преференциях для отечественного производителя. Как наше малое предприятие, которому нужно помогать в продвижении на рынок, может конкурировать с крупной зарубежной компанией с прочными позициями и признанным авторитетом в бизнес-среде? Или как поступать, когда какая-нибудь китайская, скажем, компания производит огромное количество продукции, вследствие чего она при приемлемом качестве предложит в тендере более низкую цену, чем небольшая белорусская фирма?..
Учитывая имеющиеся в законопроекте недостатки, участники «круглого стола» внесли ряд предложений по его доработке.
Так, проект носит рамочный характер и после его принятия потребует значительного числа подзаконных нормативных правовых актов. Нечетко прописано участие в программах государственных закупок субъектов малого и среднего бизнеса, который имеет такую поддержку в других странах с развитой рыночной экономикой. Кроме того, предусмотренное законопроектом проведение закрытых аукционов не исключает субъективных решений и лоббирования.
В целях отражения интересов и обеспечения дальнейшего развития малого и среднего бизнеса сочтено необходимым обеспечить его участие в программах государственных закупок не ниже определенного уровня. В этой связи участники «круглого стола» постановили подготовить и внести в уполномоченные органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующие предложения.