Наталья ЩЕЛКУНОВА
По мнению ученых, адресная государственная поддержка должна обеспечивать не только разработку, но и освоение производства новой конкурентоспособной продукции, особенно импортозамещающей, развитие ресурсо-, энерго- и трудосберегающих наукоемких производств и технологий. Особого внимания требуют дальнейшее повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований, научно-техническое обеспечение ускоренного социально-экономического развития, сохранение и развитие научно-интеллектуального потенциала общества, совершенствование системы подготовки и закрепления кадров.
Инновационные процессы и концентрация усилий страны: в чем проблемы и недостатки? На вопросы редакции ответил председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь ВОЙТОВ.
- Игорь Витальевич, как ГКНТ оценивает инновационную деятельность в Беларуси?
- Стратегическим направлением инновационной политики республики является последовательная интеграция страны в мировое экономическое сообщество. Долгосрочной структурной перестройке белорусской экономики должно помочь максимальное использование внешнеэкономических связей. Пока в современной системе мирохозяйственных связей Беларусь участвует, в основном, за счет расширения торговли преимущественно сырьем, а также товарами и материалами. Республика слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межгосударственный научно-технический и информационный обмен.
Важным фактором, способствующим развитию инновационных процессов, является транснационализация высокотехнологичных производств с ориентацией на рынок информационных услуг и передовых технологий. Крупные промышленно-финансовые компании и группы благодаря своим инвестициям и инновационным возможностям доминируют в экономике индустриальных стран, а также захватывают привлекательные промышленные активы и естественные ресурсы в странах с переходной экономикой. Лидирующие в инновационном плане промышленные группы постоянно наращивают свою мощь и конкурентоспособность за счет поглощения и присоединения более слабых предприятий при одновременной интенсификации затрат на НИОК(Т)Р. В связи с этим возникает проблема экономической и инновационной безопасности нашей страны, решение которой требует безусловной активизации совместной работы НАН Беларуси, вузов и производственных предприятий, тесного их взаимодействия.
- Как изменился удельный вес инновационной продукции в докризисном 2008 году?
В 2008 г. объем инновационной продукции, произведенной в результате реализации проектов Государственной программы инновационного развития (ГПИР), рассчитанной на 2007-2010 гг., причем речь идет об этапах ввода производств в эксплуатацию и выхода их на проектную мощность, составил 1,8 трлн. руб. По заданиям ГПИР, выполняемых в рамках государственных научно-технических программ, освоено 170 новых технологий. Суммарный выпуск продукции с использованием данных технологий составил в 2008 г. 1,6 трлн. руб.
В 2008 г. доля инновационных изделий в общем объеме отгруженной продукции промышленности достигла 14,2%, а новых изделий - 16,4%.
- Какие меры предприняты комитетом для интенсификации инновационной деятельности, которая, по сути, является «двигателем» для преодоления кризиса?
- Для обеспечения инновационного развития Беларуси необходимо наличие системы законодательства, комплексно и на основе единых принципов регулирующей отношения, возникающие при осуществлении научно-технической и инновационной деятельности. Особое внимание должно уделяться разработке нормативных правовых актов, способствующих повышению эффективности системы государственной поддержки и стимулирования.
Последние годы законодательство в сфере научно-технической и инновационной деятельности активно обновляется, в том числе в рамках мероприятий по либерализации экономики Республики Беларусь. Среди ключевых направлений совершенствования и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:
• совершенствование налогового и другого законодательства в части предоставления реальных и значимых налоговых льгот для субъектов научной и инновационной деятельности, стимулирования труда авторов научных исследований и разработок;
• принятие в 2010 г. Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике»;
• совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационной деятельности, в том числе путем применения венчурных принципов;
• утверждение приоритетных направлений научно-технической деятельности на 2011-2015 гг. и на перспективу;
• утверждение Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и на перспективу;
• организация в Республике Беларусь венчурной деятельности;
• совершенствование порядка и условий проведения научно-технической (научной) экспертизы проектов заданий программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;
• совершенствование государственного регулирования механизмов стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности.
- Достаточна ли, по вашему мнению, концентрация ресурсов для инновационной деятельности?
- В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. намечено обеспечить увеличение финансовых затрат за счет всех источников на исследования и разработки в 2010 г. не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 г. Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. предусмотрено увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет расходов, финансируемых из средств республиканского бюджета, в 2009 г. в размере 0,65% ВВП, а в 2010 г. - 0,7% ВВП, что позволит обеспечить выполнение заданий ГПИР.
Однако в 2009 г. ст.12 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» объем средств, предусмотренных на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, определен лишь в размере 540 млрд. руб., или 0,35% ВВП.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. №264 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год» уменьшены показатели республиканского бюджета на 2009 г. в части расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность на 80 млрд. руб. В результате расходы на науку в 2009 г. составили 460 млрд. руб. (0,31% ВВП).
От редакции: Отдельно стоит сказать об отраслевых инновационных фондах. В 2008 г. объем средств ИФ, направленных на финансирование НИОК(Т)Р, составил всего 219,4 млрд.руб. (11,0% общей суммы израсходованных средств). Размер неосвоенных средств отраслевых инновационных фондов - 189,9 млрд. руб. ГКНТ сделан вывод, что концентрация средств в отдельных инновационных фондах не соответствует реальным объемам средств, необходимых для реализации программ и мероприятий, а также обеспечения выполнения прогнозных показателей развития этих отраслей. В силу этих причин менее 50% средств инновационных фондов израсходовано за 2008 г. в концерне «Беллесбумпром», Минжилкомхозе, Минобороны и Минспорта. Не менее значимые объемы неиспользованных средств отмечены в Госстандарте - 42%, концерне «Белгоспищепром» - 31%, Минтрансе - 28%, Минторге - 24%, концерне «Белнефтехим» - 18%. Более того, анализ структуры расходов средств отраслевых инновационных фондов по направлениям использования показывает, что она не в полной мере соответствует целям и задачам отраслевых инновационных фондов. Так, в 2008 г. доля средств инновационных фондов, затраченных на создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, составила всего 2,5% (49,6 млрд. руб.), тогда как на иные цели, программы и мероприятия - 20,6% общего объема средств (408,4 млрд. руб.). Выходит, при недостаточном финансировании науки и имеющимися средствами не все умеют или не могут правильно распорядиться.
По-видимому, это послужило поводом для подписания Президентом РБ 7 декабря 2009 г. Указа №596 «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов». В соответствии с документом существенно сокращается количество направлений использования средств инновационных фондов. Преимущественно эти финансы будут сконцентрированы на реализации мероприятий государственной программы инновационного развития Беларуси, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции.
- Какой объем НИОКР выполняется совместно со странами СНГ, в частности, с Россией?
Валютные средства по заключенным контрактам за 2008 г. составили 25 млн. долл., в том числе со странами СНГ - 16,1 млн., из них с Россией - 15 млн. долл.
- Выполнял ли комитет в последнее время инвентаризацию имеющихся в республике научных заделов?
- Постановлением Совета Министров от 04.01.2006 г. №5 «Об утверждении перечня государственных научно-технических программ на 2006-2010 гг.» утвержден перечень, состоящий из 26 государственных научно-технических программ (ГНТП) по приоритетным направлениям. В дальнейшем к нему добавлена еще одна ГНТП «Промышленные биотехнологии» (постановление Совета Министров от 31.08.2006 г. №96).
Выполнение заданий данного перечня программ нацелено на реализацию утвержденных главой государства приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. и предполагает разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе собственной сырьевой и материально-технической базы, организацию ее серийного выпуска. В частности, речь идет о создании условий для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке и перехода к VI технологическому укладу. Намечена разработка адаптивных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых сортов растений, видов удобрений, пород животных, выпуска новых продуктов питания. Планируется осуществление природоохранных мероприятий и формирование условий безопасной жизнедеятельности, базирующихся на новых природоохранных и медицинских технологиях. Все это потребует развития технологической базы науки и инновационной инфраструктуры. Наряду с расширением масштабов использования ранее созданной научно-технической продукции это будет способствовать достижению заданных темпов экономического роста республики, укреплению национальной безопасности государства.
При формировании указанного Перечня программ на 2006-2010 гг. учтены задачи, поставленные Президентом Республики Беларусь перед экономикой страны: снижение энергоемкости производств и энергопотребления, наращивание экспорта, увеличение доли интеллектуальной собственности в отечественных изделиях, сокращение импорта.
В настоящее время более 90% результатов НИОК(Т)Р, выполняемых по ГНТП (а также по региональным и отраслевым научно-техническим программам), являются востребованными, т.е. завершаются внедрением.
- Соответствует ли, на ваш взгляд, существующая структура экономики Беларуси задаче инновационного развития?
- Общемировой тенденцией экономического развития является возрастание роли высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировом рынке производств и их опережающий рост в структуре обрабатывающей промышленности, что особенно проявляется в развитии экономик ведущих зарубежных стран. Степень технологической зрелости любого государства характеризуется, прежде всего, долей поставок на мировой рынок наукоемкой продукции. Только через экспорт произведенных в стране высокотехнологичных изделий можно оценить степень «прорыва» к мировому уровню качества и конкурентоспособности.
Задача преодоления нынешних финансово-экономических проблем в Беларуси состоит не только в переходе к этапу устойчивого экономического развития, а прежде всего - в изменении качества этого роста в сторону высоких технологий и наукоемкого способа производства. Расширение масштабов экспортной деятельности и повышение ее эффективности возможны лишь на основе изменения товарной структуры экспорта и совершенствования конкурентных параметров экспортируемой белорусской продукции.
- Игорь Витальевич, назовите проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала.
- Давайте просто перечислим их. Во-первых, ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, а со стороны реального сектора экономики - на перспективные, с точки зрения их коммерческого применения, результаты научно-технической деятельности, а также отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции.
Во-вторых, неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений.
В-третьих, низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими ее, являются слабый инновационный потенциал, недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, экономические риски и длительные сроки окупаемости.
В-четвертых, низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта.
В-пятых, отсутствие законодательной базы, позволяющей предусматривать прибыль (рентабельность) при осуществлении передачи результатов НИОКР внедренческой организации.
И, в-шестых, низкий уровень наукоемкости значительного числа производственных предприятий республики.