№11(125) - Ноябрь 2009

 Тема номера: ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
  • Возможен ли инновационный прорыв в экономиках развивающихся стран?
  • Ставший понятным и популярным - лизинг - похоже, сильно сдал позиции.
  • Что важно для инвестора?
  • Как проложить курс в «тумане будущего»?
  • Процесс преодоления кризиса сродни процессу запуска «с нуля».
  • Как обеспечить оптимальный обмен, хранение и доступность информации в развивающейся компании?
  • Как уменьшить импортную составляющую в составе производства предприятий АПК?
  • Что ждут директора от Таможенного союза?
   

Инновационному развитию нужна иная стратегия

Уважаемые читатели!

В последнее десятилетие первые лица России и Беларуси часто говорят о необходимости ускорения инновационного развития экономики. Не стало исключением и последнее Послание российского президента Федеральному Собранию. Д.Медведев честно признал, что несмотря на ранее декларируемые меры, Россия так и не избавилась «от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости». Ни Россия, ни Беларусь не воспользовались благоприятной экономической обстановкой в докризисный период. Модернизация производства в обоих государствах не носила системного характера. Этот вывод подтверждается тем, что в настоящее время ни Россия, ни Беларусь не имеют высококонкурентной наукоемкой продукции ни в одной из отраслей. Только вновь ставятся задачи по подготовке специалистов, привлечению иностранных ученых, структурной перестройке и модернизации экономики, изменению законодательства и развитию инновационной активности. Очередная точка отсчета - 2020 г. Для их решения в России выделено пять стратегических направлений. Что же планируется создать для обеспечения инновационной, «умной», передовой экономики?

По первому из них - развитию медицинской техники, технологий и фармацевтики к 2020 г. - выпускать для российского рынка более половины конкурентоспособных с мировыми образцами лекарственных средств. По второму направлению - переходу к рациональной модели потребления ресурсов, - в Послании конкретных рубежей не обозначено. Поставлена задача «добиться лидерства во внедрении инноваций - как в традиционной, так и в альтернативной энергетике». Третье направление - развитие ядерной энергетики - содержит некоторую конкретику, состоящую в том, что к 2014 г. должны появиться реакторы нового поколения и ядерное топливо, востребованное зарубежными производителями. По развитию космических технологий и телекоммуникаций - четвертому стратегическому направлению, где Россия занимает 63-е место в мире, также не определены конкретные результаты. Аналогично и в отношении пятого направления - развития стратегических и информационных технологий. Кроме общего призыва настойчиво работать для завоевания конкурентных преимуществ, обозначено, что через 2 года не менее 60 ключевых государственных услуг будут предоставляться в электронном виде.

В чем дело? Почему после амбициозной статьи «Россия - вперед!», которая не раз упоминается в Послании, и задач по достижению технологической конкурентоспособности не определены потенциальные достижения? Ответ, пожалуй, лежит на поверхности: слишком велика технологическая отсталость, из-за недофинансирования деградировали образование и наука, чрезмерно экономно - из-за боязни инфляции - и сегодня используются госресурсы. В России финансирование научных исследований и разработок составляет только 0,2% бюджетных расходов, и это при том, что в бюджете на 2009-2011 гг. их долю запланировано увеличить на 26-27%. В 2009 г. затраты федерального бюджета на образование и фундаментальную науку, а также общие средства на прикладные научные исследования составят 552 млрд. руб., или 1% к ВВП. Для сравнения: в Беларуси доля средств на финансирование исследований и разработок в республиканском бюджете достигает 0,8% и в целом со средствами организаций и предприятий - 0,4% к ВВП. В Австрии, по населению сопоставимой с Беларусью, расходы на научную деятельность за последние 28 лет увеличились в 2,3 раза и в 2008 г. составили 2,6% к ВВП. Всего было потрачено 7,5 млрд. евро, или 20% ВВП Беларуси. У передовой в технологическом отношении Германии затраты федерального Министерства образования и науки, несмотря на сокращение других статей бюджета из-за его дефицита в 11,9 млрд. евро, увеличены в 2009 г. на 8% и достигли 10,08 млрд. евро, или 3,6% бюджета. Всего на науку, включая средства субъектов хозяйствования, тратится более 30 млрд. евро, или 1,2% ВВП. Даже с учетом того, что абсолютная сумма расходов на науку и образование в России на 25% выше, чем в Германии (12,9), исходные позиции не равны: велико технологическое отставание. В Германии объем производства ВВП на душу населения в 2,2 раза больше, чем в России, и в 2,9 раза выше, чем в Беларуси.

И делиться созданными технологиями никто не желает. Последний пример тому - отказ от продажи России «Фольксвагена».

Поэтому инновационных прорывов можно достичь только сконцентрировав средства на стратегических направлениях, представленных небольшим числом конкретных проектов. Пока же этого не наблюдается. Например, в Беларуси госзаказ охватывает 27 государственных научно-технических программ. При этом уровень их таков, что из года в год невостребованными остаются выделяемые на науку средства. Сказывается и у нас оскудевший с советских времен уровень научных кадров. Кроме того, и в те годы белорусская наука, как фундаментальная и тем более прикладная, развивалась в неразрывной связке с российской. Практика показывает, что и сегодня в Беларуси приемлемые результаты достигаются как правило в сотрудничестве с российскими учеными. В этом и состоит путь развития инновационной деятельности в России и Беларуси. Только концентрация ресурсов на прорывных направлениях и объединение усилий постсоветских государств могут обеспечить приближение к высокоразвитым экономикам. Нельзя исключать и международное сотрудничество, если оно делает возможным доступ к инновационным технологиям, но серьезно рассчитывать на это не приходится. Каждый старается жить своим умом и преследует свою выгоду. В этой сфере альтруизму места не оставлено.

С уважением,

Главный редактор           А.Ковтуненко

СОДЕРЖАНИЕ НОЯБРЬ 2009 г.
 
ТЕМА НОМЕРА: ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
 
4    «ФЕЛИКС» ищет таланты
Какой должна быть инновационная модель развития?
Владимир СВЕРКУНОВ

8    Казимира ПРУНСКЕНЕ: Трудно быть волшебником
Для эффективного развития экономики важна социальная ответственность как государства, так и самого бизнеса.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

10    Нужны новые идеи
В промышленности нужна структурная перестройка.
Владимир МИРОВ

14    Погоня обойдется дороже
Основную роль в инновационном развитии должны играть малые предприятия.
Александр СОРОКИН

16    Будет ли мир с приставкой «нано»?
Возможен ли инновационный прорыв в экономиках развивающихся стран?
Александр ЗИМИН

18    Западные технологии на белорусской «почве»
Вместе с иностранными инвестициями к нам приходят не только современные технологии, но и опыт организации производства.
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

ЭКОНОМИКА

20    Готовую продукцию зачислили в отходы
Чтобы вывезти готовую кабельно-проводниковую продукцию, содержащую цветные металлы, на экспорт, предприятия вынуждены на каждую партию получать разрешение «Белвтормета».
Владимир СОСНОВ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

22    Растешь сам - не дай упасть другим
Редакция получила официальные ответы Беллесбумпрома и Белорусской железной дороги на публикацию «Чтобы не упасть, надо расти».

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

23    Сколько стоит наше меню

ФИНАНСЫ

24    «Белреализация» спасает партнеров от «депрессии»
Ставший понятным и популярным финансовый инструмент - лизинг - похоже, сильно сдал позиции.
Наталья ЩЕЛКУНОВА

ИНВЕСТИЦИИ

25    Беларусь попала в «десятку»
Для инвестора зачастую важна не столько налоговая составляющая, сколько динамичное развитие экономики и четко обозначенные правила игры.
Василий СУХАНОВ

МЕНЕДЖМЕНТ

26    Как проложить курс в «тумане будущего»?
На рынке, характеризующемся неопределенностью, выжить компании помогает выделение краткосрочных стратегических приоритетов.
Алексей ЯКУНИН

МАРКЕТИНГ

30    Победят те, кто помнит свой бизнес на старте
Процесс преодоления кризиса сродни процессу запуска «с нуля».
Андрей КОЛЯДА

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

34    Эффективное управление коллективом
Как обеспечить оптимальный обмен, хранение и доступность информации в развивающейся компании?
Александр ИВАНОВ

МАШИНОСТРОЕНИЕ

36    Новые перспективы белорусского производителя
Как уменьшить импортную составляющую в составе производства предприятий АПК.

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

37    Нано-пена в граненых стаканах
Отечественная пивоваренная отрасль второй год подряд снижает производство пива, при том что импорт этого продукта растет.
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

40    Слуцкий уксус: только «натурпродукт»!
Залог эффективности - повышение производительности труда благодаря совмещению профессий и высвобождению численности работающих.
Василий САНИН

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

42    Теплое настроение от «Ланатэкса»
Изделия из шерсти мериносов завоевывают доверие белорусских покупателей.
Любовь ПЕРЕЦВЕТОВА

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

44    Второе рождение «Экомола»
Применение энергоэффективных технологий увеличивает прибыль.
Александр НИКОНОВ

ТРАНСПОРТ

46    Логистика заведет моторы
Свой транзитный потенциал республика использует не в полную силу.
Надежда КРЫЛЯНСКАЯ

ТОРГОВЛЯ

48    Супермаркеты в «глубинке»
Инвестиции в сельскую торговлю позволяют одновременно решать две важные задачи: повышение качества услуг и увеличение товарооборота.
Владимир НАДЕЖДИН

СФЕРА УСЛУГ

50    Сохранить клиента помогает индивидуальный подход
Что предлагают потенциальным клиентам страховщики и чем сегодня можно привлечь своего потребителя?
Вера ДОБРОДЕЙ

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

52    Сохраняя «зеленые легкие Европы»
В структуре лесного фонда Республики Беларусь за последние 20 лет произошли положительные изменения как в количественном, так и в качественном отношении.
Павел ВЕРЕЩАГИН

В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

54    Дружба не исключает конкуренции
Что ждут директора от Таможенного союза?
Владимир КОМАРОВСКИЙ

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

57    Оплата труда как фактор экономического развития
Заработная плата - важнейший экономический и социальный феномен.
Татьяна ДОЛИНИНА

60    Где хранится «ключ» к самодостаточности села?
Сами по себе агрогородки не решают проблему трудовой миграции населения из городов в сельскую местность.
Дарья ШИТИКОВА

ПРАВО

63    В суд - только по делу
Во всех ли случаях, чтобы разрешить хозяйственный спор, надо обращаться в суд?
Юрий МОСКВИЧЕВ

66    Новое в законодательстве
Системный дайджест документов с 1 по 30 октября 2009 г.

ИНФОРМАЦИЯ И СТАТИСТИКА

70    Экономические и финансовые новости

72    Хозяйственный суд информирует

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

Зеленая зона

77    Времени не жалко - пусть растет фиалка
Как добиться цветения неженок-фиалок?
Владимир КОВАЛЬ

Галерея

78    Театр в картине, картина в кино
О человеке, объединившем в своем творчестве живопись, театр и кино.
Мария МИХАЙЛОВА

Знакомые имена

79    Так рождается гимн!
Кто автор «Гимна директоров»?

Мода и стиль

80    Модный гардероб для современной бизнес-women
По-настоящему деловой имидж достигается за счет бизнес-стиля в одежде.
Ольга КОВТУНЕНКО

Здоровье

82    Так ли страшен грипп, как его «малюют»?
Оказывается, медицина так и не научилась лечить вирусные заболевания.
Ирина СНЕГИРЕВА

Наше наследие

84    Женские чары несвижских парков
Несвижский парк создавался в память о пребывании князей Радзивиллов в Берлине.
Сергей ЧИСТЯКОВ

Духовные ценности

86    Забытая азбука, или Был ли св. Кирилл автором кириллицы?
Факт существования двух азбук в эпоху раннего славянского средневековья подтверждается дошедшими до нас древнейшими рукописями и надписями, выполненными и глаголицей, и кириллицей.
Елена СУРКОВА

СКОЛЬКО СТОИТ НАШЕ МЕНЮ

Листопад листопадом, а цены растут. Стоимость набора продуктов, разработанного специалистами Республиканского научно-практического центра гигиены для мужчин 30-39 лет, по сравнению с октябрем выросла на 10,4%. Динамику предопределило не только повышение на 53,3% цены на овощи и бахчевые, но и на хлебопродукты (+0,7%), макаронные изделия (1,9%), картофель (2%),сок фруктовый (16,3%), говядину и свинину (6%), а также молоко (3,8%), творог (11,2%) и сахар (2,6%). И это после урожая. Очевидна политика - улучшить финансовое положение предприятий.