fbpx
Марина КОМАРОВА Гражданская авиация Беларуси успешно интегрируется в Европейскую авиатранспортную сеть. За последние двадцать лет протяженность международных воздушных трасс над Беларусью увеличилась более чем в 30 раз и составляет 25 тыс. км. В сутки над нами пролетает около 500-550 самолетов, а в летний период - до 850. Одновременно над страной может находиться от 30 до 70 летательных аппаратов. «Дороги» в небе контролируют и обеспечивают безопасность полетов специалисты государственного предприятия «Белаэронавигация». Небо. Самолеты. Люди Представьте себе оживленные трассы, которые проложены по небу. Они пересекаются, поворачивают. И по ним с громадной скоростью несутся лайнеры. В это время на земле люди у пульта и монитора управляют каждым полетом наравне с командиром экипажа воздушного судна.
Если летчик летит на одном самолете, то авиадиспетчер, как правило, - на всех шести сразу. А иногда в часы пик одновременно приходится следить за двадцатью. Без авиадиспетчеров они словно слепые котята. На экранах радаров - черные метки, движение которых выполняется только с разрешения авиадиспетчеров. Как они сами говорят, в этом работа напоминает компьютерную игру. Только множество хитроумных приборов говорит о серьезности этого места. Ведь ответственность при этом громадная - на борту каждого самолета сотни пассажиров.
В аэронавигационном обслуживании более 195 тыс. внутренних и международных полетов в год участвуют более 1,7 тыс. высококвалифицированных специалистов. Они не часто становятся героями репортажей. И, надо сказать, к счастью, потому что об авиадиспетчерах, как правило, вспоминают, когда происходит ЧП.
Особое внимание «Белаэронавигация» уделяет таким важным вопросам, как расширение сети воздушных трасс, повышение пропускной способности, эффективность использования воздушного пространства и безопасность полетов. Лидер в СНГ
В настоящее время через Беларусь пролетают воздушные суда более 925 авиакомпаний из 91 страны. И из года в год идет их постоянное увеличение. Причин для этого достаточно: высокое качество предоставляемого аэронавигационного обслуживания, использование современных технических средств наблюдения, навигации и связи, выгодное географическое положение, а также способность всех аэродромов Беларуси обслуживать международные полеты.
Над Беларусью проходят кратчайшие воздушные пути из Японии, Австралии и Сингапура в Европу, а из Америки - на Ближний Восток.
«Белаэронавигация» постоянно целенаправленно взаимодействует с международными авиационными организациями по применению стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в рамках Чикагской конвенции 1944 г. Сотрудничество с ИКАО и Евроконтролем позволило внедрить ряд ключевых международных программ, которые сделали воздушное пространство Республики Беларусь еще более привлекательным для эксплуатантов и значительно повысили уровень безопасности полетов.
Одна из таких программ - применение сокращенного минимума вертикального эшелонирования (RVSM). Если раньше на высоте свыше 8100 м расстояние между лайнерами было 500 м, то сейчас - 300 м. То есть в небе добавилось два эшелона. Кроме того, если продольный интервал трасс был 30 км, то сейчас, с учетом внедрения современных автоматизированных систем, он сокращен до 10 км.
Активная работа специалистов предприятия по развитию аэронавигационного обслуживания в соответствии с международными стандартами и рекомендациями позволяет предприятию уверенно смотреть в будущее и быть лидерами в предоставлении аэронавигационных услуг в воздушном пространстве стран СНГ. Обслуживание воздушного движения Предприятие имеет весьма разветвленную сеть. Обслуживание воздушного движения ведут Минский районный и аэродромный диспетчерский центры, а также службы воздушного движения на аэродромах гражданской авиации республики при тесном взаимодействии в аэропортах со смежными диспетчерскими центрами и другими органами, участвующими в обеспечении полетов.
Ведется постоянная работа по реализации элементов концепции перехода на системы связи, навигации, наблюдения организации воздушного движения (CNS/ATM). В частности, это применение системы координат WGS-84, машинный обмен полетными данными между смежными диспетчерскими центрами по протоколу OLDI, гибкое использование воздушного пространства, обновление средств наблюдения, навигации и связи; сертификация служб ОВД и эксплуатации радиотехнического оборудования. Радиотехническое обеспечение

Одной из приоритетных задач предприятия является выполнение стандартов и рекомендаций ИКАО в отношении технической оснащенности аэронавигационной структуры. Эксплуатируемая автоматизированная система управления воздушным движением «Синтез-АР2» имеет сертификат Типа Межгосударственного авиационного комитета и изготовлена на новейших лицензионных программных средствах, элементной базе и по высоким научным технологиям с использованием мировых достижений в области проектирования и ввода в эксплуатацию аэродромно-районных автоматизированных систем управления воздушным движением.
Для создания навигационного поля используются маяки VOR/DME, установленные в Витебске, Минске, Пинске, Бресте, Гомеле, Могилеве и н. п. Глубокое.
В настоящее время закупаются еще два маяка VOR/DME. Таким образом, все аэропорты будут оснащены новейшими радиотехническими средствами. Это позволит улучшить обслуживание воздушного движения и повысить безопасность полетов
А в перспективе в рамках инновационного развития планируется приобрести шесть современных радиолокационных комплексов, что выведет на принципиально новый уровень радиолокационное поле воздушного пространства Республики Беларусь. Партнеры Взаимодействие с центрами управления воздушным движением сопредельных государств - Российской Федерации, Польши, Украины, Литвы и Латвии позволило гармонизировать структуру воздушного пространства, использовать единые правила и процедуры обслуживания воздушного движения.
Огромную роль играет членство предприятия в Координационном Совете руководителей национальных органов по использованию воздушного пространства и организации воздушного движения «Евразия», который был образован 11 ноября 1999 г. для координации действий в области организации потоков и обслуживания воздушного движения. Кроме того, деятельность КС «Евразия» направлена на совершенствование связей между сопредельными органами ОВД, а также разработку и представление своим авиационным администрациям согласованных мер по развитию национальных систем ИВП и ОВД. Профессиональная подготовка Одним из основных показателей безопасности полетов является уровень квалификации авиационного персонала.
Параллельно с вводом УВД «Синтез-АР2» введен в штатную эксплуатацию учебный комплекс. Он включает аэровизуальный тренажер, позволяющий в реальном масштабе времени диспетчерскому и инструкторскому составу проводить отработку практических навыков в условиях аварийной обстановки в полете и при возникновении непредвиденных обстоятельств. На тренажерном модуле также осуществляется подготовка и стажировка молодых специалистов.
Предприятие постоянно повышает и совершенствует профессиональную подготовку своих специалистов, тесно взаимодействуя с Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Минским государственным высшим авиационным колледжем (МГВАК) и учебным заведением Великобритании (MLS International College).
Чтобы стать диспетчером, мало профессиональной подготовки. Нужно досконально выучить английский язык и 3-5 лет полноценно поработать под присмотром коллег с солидным стажем.
Авиадиспетчеры иногда называют себя несостоявшимися летчиками. Однако склад ума, быстрота реакции, общее состояние здоровья, слух, зрение - все это проверяется специальными тестами, разработанными для летчиков и космонавтов. Причастность к полетам делает близкой мечту о небе. За это авиадиспетчеры и любят свою профессию. Справка: Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» было создано в 1996 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.04.1995 г. №126.
Аэропорты Брест, Витебск, Могилев, Гомель и Гродно входят в состав предприятия «Белаэронавигация» и имеют современные здания и оборудование. Аэропорты допущены к эксплуатации всех типов воздушных судов, включая самолеты иностранного производства Б767-200ER, Б757-200/500, Б737-200/500/800, А310-200/300. Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»
220039, г. Минск, ул. Короткевича,19
Тел.: 8-0172 22-52-20, факс: 8-0172 26-06-92