fbpx
Елена РУДНИЦКАЯ Идея создания инновационных производств высококачественной бутилированной воды с целью экспорта была озвучена в 2007 г. Поскольку подземных вод в Беларуси в избытке, и к тому же этот природный ресурс возобновляемый, ожидалось, что от поставленных задач до реальных действий пройдет совсем немного времени. Работа проделана огромная, а результата, вроде как и нет. Почему возникли проблемы, рассказывают специалисты.
Андрей КОВХУТО, заместитель директора департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:
- При современных технологиях можно довести любую воду до питьевых качеств. Речь идет о пресной природной воде, соответствующей стандартам качества, без очистки. Именно в ней содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Первое условие: найти участки, где имеются достаточные запасы воды высокого качества. Второе: построить заводы, которые будут производить такую воду на экспорт. Третье: в строительстве предприятий должны принять участие иностранные инвесторы, которые будут обеспечивать водой не только белорусский рынок, но и свои страны. Высокое качество подземных вод, экспортный потенциал продукта, инвесторы, готовые финансировать производство бутилированной воды - вот идеальная схема реализации инновационного проекта.
К настоящему времени в республике выявлено более 80 участков, пригодных для создания таких производств. Есть современное оборудование для бутилирования, и оно не так дорого стоит - от 5 до 8 млн. евро. Главное - сбыт продукции. И здесь сложность в том, что все окружающие Беларусь страны обеспечены водой. Более того, мы импортируем воду, и она иногда оказывается дешевле белорусской. А для «раскрутки» белорусских брэндов нужны годы и большие финансовые средства.
О возможностях реализации указанных проектов через загранучреждения были проинформированы многие страны. Кроме того, мы предлагали крупным компаниям не только расширить свое производство, но и начать выпуск соков, различных напитков, медпрепаратов, детского питания. Также обращались в банки по поводу выделения кредитов, так как под эти проекты не предусмотрено бюджетное финансирование, а сделана ставка на средства инвесторов.
Но, очевидно, что время лозунгов и благих намерений прошло, теперь главенствуют рынок и конкуренция.
Мировой рынок
Между тем мировая индустрия воды прирастает на 8-10% в год. Европейский рынок производства - самый емкий, США уступают ему более чем в 3 раза. В целом 64% питьевой бутилированной воды потребляется в Европе, 21% - в США. При этом мировой рынок контролируют транснациональные корпорации со штаб-квартирами во Франции, Германии, Италии, Бельгии и США.
Согласно Директиве ЕС вода нормируется по 43 показателям содержания предельно допустимой концентрации микроэлементов, по 7 микробиологическим и 2 - радиационной безопасности.
В ЕС действуют жесткие требования по качеству вод, технологиям добычи и оборудованию розлива по всей цепочке производства. После получения признания бутилированной воды в одной из стран ЕС возможна ее поставка только в эту страну. Доступ на весь рынок ЕС разрешается лишь после включения ее в Список признанных вод из третьих стран, публикуемый Европейской ассоциацией.
В связи с финансовым кризисом, снижением доходов населения, принятием во многих странах жестких требований к системам водоподготовки и очистки и в целом к качеству воды, а также с целью сокращения расходов и охраны окружающей среды от загрязнения подземных вод при их производстве и утилизации использованных бутылок отмечается снижение спроса на бутилированную воду, кроме стран Азии, Африки и Австралии. Однако эти государства значительно удалены от Беларуси, и экспорт воды туда экономически нецелесообразен, потому что в стоимости очень высокая доля транспортной составляющей.
Нет перспектив продавать нашу воду в Китай, притом, что рынок этой страны - более 4,3 млрд. долл., а импорт там только на уровне 2,9 млн. долл.
Между тем, по определению Генеральной ассамблеи ООН, период с 2005 по 2015 г. объявлен международным десятилетием действий «Вода - для жизни». Большинство стран - членов ООН объявило, что вода является движущей силой для их устойчивого развития. В настоящее время около 60% населения остро ощущают нехватку питьевой воды. Водообеспеченность 46 стран уже признана недостаточной. К 2040 г. потребность в воде сравняется с имеющимися на земном шаре запасами.
Беларусь
Фактически в республике развита промышленность производства питьевых вод, представленная 30 предприятиями. Впервые розлив пресных вод в стране начали в 1996 г. 4 новых предприятия создано в 2008 г. и 2 - в 2009 г. Страна полностью обеспечена питьевой водой, ее достаточно в торговой сети. В 2008 г. было произведено 70,6 млн. л питьевой пресной бутилированной воды. Более 90% реализуется внутри страны. Экспорт осуществляется в Азербайджан, Канаду, Эстонию, Латвию, Литву, Россию. В физическом объеме за 2009 г. экспорт снизился.
Республика обладает естественными ресурсами по питьевой воде порядка 50 млн. м3 в сутки. На глубине 200 м залегает наиболее качественная питьевая вода. Нередко и на меньших глубинах ее качество высокое.
В Беларуси на душу населения потребление бутилированной воды составляет 40 л в месяц, что чуть больше, чем России (35-38 л), но гораздо меньше, чем в Германии, Франции (70-80) и Италии (140 л). Торговая стоимость тонны питьевой воды в Беларуси - 220-230 долл. Для сравнения: в России - 420-440 долл., в Германии и Франции - более 2 тыс. долл.
Итак, в республике есть объект «вода», в мире есть теоретическая потребность в ней. В связи с таким положением дел идет изменение задач, которые ставит Минприроды. Сейчас требуется не только контроль за рациональным и комплексным использованием природных ресурсов, но и целенаправленная реальная работа на результат, которая и проводится сотрудниками министерства и подведомственных организаций.
По мнению специалистов, эффективно использовать имеющиеся водные ресурсы позволит реализации мероприятий Программы «Чистая вода», рассчитанной на 2006-2012 гг.
- Специалистами нашего предприятия совместно с консалтинговой компанией для помощи инвесторам в начале 2009 г. был разработан типовой бизнес-план создания производства по розливу питьевых вод высокого качества без предварительной подготовки с поэтапной производительностью до 100 тыс. т в год, - говорит заместитель генерального директора РУП «Белгеология» Леонид ФИЛАЗАПОВИЧ. - Срок окупаемости такого проекта, с гарантированной поставкой 70% продукции на экспорт, - более 4 лет.
Как заявляют потенциальные инвесторы, купить готовое предприятия выгоднее, чем создавать производство с нуля. В том числе и по этой причине крупные фирмы, с которыми велись переговоры, снизили активность, приостановили работу.
Кроме того, компании, к которым мы обращались, назвали следующие негативные факторы: недостаточная рентабельность производства бутилированных вод, значительный срок окупаемости проектов, отсутствие товаропроводящей сети поставок на экспорт, большие трудности при оформлении и получении кредитов.
Потенциальные инвесторы хотят начать бизнес на земельных участках с уже имеющимися скважинами пресной и минеральной вод с одновременным развитием сопутствующих быстро окупаемых производств.
Но некоторые результаты все же есть. В Минском облисполкоме зарегистрировано совместное белорусско-голландское ООО «Вiта-Ю». В настоящее время европейская консалтинговая компания разрабатывает бизнес-план создания предприятия по добыче и розливу питьевых вод, сокосодержащих тонизирующих напитков высокого качества возле поселка Колодищи. Предусматриваемый объем инвестиций - 15 млн. евро. Разработанный бизнес-план будет адаптирован к требованиям Европейского банка реконструкции и развития и других европейских банков, на кредиты и займы которых рассчитывает предприятие.
Готовится также договор с белорусским инвестором и литовским партнером о создании подобного предприятия вблизи водохранилища Цна. На сегодняшний день порядка 10 белорусских предприятий, уже имеющих производственный задел, изъявляют желание участвовать с другими инвесторами в создании совместных производств по добыче и розливу питьевых вод.
Согласно исследованиям в мире спустя несколько десятилетий питьевая вода будет стоить дороже нефти. Поэтому как к товару к ней присматриваются многие страны. В этой ситуации главная задача заинтересованных министерств и организаций Республики Беларусь - сделать все возможное для привлечения инвесторов и создания благоприятных условий для их деятельности в этой сфере.