Самое главное
Наиболее важных нововведений в налоговой системе страны - три. И первым отметим не отмену некоторых налоговых платежей, хотя это и упрощает отечественную систему налогообложения, а трактовку неясностей законодательства в пользу плательщика. О необходимости такой нормы говорилось много лет, но только с этого года она начала действовать. Согласно дополнению в п.7 ст.3 Общей части НК в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства решения государственными органами и должностными лицами должны приниматься в пользу плательщиков. Эта норма, надо полагать, поможет защитить права субъектов предпринимательской деятельности в судебном порядке. Второе важное новшество - отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, который взимался с выручки. О том, что этот платеж увеличивает налоговую нагрузку и цены, поскольку имеет так называемый каскадный характер и взимается на каждой стадии реализации также говорилось неоднократно, в том числе представителями финансовых ведомств. То есть фактически он сокращал оборотные средства субъектов хозяйствования, что совсем уж нехорошо в условиях и так непростой экономической ситуации. Кроме того, данный платеж у нас был практически уникален, поскольку его нет в налоговых системах других государств А лишний налог, естественно, ведет к снижению конкурентоспособности отечественных товаров.
С 2010 г. отменен также налог с продаж товаров в розничной торговле. И здесь проблема тоже была «с бородой», поскольку длительное время в белорусской налоговой системе существовало два, практически идентичных по своей сути налога на потребление. В США, как известно, применяется налог с продаж, в странах ЕС - налог на добавленную стоимость. Можно, конечно, дискутировать на тему, какой из них более «правильный», но то, что они не должны существовать одновременно, в принципе, понятно. Налог с продаж пополнял местные бюджеты, но эту проблему можно решить и другим путем, перераспределяя республиканские платежи.
А вот налог на приобретение автотранспортных средств имел весьма незначительный удельный вес в доходах бюджета, как, впрочем, не оказывал серьезного влияния и на налоговую нагрузку, поскольку это разовый платеж. Тем не менее его отмена упрощает отечественную систему налогообложения.
Все эти важные новшества дают основание сделать вывод, что у нашей налоговой системы появился шанс уйти, наконец, с последнего места в рейтинге международных финансовых организаций.
Что касается третьего основного новшества, то оно не может обрадовать налогоплательщиков. С введением особенной части НК ставка НДС повышена с 18 до 20%. Можно, конечно, согласиться с довольно распространенной в последнее время, в том числе в бизнес-сообществах, точкой зрения о том, что увеличение ставки НДС - «меньшее зло» по сравнению с оборотным налогом - сбором на поддержку сельхозпроизводителей. Тем не менее негативные моменты в таком решении, безусловно, есть, и надо честно признать, что оно вынужденное.
И все же, с вступлением в силу Особенной части НК белорусская налоговая система по структуре приблизилась к существующим в других государствах.
А сейчас рассмотрим наиболее значимые нововведения по основным налогам.
Основные новшества
НДС
Во-первых, Особенной частью НК плательщикам, у которых годовая валовая выручка не превысит 3 815 млн. руб., предоставлено право самостоятельно выбирать, как платить НДС - ежемесячно либо ежеквартально. Во-вторых, сокращены сроки зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов с месяца до 5 рабочих дней. В-третьих, ведение книги покупок для принятия к вычету входного НДС стало правом, а не обязанностью плательщиков. В-четвертых, от НДС освобождены бытовые услуги, оказываемые населению.
Налог на прибыль
Основное новшество по этому налогу - право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежеквартально или ежемесячно.Особенной частью НК установлен перечень затрат, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Все остальные документально подтвержденные расходы можно учесть при исчислении этого налога.
Еще одно важное изменение - снижение до 12% ставки налога на прибыль от реализации долей (паев, акций) в уставном фонде белорусских организаций и ставки налога, уплачиваемого организациям с дивидендов.
Новшеством является также отмена нормирования расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги. Однако это решение не может оказать сколько-нибудь существенного воздействия на снижение налоговой нагрузки, поскольку, по данным Минэкономики, подавляющее большинство субъектов предпринимательской деятельности практически во всех отраслях экономики укладывалось в существовавшие нормативы и только в очень редких случаях их «выбирали». Это нововведение, возможно, имеет некоторое значение для упрощения учета таких расходов.
Довольно существенно изменились условия предоставления льготы по налогу на прибыль по капвложениям. Ранее таковым условием являлось полное использование амортизационного фонда. Длительное время велись дискуссии по поводу отмены этого ограничения. Однако в Особенной части НК данная норма приобрела новое «звучание».
С 1 января 2010 г. для получения этой льготы необходимо наличие по состоянию на первое число отчетного периода отраженного в установленном порядке на счетах бухучета положительного остатка амортизационного фонда и его использование. То есть по-прежнему эта льгота «вертится» вокруг амортизационного фонда, чего нет в налоговых системах других государств. В результате для ряда субъектов предпринимательской деятельности условия предоставления льготы по капвложениям усложняются, что едва ли соответствует провозглашенному курсу на создание инновационной экономики.
К тому же в ст. 140 Общей части НК введено еще одно условие для получения возможности использовать такую льготу: наличие на первое число отчетного периода чистой прибыли и ее использование в отчетном периоде на финансирование капвложений. Однако это также чинит препятствия для применения льготы, поскольку в условиях сложного 2009 г., например, убыточность предприятий в промышленности нарастала и сразу перевести все субъекты хозяйствования в прибыльные не удастся и в текущем году. К тому же в Беларуси в отличие от абсолютного большинства стран, имеющих в своих налоговых системах налог на прибыль, не применяется практика переноса убытков на будущие периоды.
Словом, «обрастание» условий применения льготы по капвложениям новыми «штрихами» едва ли будет способствовать модернизации производства и росту конкурентоспособности нашей продукции. В то же время проблемы, скажем, с погашением кредитов, которые многие субъекты хозяйствования взяли именно на модернизацию производства, могут возникнуть. А ведь эта льгота и была предусмотрена в свое время в налоговом законодательстве, чтобы помочь субъектам предпринимательства решить проблемы, связанные с финансированием капвложений. Как ни банально это звучит, но в очередной раз убеждаешься, что порой упрощение налогового законодательства соответствует, пожалуй, бессмертной формуле - хотели как лучше... Налог на недвижимость Плательщики этого налога, как и объекты налогообложения, в 2010 г. остались прежними. Но есть отдельные изменения, касающиеся льгот. Перечень объектов, освобождаемых от налога на недвижимость, установлен ст.186 Особенной части НК. Следует обратить особое внимание на то, что из перечня, освобождаемых от налога зданий и сооружений социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций исключены принадлежащие организациям жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных жилых домах, не используемые для проживания физических лиц. То есть с 2010 г. такие жилые помещения облагаются налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
Довольно существенно сужена и налоговая льгота по зданиям и сооружениям, принадлежащим научным учреждениям. В соответствии с Особенной частью НК от налога на недвижимость в 2010 г. освобождаются только здания и сооружения Академии управления при Президенте. До 2010 г. эта преференция также применялась к зданиям и сооружениям иных организаций, осуществляющих или обеспечивающих научную деятельность, по перечню таких организаций, утвержденному Президентом РБ.
Есть и положительные коррективы в части льгот. Организации, осуществляющие социально-культурную деятельность и получающие субсидии из бюджета на возмещение убытков от этой деятельности, при сдаче в аренду, ином возмездном или безвозмездном пользовании зданиями и сооружениями, освобожденными от налога на недвижимость, не утрачивают права на эту льготу.
Отметим некоторые особенности определения налоговой базы при аренде зданий и сооружений в 2010 г. у физических лиц. В этом случае налоговая база определяется исходя из стоимости зданий и сооружений, указанной в договорах аренды, финансовой аренды (лизинга), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих зданий и сооружений, определенной исходя из их оценки, сделанной в порядке, утвержденном главой государства.
Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденном Указом Президента РБ от 28.03.2008 г. №187, предусмотрено, что она проводится территориальными организациями по месту государственной регистрации недвижимого имущества. Местные исполкомы должны представить до 1 марта в налоговые инспекции расчетную стоимость 1 кв. м типового здания или сооружения на начало года.
Особенной частью НК и Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» местным советам не предоставлено право увеличивать или уменьшать ставки налога на недвижимость. Подоходный налог С 1 января 2010 г. с 15 до 12% снижена ставка подоходного налога по получаемым гражданами дивидендам.
Согласно Особенной части НК с 2010 г. стандартные налоговые вычеты увеличены и составляют: 270 тыс. руб. при получении дохода, не превышающего 1 635 тыс. руб. в месяц; 75 тыс. - на каждого ребенка; 380 тыс. руб. - физическим лицам, относящимся к категориям плательщиков, имеющих право на такие вычеты в увеличенном размере, например, пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С 1 января текущего года стандартные налоговые вычеты предоставляются не только по месту основной работы, т.е. там, где ведется трудовая книжка гражданина, но и в том случае, если такового места работы у гражданина нет. Например, если пенсионер или студент работает в организации вахтером или курьером и другого места работы у него нет, то он сможет получить стандартный налоговый вычет.
Кроме того, с 24 до 48 базовых величин в год увеличен социальный налоговый вычет по страховым взносам, вносимым согласно договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов
Другие налоги Особенной частью НК внесены довольно значимые новшества в исчисление земельного налога. С 2010 г. он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земельных участков. Ставки этого налога установлены в зависимости от их функционального использования (общественно-деловая, жилая многоквартирная, жилая усадебная, производственная, рекреационная зоны) и дифференцированы в зависимости от категории населенных пунктов. То есть будет учитываться различная кадастровая стоимость земель по регионам страны. И для отдельных плательщиков при таком расчете налоговой базы земельный налог увеличится.
Экологический налог несколько упрощен за счет отмены отдельных его составляющих. Тем не менее этот платеж по-прежнему остается весьма сложным для расчетов.
Ставки акцизов сейчас выделены в особенной части НК как отдельное приложение и утверждены сразу на весь 2010 г.
Что касается местных налоговых платежей, то вместо двух сборов - транспортного и на развития инфраструктуры - введен один, но с той же ставкой. Теперь он называется «сбор на развитие территорий». А ведь уже длительное время на самых разных уровнях говорилось о необходимости отмены целевых сборов из прибыли, поскольку из нее уже взимается налог. Но местный сбор из прибыли фактически устоял, так же, как и налог на услуги, который по своей экономической сути ничем не отличается от налога с продаж. В Особенной части НК сохранен и местный сбор на владение собаками, но сейчас он приобрел статус налога.
В целом анализ основных новшеств в белорусской налоговой системе с введением Особенной части НК показывает, что она несколько упрощена, но существенного снижения налоговой нагрузки в 2010 г. не произойдет.