№1 (103) - Январь 2008

 Тема номера:

ЭКОЛОГИЧНАЯ ЭКОНОМИКА      

                                                                             

 

Сергей БАЛЫКИН

Новый, более простой порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования действует в Беларуси с 1 января 2008 г. Сроки регистрации сократились с 20 до 5 дней, перечень необходимых для этого документов также уменьшился, размеры уставных фондов снизились, ряд процедур стал проще и понятнее. Впрочем, от многих пережитков прошлого избавиться не удалось, поэтому традиционные недостатки белорусской регистрационной системы никуда не делись.

Декрет Президента Республики Беларусь №8 от 17 декабря 2007 г. утвердил новую редакцию Положения о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, внеся в него поистине революционные изменения. Впрочем, революционные они только на фоне предыдущего регистрационного порядка. Действительно, срок регистрации сокращается. Минимальные размеры уставных фондов уменьшаются в 2 раза. Также вдвое снижен и размер субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью.

Сокращается перечень документов, подаваемых для государственной регистрации. Исключается необходимость иметь гарантийное письмо о предоставлении помещения в качестве места нахождения. Частное унитарное предприятие можно будет разместить в квартире даже в том случае, если учредитель ЧУП там проживает. Не нужны и документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации - физических лицах, а также решения о создании юридического лица, анкеты учредителя (участника) юридического лица.

Кроме того, отменяется необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых. В остальных случаях нужно лишь указать предполагаемые к осуществлению виды деятельности в заявлении о государственной регистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о таких видах до начала их осуществления. Последнее означает, что, по сути, сохранился прежний порядок контроля за видами деятельности, так как и раньше можно было сообщить о новых видах деятельности с помощью заявления, но без перерегистрации.

Отметим также, что в большинстве стран мира государство вообще не контролирует виды деятельности, поскольку такой контроль и неудобен для предпринимателей, и бесполезен для государства: какая разница, чем занимается фирма, если она платит налоги, а ее деятельность не запрещена. И зачем сохранять подобный контроль в нашей стране - совершенно непонятно. Ведь для защиты неких государственных интересов такая мера совершенно неэффективна: тот, кто занимается запрещенными законом видами деятельности, делает это без всякого уведомления, а для законопослушных деловых людей это ограничение создает немалые проблемы.

Мне пришлось работать на одном довольно крупном предприятии, где я столкнулся с весьма интересной проблемой. Одно и то же изделие, изготовленное на одном и том же оборудовании, в зависимости от того, кто был его заказчиком, требовало указания в уставе совершенно разных видов деятельности. Отмечу, что предприятие это имеет многотысячный трудовой коллектив, а его экономические перспективы отнюдь не блестящие. Менеджмент предприятия боролся за каждый заказ, вот только проконтролировать, к какому виду деятельности по статистическому классификатору этот заказ относился, было нереально. А санкция за такое «нарушение» велика - полное изъятие «незаконной» выручки. И кому это надо?

Можно, конечно, поступить и таким образом: полностью переписать классификатор в соответствующее письмо-уведомление и отправить его бандеролью в регистрирующий орган и налоговую инспекцию. Но если это ограничение так просто обойти, то зачем его сохранять? Вопрос, понятное дело, риторический.

Впрочем, перечень положительных нововведений можно продолжить. Например, установлено, что документы на регистрацию юрлица может подать не только собственник имущества (учредитель, участник), но и надлежащим образом уполномоченный представитель. То есть, если толковать эту новеллу буквально, то получается, что необходимости лично являться в регистрирующий орган у учредителя больше нет - достаточно выписать доверенность. Новизна такого подхода весьма относительна - коммерческие организации с иностранными инвестициями уже давно могли подавать свои документы через представителей, а когда-то очень давно такой возможностью обладали все юрлица.

Отметим также небольшое изменение размера регистрационных платежей. С 1 января 2008 г. за это процедуру необходимо уплачивать пошлину, которая хоть и ненамного, но все-таки меньше прежнего регистрационного платежа. Например, за госрегистрацию юрлица следует заплатить 5 базовых величин (175 тыс. руб.) вместо прежних 60 евро (около 186 тыс. руб.), за госрегистрацию изменений в учредительные документы - 1,5 базовых величин вместо 15 евро.

И самое главное - исключается обязанность регистрирующих органов проводить проверку документов, представляемых для государственной регистрации, но одновременно возлагается на заявителя ответственность как за соответствие законодательству этих документов, так и за достоверность сведений, указываемых в них. Подчеркну, что речь идет не об учредительных документах - их проверять все-таки должны (вопрос: успеют ли), а об обстоятельствах, препятствующих регистрации. В случае умышленного представления заявителем недостоверных сведений (сокрытия фактических обстоятельств) такие лица вправе повторно обратиться за государственной регистрацией только по истечении одного года со дня вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.

При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами. Так, регистрирующий орган должен уведомить о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) все уполномоченные органы, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования был поставлен на учет, а также таможенные органы. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления эти организации, а не субъект хозяйствования направляют регистрирующему органу необходимые для завершения процедуры ликвидации сведения.

За субъектом хозяйствования сохраняется обязанность представления в регистрирующий орган только находящихся у него документов: подлинника свидетельства о государственной регистрации, печати, штампов, ликвидационного баланса и т.п. На основании представленных документов регистрирующий орган исключает субъект хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также установлен упрощенный порядок ликвидации (прекращения деятельности) давно неработающих юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Весьма вероятно, что это позволит расчистить авгиевы конюшни, оставшиеся после перерегистрационных кампаний 1997-1999 гг.

Однако слишком уж надеяться на простую и быструю процедуру ликвидации не стоит. Да, действительно, «одно окно» - вещь хорошая, но ведь сроки предъявления претензий кредиторами остались прежними, порядок работы ликвидационной комиссии существенно не изменился, поэтому быстро прекратить деятельность не получится.

Также нельзя забывать и о других особенностях белорусской регистрационной системы, которые унаследовал новый нормативный акт. Например, практически не изменился перечень оснований для отказа в регистрации.

По-прежнему можно отказать в регистрации нового субъекта хозяйствования лишь потому, что его учредитель начал процесс ликвидации своей старой фирмы, который пока не завершен.

Сохранен запрет на регистрацию юрлица в помещении, являющемся адресом другого субъекта хозяйствования. Снова возникает вопрос: зачем? Автор этих строк не так давно побывал в офисе секретаря американского штата Миссисипи (именно эти должностные лица ведают в США регистрацией фирм), где ему рассказали, что по адресу одной секретарской компании зарегистрировано около 12 тыс. субъектов хозяйствования.

Также запрещено проводить госрегистрацию, если учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия имеет не исполненные в срок гражданско-правовые обязательства, в том числе не возвращенную в срок сумму по кредитному договору (проценты на нее), при отсутствии согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия. Нельзя стать предпринимателем и если в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой или некоммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество. Смысл подобных ограничений также не вполне понятен - ведь если суд выносит решение об обращении взыскания на имущество, то существуют, например, процедуры выделения доли участника хозяйственного общества и еще множество возможностей для его исполнения.

Сохраняется огромный перечень оснований для принудительной ликвидации субъектов хозяйствования. Например, по решению суда деятельность субъекта хозяйствования может быть прекращена из-за наличия убытков по итогам второго и каждого последующего финансового года, а также задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд.

По-прежнему можно прекратить деятельность ИП или юрлица без всяких судов, по решению регистрирующего органа, например, в случаях: неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд, выплаты работникам в течение 3 месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, систематического грубого нарушения законодательства о труде и пр.

Не будем также забывать, что для выработки приемлемого порядка регистрации субъектов хозяйствования нынешней власти потребовалось почти 12 лет. В течение этого периода субъектов хозяйствования не раз заставляли менять учредительные документы и свидетельства о регистрации, выстаивать огромные очереди в исполкомах и собирать разного рода справки, подтверждающие добросовестное ведение ими предпринимательской деятельности. Все это объяснялось необходимостью бороться с «однодневками» и прочей коммерческой «нечистью».

Вспомним, как в 1999 г. размеры уставных фондов взлетели до космических высот. Например, минимальный размер уставного фонда ООО составлял в то время около 18 тыс. у.е. в эквиваленте. Регистрацию субъектов хозяйствования по домашним адресам запретили. Всех заставили указать в учредительных документах конкретные виды деятельности, а неосуществление хотя бы одного из них было основанием для внесудебной ликвидации. Перечень оснований для отказа в регистрации был существенно расширен и т.д.

Впоследствии, впрочем, от множества ограничений постепенно отказались, и вот появилась новая редакция регистрационного положения, которая на фоне прежних выглядит чуть ли не верхом либерализма. В общем, если сравнивать новый регистрационный порядок с прежним, изменения в лучшую сторону налицо. Но если взглянуть на аналогичные документы даже России или Украины, то очевидно, что там эти процедуры проще. Так что нам есть к чему стремиться.

В статье

Темы:Нормативно-правовые акты, Декрет Президента Республики Беларусь №8 о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования

 

Ольга КРАВЦОВА, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли РБ

 

22 ноября 2007 г. вступил в силу Закон РБ от 10 мая 2007 г. «О рекламе». В первую очередь Он направлен на защиту потребителей рекламы от ненадлежащей рекламы при сохранении паритета интересов общества и рынка.

Действие Закона распространяется на правоотношения как с участием организаций и граждан Республики Беларусь, так и с участием международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть указанные лица при производстве, размещении (распространении) рекламы на территории Беларуси должны руководствоваться нормативными предписаниями Закона.

В постановлении Совмина РБ от 12 ноября 2007 г. №1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» в части наружной рекламы определен перечень информации, обязанность по размещению которой предусмотрена законодательством и которая по этой причине не регулируется законодательством о наружной рекламе.

Важно отметить, что по сравнению с ранее действовавшим Законом понятие объекта рекламирования расширено. В него вошли продукция, товары, работы или услуги, организации, граждане, права, интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций, граждан, товаров, работ и услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания), результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления и мероприятия социального характера.

Таким образом, основным критерием для разграничения рекламы и иной информации является содержание и цель информации, при этом форма и средства ее распространения значения не имеют.

В Законе определены общие требования к рекламе, а также специальные требования в зависимости от объекта рекламирования, формы и средства распространения рекламы. Если специальные требования в отношении рекламы не установлены (например, о размещении рекламы в Интернете, печатных средствах массовой информации, в салонах общественного транспорта и т.д.), она должна размещаться (распространяться) в соответствии с общими требованиями.

 

Общие требования

Реклама средств индивидуализации товаров, продукции, работ, услуг (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) должна осуществляться с учетом тех ограничений и запретов, которые установлены законодательством в отношении их рекламы. То есть реклама товарного знака, которым обозначены алкогольные напитки, не допускается к размещению на телевидении и радио, в наружной рекламе и т.д.

Вместе с тем законодатель сделал одну, но весьма существенную оговорку - вышеназванное требование не распространяется на случаи, когда под средством индивидуализации зарегистрированы не только товары (продукция, работы, услуги), ограниченные или запрещенные к рекламированию, но и иные товары (продукция, работы, услуги), и в рекламе содержится информация об их рекламировании. Это означает, что на телевидении, радио, в наружной рекламе, на транспорте и других средствах допускается реклама товарного знака, под которым зарегистрированы алкогольные напитки и, к примеру, питьевая вода, если в рекламе указано, что рекламируется именно питьевая вода.

Использование в рекламе фамилий, собственных имен, отчеств, псевдонимов, образов или высказываний граждан РБ без их согласия или согласия их законных представителей не допускается.

Также не допускается использование в рекламе образов и высказываний медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения. Использование таких образов и высказываний возможно лишь в рекламе, которая распространяется исключительно среди медицинских или фармацевтических работников (например, в специализированных печатных изданиях), а также в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

Запрещено размещение (распространение) рекламы в помещениях, где располагаются государственные органы (исключение сделано для органов внешних сношений РБ). В таких помещениях допускается только реклама государственных организаций и реклама, размещаемая (распространяемая) посредством телевидения, радио или печатных изданий.

 

Обязательная информация

В Законе определено большое число случаев, когда реклама должна сопровождаться определенной информацией. Приведем некоторые из них:

▪ наименование и УНП рекламодателя (при отсутствии УНП у иностранного рекламодателя - название страны и населенного пункта его местонахождения) - указываются, если в рекламе идет речь о продаже товаров, работ или услуг, т.е. при наличии в рекламе каких-либо реквизитов или контактов продавца или исполнителя, воспользовавшись которыми потребитель рекламы может приобрести рекламируемые товары, работы или услуги. Указание такой информации не требуется в рекламе на телевидении, радио, а также в рекламе в сети Интернет, содержащей ссылку на сайт, на котором размещены указанные сведения;

▪ реквизиты лицензии - указываются, если в рекламе идет речь о лицензируемом виде деятельности. Данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио или в сети Интернет (при условии наличия ссылки на сайт, на котором размещены такие реквизиты);

▪ наименование, регистрационный номер и дата государственной регистрации лекарственного средства, наименование изготовителя (производителя) лекарственного средства, информация о том, что рекламируемый товар является лекарственным средством, о необходимости ознакомления с инструкцией (листком-вкладышем) по применению лекарственного средства и консультации с врачом - указываются в рекламе лекарственного средства.

 

Продаем отечественные товары

Установлено, что размещаемая (распространяемая) на территории РБ реклама товаров (продукции, работ, услуг), производимых на этой территории (далее - реклама отечественных товаров), должна изготавливаться только с привлечением белорусских организаций и (или) граждан РБ.

В постановлении СМ РБ от 12 ноября 2007 г. №1497 определено, что к рекламе отечественных товаров относится реклама, содержащая информацию об отечественных товарах, их производителях, товарных знаках и (или) знаках обслуживания, которыми обозначены такие товары. Если в рекламе содержится информация о товарном знаке и (или) знаке обслуживания, используемом одновременно для обозначения отечественного и иностранного товара, их производителей, такая реклама не является рекламой отечественного товара при одновременном наличии следующих условий: рекламодателем такой рекламы является иностранный производитель или продавец товаров такого производителя, рекламируемый товар реализуется на рынке РБ на момент размещения (распространения) рекламы.

 

Некоторые особенности размещения (распространения) рекламы

Общим правилом является свободное размещение (распространение) рекламы без ее предварительного согласования с государственными органами. Исключение составляют случаи размещения (распространения) рекламы, недобросовестность или недостоверность которой может представлять реальную угрозу для жизни и здоровья человека или животного.

Размещение средств наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах допускается только при наличии разрешения, выданного гор(рай)исполкомом по месту размещения средства наружной рекламы или регистрации транспортного средства. Помимо оформления разрешения на размещение средства наружной рекламы или рекламы на транспортном средстве должно быть также согласовано содержание наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве.

Для средств массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для размещения (распространения) рекламы, в Законе предусмотрены предельно допустимые объемы рекламы:

25% объема одного номера государственных периодических печатных изданий;

30% объема одного номера иных периодических печатных изданий;

20% объема вещания для радио- и телепрограмм в течение суток. При этом в период с 18.00 до 22.00 реклама не должна превышать 30% объема вещания в течение каждого часа, т.е. 18 мин.

Рекламный блок может длиться не более 4 мин.

Реклама одной и той же организации, одного и того же гражданина либо товара (продукции, работы, услуги) в течение часа эфирного времени может размещаться (распространяться) не более двух раз, а по времени трансляции - более 2 мин.

 

Ненадлежащая реклама

К ненадлежащей рекламе относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. Ненадлежащая реклама не допускается.

Полный перечень характеристик недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы содержится в ст. 26 Закона. В частности, определено, что реклама не должна содержать сведения, вводящие в заблуждение потребителей рекламы, например, о потребительских свойствах, цене, месте происхождения, условиях применения товара (продукции, работы, услуги), о наличии на рынке товара (продукции, работы, услуги) и т.д. Не допускается использование в рекламе слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально (например, самый дешевый, лучшее качество, №1 в мире и т.д.), а также сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или гражданина.

Реклама не должна содержать информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан, порочить объекты, являющиеся историко-культурными ценностями, государственные и религиозные символы, какую-либо организацию или гражданина, деятельность, профессию, товар (продукцию, работу, услугу), дискредитировать организацию или гражданина, не пользующихся рекламируемым товаром (продукцией, работой, услугами) и т.д.

 

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Согласно общему принципу гражданского и административного законодательств ответственность за нарушение договорных обязательств и требований актов законодательства несут лица, виновные в совершении такого нарушения.

Закон, формулируя общие и специальные требования к рекламе, определяет требования к содержанию рекламы, ее производству и размещению (распространению). В этой связи ответственность за нарушение указанных требований также должна распределяться соответственно между рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, если иное не предусмотрено законодательными актами или договорами.

При выявлении факта правонарушения и определении лица, виновного в его совершении, Минторг и его органы на местах вправе выдать предписание нарушителю об устранении нарушения с указанием конкретных сроков либо принять решение об осуществлении контррекламы.

Законодательством также предоставлено государственным органам право на привлечение нарушителей к административной ответственности:

▪ по ст. 12.15 КоАП (за нарушение требований законодательства о рекламе, за исключением требований к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий). Размер штрафа - от 20 до 50 базовых величин;

▪ по ст. 12.26 КоАП (за нарушение требований законодательства к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий). Размер штрафа - от 50 до 100 базовых величин;

по ст. 17.8 КоАП (за рекламирование произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости). Размер штрафа - от 100 до 500 базовых величин.

Предлагаем ответы на некоторые наиболее часто возникающие вопросы относительно правил размещения рекламы

 

Должна ли в рекламе содержаться пометка «подлежит обязательной сертификации»?

Закон не содержит такой нормы. В то же время установлено требование, согласно которому реклама товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в РБ, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, не допускается.

Ответственность за размещение рекламы товара, услуг, подлежащих сертификации, но не имеющих сертификата, несет рекламодатель.

 

Являются ли рекламой объявления хозяйствующего субъекта о подборе сотрудников на вакантные места в свою организацию?

Исходя из смысла определения рекламы объявление хозяйствующего субъекта о подборе сотрудников на вакантные места в свою организацию в целях обеспечения собственной деятельности не является рекламой (при условии отсутствия наименования, эмблемы предприятия, товарных знаков выпускаемой продукции и т.п.).

В статье

Темы: Законодательство, закон о рекламе, нормы

Александр КОЛЬСКИЙ

Детский санаторий «Ружанский» Национального банка Республики Беларусь находится в сосновом лесу, уникальном заповедном уголке природы «Ружанская пуща», на берегу живописного озера Паперня. Живительный воздух, живописные ландшафты, наличие собственной артезианской скважины минеральной воды глубиной 270 м, самое современное оборудование, а главное - высокопрофессиональный коллектив, - все это, по мнению главного врача Геннадия СЫСОЯ, создает уникальные условия для отдыха и оздоровления взрослых и детей с заболеваниями органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной систем и функциональными растройствами нервной системы.

- Геннадий Адамович, какова история создания вашего санатория?

- В 2003 г. Национальный банк РБ выкупил оздоровительный детский лагерь Пружанского радиозавода, на базе которого и был создан санаторно- оздоровительный комплекс, а после аттестации мы приобрели статус детского санатория I категории на 160 мест. Но практика работы показала необходимость преобразования его из чисто детского санатория в универсальный, где можно было бы отдыхать семьями. Проблема семейного отдыха и оздоровления актуальна во всем мире, в Беларуси база для этого крайне недостаточна, поэтому руководство Национального банка откликнулось на нашу инициативу и выделило средства для строительства еще одного корпуса для родителей с детьми на 116 мест, который начал принимать отдыхающих в декабре 2007 г. Так что теперь наш санаторий имеет возможность принимать на отдых и оздоровление детей в возрасте от 6 до 17 лет и семьи с детьми, в том числе и дошкольного возраста.

К услугам отдыхающих - лечебный корпус, столовая, спальные корпуса, спортивный комплекс с бассейном, которые соединены между собой надземными отапливаемыми галереями. Номера рассчитаны на 2-3-4 человека и оборудованы всем необходимым. Для детей с ограниченными физическими возможностями предусмотрены лифты и пандусы, а также специальные комнаты для проживания. Для обеспечения учебного процесса (1-е-10-е классы) оборудованы учебные аудитории и библиотека.

Большой выбор современных физиотерапевтических процедур: электросветолечение, тепло-грязелечение, водо-бальнеолечение, ингаляционная терапия, ароматерапия, различные виды массажа, физиотерапия, лечебная физкультура - по словам наших пациентов, позволяют «заново родиться». Имеем возможность провести качественную лабораторную, ультразвуковую и функциональную диагностику. Мы индивидуально подходим к каждому отдыхающему, учитывая его возраст, основное заболевание и сопутствующую патологию. Прекрасно оборудованный стоматологический кабинет позволяет пройти лечение с применением новейших пломбировочных материалов, а современная стоматологическая установка имеет интраоральную видеокамеру. С ее помощью ребенок видит, к чему приводит несоблюдение гигиены полости рта, а чтобы отвлечь его от не очень любимых всеми процедур, можно включить мультфильм. Планируем открыть еще один кабинет стоматолога, чтобы лечить всех желающих.

Главная наша задача - укрепить иммунитет, чтобы после прохождения всего комплекса процедур пациенты надолго забыли о врачах и лекарствах. Для тех, кто страдает частыми заболеваниями дыхательных путей, есть кабинет галотерапии, разработаны методики повышения иммунитета различными методами физиотерапии. У санатория имеется лицензия на оказание 17 видов медицинских услуг.

В корпусе для родителей с детьми - комфортабельные 2-местные номера и номера «люкс», оснащенные телевизором с DVD, холодильником и современной мебелью.

К услугам любителей активного отдыха - аквапарк с великолепными водными аттракционами, 2 тренажерных зала, спортивный зал, бильярдная, сауна. На открытом воздухе размещены спортивные сооружения, отвечающие мировым стандартам: площадки для волейбола и баскетбола, мини-футбола и тенниса, лыже-роллерная трасса и пешеходная тропа здоровья. Можно взять напрокат спортивный инвентарь: велосипеды, лыжи, коньки. Пляжная зона на берегу озера имеет все необходимое для безопасного активного отдыха - прогулочные лодки и катамараны, а также спасательную станцию.

Организуем спортивные и игровые конкурсы, у детей есть возможность проявить себя на караоке и дискотеке, принять участие в концерте художественной самодеятельности, посмотреть кинофильмы и выступления творческих коллективов, сходить в туристические походы. Недалеко от санатория расположены памятники архитектуры - замок Сапег в Ружанах, Коссовский замок, усадьба-музей Тадеуша Костюшки, Жировичский монастырь, куда с удовольствием ездят на экскурсии отдыхающие.

- Что способствовало такому «волшебному» преобразованию обычного детского оздоровительного лагеря в великолепный санаторий, да еще за столь короткий промежуток времени?

- Я пришел сюда, когда уже велась стройка. Санаторий создавался по инициативе Председателя Правления Национального банка Петра Петровича Прокоповича, который является активным сторонником здорового образа жизни. На нашей базе проводятся многие спортивные состязания главного банка страны, недавно состоялся Кубок НБ РБ по волейболу. Государство уделяет большое внимание оздоровлению детей из Чернобыльской зоны, для этих целей предназначены 2 корпуса. Во время летних и зимних каникул в санатории укрепляют свое здоровье дети сотрудников Национального банка. Кроме того, часть путевок предоставляется по системе социального страхования, а часть - по свободной реализации.

У нас достаточно доступные цены на лечение и отдых. Так, один день семейного отдыха и лечения стоит 51 тыс. руб. для взрослого и 35 тыс. руб. - для ребенка. Если взрослым медицинские услуги не требуются, цена снижается на 9,5 тыс. руб. На путевки, реализованные через Республиканский Центр по санаторно-курортному лечение и оздоровлению населения, по Чернобыльской программе и системе социального страхования, предоставляется скидка.

- Для любого санаторного учреждения очень важно равномерно распределить загрузку, чтобы посетители были и в летнее, и в зимнее время. Насколько вам это удается?

- По детскому оздоровлению у нас полная круглогодичная загрузка. Дети, которые отдыхают у нас, продолжают учебу, которая организована на нашей базе учителями Ружанской СШ, а также преподавателями, сопровождающими детей по Чернобыльской программе. В летнее время этот вопрос вообще не стоит, так как все санаторные учреждения заполнены полностью. В этот пиковый период мы удовлетворяем запросы работников Национального банка лишь на 65%. В недавно построенном корпусе для семейного отдыха загрузка в зимний период составляет пока 60-80%. Мы заключили ряд договоров с туристическими фирмами Минска и Москвы и в ближайшие месяцы обеспечим его 100%-ную загрузку.

- За достаточно короткий период уже немало сделано, но, наверное, хочется обустроить вверенное вам учреждение еще лучше. Что планируется сделать в ближайшем будущем?

- Как ведомственный санаторий Национального банка мы со своими предложениями выходим к его руководству. У нас сложилась прекрасная команда специалистов всех уровней, которая и разрабатывает эти предложения. Вскоре закончим строительство плавательного бассейна на 25 м с четырьмя дорожками, сауной. Планируем развивать апитерапию и фитотерапию, которые в Беларуси весьма популярны. Надеемся, что со временем эти направления станут, говоря молодежным сленгом, нашей «фишкой».

Собираемся проводить обследование всех, кто будет приезжать к нам на отдых, поскольку эта проблема сегодня очень актуальна. Не всегда на селе да и в городе можно быстро пройти необходимое обследование у врачей. Мы, конечно, не сможем в полной мере заменить поликлинику, но при выявлении отклонений в здоровье сможем дать пациенту необходимые рекомендации.

- Подчас даже родители испытывают трудности с питанием своих детей, ведь важно накормить их не только сбалансированной, но и вкусной едой. Как решается эта задача?

- У нас разработано прекрасно сбалансированное 6-разовое питание для всех возрастных групп, при этом мы можем подобрать каждому пациенту тот диетический стол, который ему необходим. Но лучше всего ответить на этот вопрос цитатами из нашей Книги замечаний и предложений:

…Выражаем огромную благодарность сотрудникам столовой санатория за вкусные обеды и прекрасное обслуживание…

… Большое спасибо всем работникам пищеблока за праздничное меню и все последующие дни отдыха, особенно девушкам-официанткам за внимание к нам…

…Просто нет слов, никогда не отдыхала так, как здесь…

Мы стараемся сделать отдых и лечение наших пациентов максимально комфортными, чтобы каждый день, проведенный в санатории, запомнился им как праздник.

- Судя по всему у вас действительно высокопрофессиональный коллектив. Как вам удалось его создать, ведь Ружаны - небольшой городок с ограниченными трудовыми ресурсами?

- С первого дня своей работы на посту главного врача, к которой приступил 12 апреля 2004 г., я постоянно занимаюсь формированием команды единомышленников. Не все протекало просто и гладко, случались ошибки на этом пути, но сейчас можно сказать, что в целом удалось сформировать отличный высокопрофессиональный коллектив.

Мы приглашали работников из различных населенных пунктов: Ружан, Пружан, Лунинца, Ивацевичей и т.д. Чтобы заинтересовать сотрудников, Национальный банк купил 3 квартиры под служебное жилье, 4 служебные квартиры есть непосредственно на территории санатория. При этом мы не накладываем никаких возрастных ограничений, если человек профессионально выполняет свои обязанности, то пенсионный возраст не преграда. Объединяет коллектив также участие в проведении различных совместных мероприятий. Два раза в неделю работники санатория могут посещать спортивный зал, а спортсмены проводить тренировки. Летом на первенстве Национального банка по туризму наша команда заняла 2-е место. Активное участие принимаем в других спортивных соревнованиях.

Недавно Национальный банк проводил социологический опрос всех сотрудников, и 91% опрошенных считает, что чувствует себя комфортно, работая в коллективе санатория, 73% опрошенных отметили стиль руководителя как демократический и коллегиальный. С такой слаженной командой можно решать задачи любой сложности.

 

Детский санаторий «Ружанский» Национального Банка Республики Беларусь

225155, Брестская обл.,

Пружанский р-н

п/о Полонск

тел.: 8 (01632) 3-34-01

тел. приемная: 8 (01632) 3-34-00

e-mail: G.Sysoi@nbrb.by

В статье

Темы: Отдых в Беларуси, санатории, детские санатории

Николай АВДЕЕНКО

 

Хотя в названии этого сыра слышатся царственные «нотки», на самом деле он происходит от обыкновенного крестьянского продукта, который и хранить-то было не принято - он обычно съедался в день приготовления. Поэтому экспорт его сопряжен с большими трудностями. На рынках Неаполя водители большегрузных машин-рефрижераторов заступают в любую погоду на «дежурство» еще до восхода солнца, чтобы успеть закупить партию сыра. Его перевозят в специальных ванночках, в слабом солевом рассоле, напоминающем на вкус слезы. Причем низкие температуры недопустимы, поскольку продукт распадается на мелкие частицы и теряет свой нежный вкус.

Моцареллу - итальянский сыр из молока буйволицы с мягким нейтральным вкусом - продают как соленые огурцы - в рассоле. Если же с таким названием предлагаются обычные сухие головки сыра, значит это - не подлинный продукт.

Этот мягкий, молодой сыр производится в северных районах региона Кампания, недалеко от Неаполя, еще с древнеримских времен. Тогда кочевники, хранившие молоко в высушенных желудках животных, обнаружили, что оно через некоторое время превращается в прекрасный продукт.

Впервые название «моцарелла» появилось в поваренной книге, составленной поваром папы римского и датированной 1570 г. С тех пор настоящей классической моцареллой (mozzarella di bufala campana) считают свежий сыр быстрого созревания, изготовленный по специальной технологии из цельного молока черных буйволиц именно в итальянском регионе Кампания. И это не случайно: здесь, в болотистой местности прекрасно чувствовали себя буйволы, которым нужна сочная осока и вода. Само по себе буйволиное молоко, как известно, не очень вкусное, но в отличие от коровьего оно менее сладкое, более жирное и к тому же содержит втрое больше кальция и белка. Поэтому сыр из него получается изумительный, с неповторимым вкусом.

Но все это достигается, безусловно, при тщательном соблюдении технологии. Настоящая моцарелла должна иметь специальную маркировку - DOP (Denominazione D'Origine Protetta), что в переводе означает: «продукт с защищенным происхождением». Именно на нее надо обращать внимание при покупке сыра.

В Италии такая маркировка появилась в конце 50-х гг., а с 1992 г. принята во всех странах Европейского сообщества. Она означает, что производство контролируется специальным Консорциумом по защите моцареллы ди буфала кампана с самого раннего этапа, что изготавливается сыр в определенном регионе и строго по утвержденным правилам и инструкциям. Получить право на такую маркировку непросто и недешево. От момента подачи заявки до присуждения знака DOP может пройти не один год: производитель должен привести свое хозяйство в соответствие с принятыми стандартами, оплатить расходы на работу экспертов. Он также должен доказать, что продукт исторически связан с этим регионом и его производство соответствует местным климатическим условиям. Однако расходы на получение DOP многократно окупаются: продукты с такой маркировкой стоят намного дороже, чем не прошедшие сертификации.

Как же изготавливается моцарелла? Молоко для нее поступает на сыроварню не позднее 12 ч после доения и содержится в специальных сосудах. После того, как оно свернулось, добавляется специальный сычужный фермент, а сама масса нагревается до 80-90ºС. При этом ее помешивают вручную специальной деревянной палкой. После получения однородной эластичной массы от нее отрезают куски и лепят сыр различной формы: это могут быть шарики различного размера или косички. Название этой массы - mozzatura (обрезь) и дало наименование сыру.  

Между прочим, в небольшом городке Сала Конзилина под Неаполем была изготовлена самая большая в истории косичка моцареллы - длиной 56,5 м и диаметром 30 см, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса. Над сыром-гигантом работали 35 мастеров, которым потребовалось 40 ц молока.

А классические шарики бывают такими: по 50 г (боккончини), по 25 г (чильеджини) и даже по 10 г (перлини). Однако есть и «крупногабаритная» моцарелла весом 500 г - аверсане. Некоторые виды моцареллы коптят, чтобы сохранить подольше, при этом внутри сыр остается таким же мягким. Существует моцарелла слабого (аффумиката) и сильного (скаморца) копчения: эти виды можно хранить дольше обычного.

Свежую моцареллу нужно использовать в течение нескольких дней. Хранят ее, погрузив в рассол и закрыв сосуд крышкой. Чтобы сделать рассол, надо в 500 мл воды или молока добавить столовую ложку соли. Характерным признаком свежести продукта является то, что его поверхность остается чистой, без пятен, а также упругой, гладкой и влажной. Сам сыр должен таять во рту.

Несмотря на то что классическая моцарелла готовится из молока буйволиц, она может производиться и из коровьего молока и в этом случае носит название «молочный цветок». Однако это уже, как говорится, совсем другая песня.

На вкус моцарелла немного пресноватая, упругая, но в то же время очень нежная. Ее тончайшая жемчужно-фарфорового цвета кожица должна быть гладкой, блестящей и легко отделяться от основной массы, которая имеет слоистую структуру и слегка кисловатый привкус. При надрезании из сыра вытекает небольшое количество белой жидкости, что свидетельствует о его свежести.

Моцарелла - один из самых популярных продуктов итальянской кухни. Она используется для приготовления пиццы, различных салатов, запеканок, лазаний, при выпечке традиционного пирога кальцоне, распространенного в центральных и южных регионах Италии. И, конечно, этот сыр незаменим и в самом национальном блюде - каприйском салате капрезе, имитирующем по цветовой гамме итальянский флаг: поочередно выкладываются ломтики белой моцареллы, красных помидоров и зеленых листиков базилика. Все это поливается оливковым маслом.

В самой провинции Кампания моцареллу употребляют, как говорят итальянцы, «в вагоне»: делают закрытый бутерброд из жареного сыра с хлебом.

А вот еще один рецепт чисто итальянского блюда - Фаготтини ди моцарелла. Для него потребуется 1 упаковка слоеного замороженного теста, 12 шариков чильеджини сыра моцарелла, 6 штук филе анчоуса, зелень орегано и оливковое масло - по вкусу.

После того как тесто разморожено, раскатать его тонким слоем, вырезать 12 квадратов и на каждом расположить шарик моцареллы, половинку филе анчоуса и немного орегано. Слегка сбрызнуть оливковым маслом. Разогреть духовку до 180ºС. Соединить все уголки квадрата, слепив их, и выложить «пирожки» на противень, смазанный оливковым маслом либо выложенный листом кальки. Выпекать до тех пор, пока фаготтини не подойдут и не зарумянятся.

И, наконец, рецепт классической пиццы. Запаситесь дрожжевым тестом (300 г), консервированными помидорами (400 г), моцареллой (250 г), сырокопченой ветчиной (100 г), а также зеленью базилика (3 ст. л.), оливковым маслом (2 ст. л.), потребуется и соль.

Разомните очищенные от кожицы томаты, добавьте оливковое масло и подсолите. Разделите тесто на 4 части. Раскатайте 4 круга толщиной 5-7 мм либо один большой круг. Распределите томаты по поверхности, сверху выложите кружки сыра моцарелла. Оставьте на 30 мин, чтобы тесто подошло. Разогрейте духовку до 250˚С. Выпекайте пиццу в середине духовки в течение 10 мин. Порежьте ветчину кусочками. Выложите на горячую пиццу. Посыпьте нарезанной зеленью базилика или орегано.

 

В статье

Темы: Гурман, моцарелла, рецепты

Ирина СНЕГИРЕВА

 

Зима резко меняет наш рацион, и дело не только в недостатке овощей и фруктов, но и в предпочтениях, которые почему-то меняются у организма. Хочется совсем иной еды, чем летом. Бывает, идешь с работы домой, и на морозе возникают «гастрономические» мысли: сейчас бы кусочек сала с чесноком и специями съесть, чтобы быстрее согреться. И если весной все мысли о том, как отточить фигуру, зимой про диеты забываешь начисто. И этому, оказывается, есть объяснение. Специалисты утверждают, что похудеть в холодное время года практически невозможно. Почему же?

- Потому что об этом «позаботилась» наша генетика, - объясняет заведующий отделом гигиены питания Республиканского научно-практического центра гигиены кандидат медицинских наук Василий ЦЫГАНКОВ. - Человек ведь млекопитающее. А многие животные «нагуливают» жирок на зиму, чтобы легче пережить холода. Зимой труднее прокормиться, поэтому некоторые четвероногие впадают в спячку. И у людей зимой организм более предрасположен к набору веса. Однако мы можем и должны этот процесс регулировать. Зимой мы толстеем потому, что двигаемся меньше: короткий день, редко появляющееся на небосклоне солнце не располагают совершать длительные прогулки на свежем воздухе.

Вместо того чтобы пройти несколько остановок, мы бежим за троллейбусом, мечтая быстрее добраться до дома, пользуемся лифтом, а не преодолеваем ступеньки самостоятельно. Зимой многие предпочитают оставаться дома в уютной обстановке и тепле, а заставить себя проявлять физическую активность в холода удается далеко не всем. Но даже небольшое усилие над собой может положительно сказаться на здоровье.

- Почему именно зимой мы чаще отдаем предпочтение жирной и сладкой пище?

- Такие вкусы нам «диктуют» биохимические процессы, которые ответственны за создание жировой прослойки. А сладкого вы желаете потому, что на улице стоят довольно тоскливые деньки и хочется порадовать себя хотя бы через вкусовые ощущения. Вот почему тем, кто ставит задачу похудеть, нужно заставлять себя как можно больше двигаться. При этом физическая нагрузка должна быть серьезной. Представьте, чтобы сжечь 100 ккал, нужно пешком пройти не менее 5 км. При этом замечу, что ходьба пешком лучше, чем бег. Почему? Бег по загазованным улицам не приносит пользы. Впрочем, наряду с физической активностью следует изменить рацион питания.

- Что вы имеете в виду?

- Снижение калорийности рациона. Хотя это вовсе не означает, что нужно садиться на голодную диету. Даже наоборот! Поскольку зимой выше риск подхватить инфекционное заболевание, организм ослаблять нельзя. Необходимо исключить сладости и очень жирные продукты питания, а есть нежирные сорта мяса и рыбу, в которой содержится много микроэлементов, зелень, овощи и фрукты, а также обязательно творог, богатый кальцием и хорошим белком. Употреблять следует именно творог, а не творожки, сырки и творожные десерты. Если у человека нет диабета, в творог можно добавить ложку меда, варенья, сухофрукты. Обеднять рацион, исключая белковую пищу, ни в коем случае нельзя!

- По-моему, диетологи противоречат сами себе. В одних публикациях призывают не есть несезонную витаминную продукцию, в других - наоборот.

- А сколько этой зелени вы съедите? В лучшем случае пару веточек петрушки и укропа, четверть помидора и огурца, несколько салатных листьев. И вам этого будет достаточно.

- Кто быстрее обрастает жирком - женщины или мужчины?

- Женщины вообще более склонны набирать вес. Для чего нужна даме жировая прокладка области живота? Она помогает уберечь плод во время беременности от внешних, в том числе и механических воздействий. Поэтому жир у женщин чаще откладывается на бедрах, животе. Подкожный жир действует как термостат, поддерживая постоянную температуру тела. У мужчин он «облюбовал» область шеи и живота. Сильный пол, как правило, начинает полнеть после того, как в организме снижается уровень тестостерона. Нужно заметить, что климакс бывает не только у женщин, но и у мужчин.

- Эндокринологи считают, если у мужчины окружность талии превышает 94 см, нужно срочно принимать меры…

- Бить тревогу нужно в том случае, если вы постоянно взвешиваетесь и замечаете, что начинаете быстро «тяжелеть». Например, стали весить на 10-15 кг больше, чем, скажем, год назад. Для вашего организма это то же самое, как если бы вы взяли мешок весом 10-15 кг и таскали его весь день, а потом еще и ночью держали на себе. А лишний вес известно чем грозит: гипертонией, атеросклерозом, сахарным диабетом. Чаще всего мы набираем вес потому, что потребляем пищи больше, чем расходуем. Лишние килограммы появляются не за счет употребления мяса, овощей и фруктов, а в большей степени из-за сладостей и другой пищи, богатой углеводами.

Кроме того, зимой (холод, отсутствие солнца) мы находимся в стрессовой обстановке, поэтому довольно часто подходим к холодильнику. Стресс мы заедаем, и не всегда здоровой пищей, причем иногда делаем это не из-за того, что хотим есть.

- Стоит ли использовать кремлевскую диету, из-за которой, по-моему, сегодня все сошли с ума?

- Пусть они делают это и дальше. А мы ведь с вами нормальные люди, правда? Возможно, поклонники этой диеты и худеют, но потом, я уверен, им придется лечиться. Я назвал бы эту диету агрессивной. Конечно, человек может устраивать себе разгрузочные дни. Например, вчера вы побывали в гостях, поели от души, а сегодня решили пить только кефир. На здоровье! Потому что завтра вы вернетесь к обычному разнообразному питанию. Кремлевская диета - это типичная диета доктора Аткинса, главное условие которой - никаких углеводов! А ведь сам «изобретатель» умер, между прочим, от избыточного веса. Мы - не хищники и не травоядные. У последних кишечник - более 20 м, животному требуются гигантские порции, чтобы насытиться. У хищников кишечник - очень короткий, поэтому у них все быстро «сгорает» внутри. А у человека - средний: 7-10 м. Нам нужно все: и растительная пища, и животная. Если мы все время будем ограничивать себя в растительной еде, ее станет заменять белковая. А что происходит при избыточном белке, всем известно: нарушается работа почек. Белок расщепляется в крови, растет количество продуктов распада, в том числе производных мочевой кислоты. Что в этом хорошего? Но те, кто придерживается кремлевской диеты, говорят: у нас прекрасный результат. А где он, этот результат? На мой взгляд, журналист, который активно рекламировал кремлевскую диету, никак не изменился. Во всяком случае, на фотографиях этого не видно.

- Как же правильно противостоять законам природы и не набирать вес зимой?

- Кроме сказанного выше, нужно обязательно принимать поливитаминные комплексы. С питанием мы, увы, не поставляем в организм все нужные витамины и минералы. Если не страдаете повышенным артериальным давлением, зимой нужно пить настойку женьшеня, элеутерококка, боярышника, пиона. Они повышают способность организма переносить влияние внешних негативных воздействий. Но это не значит, что все их нужно принимать одновременно. Остановите выбор на какой-то одной.

 

В статье

Темы: Здоровый образ жизни, питание, как не набрать вес зимой

 

По словам Ф.М. Достоевского, в земной жизни дьявол борется с Богом, и поле битвы - сердце человека. Эти слова справедливы для истории всех времен, и особенно для церковной истории. Невидимо борьба происходит в сердце человека, оставляя следы и в истории человечества. Так, борьба за церковную власть в конце XVII-XVIII вв. (время введения и распространения церковной унии) отражалась как на бедственном положении народа, не желавшего подчиниться униатам, так и Православной Церкви, находившейся с 1596 по 1632 г. вне закона. В частности, удар был нанесен и по церковному имуществу. Православные храмы закрывались и разрушались либо переводились в унию. Это стало возможным потому, что униаты были признаны государственной властью правопреемниками Православной Церкви. Униаты добивались перехода права собственности на церковное имущество различными способами, как якобы законными с точки зрения государственной власти, так и открыто противоправными.

В первую очередь среди нарушений имущественных прав следует отметить присвоение униатами права собственности на имущество Православной Церкви (в т.ч. церкви и монастыри). С момента заключения Брестской церковной унии к середине XVII в. у православных были отняты почти все церкви и многие монастыри, и богослужения тайно совершались в жилых домах, на открытом воздухе и в неприспособленных помещениях (так называемых «будках» или «шалашах»). Например, уже к июню 1621 г. в Полоцке все церкви и монастыри были отняты униатским архиепископом И. Кунцевичем. В Бресте до 1632 г. также не осталось ни одной православной церкви. В Могилеве Пустынский Успенский монастырь был передан униатам в 1601 г., а Спасо-Преображенский - в 1618 г., в 1619 г. - все остальные церкви. Такая же ситуация сложилась и в других белорусских городах. В итоге основой униатской церкви, в т.ч. имущественной, стали православные храмы и монастыри. К концу XVIII в. В распоряжении базилиан на территории Беларуси было 52 монастыря, из них - только 7 построено униатами.

Присвоение церковного имущества униатами осуществлялось разными способами. Например, церкви либо монастыри, находившиеся на праве патроната шляхтича, в земельных владениях которого было расположено церковное учреждение, могли переводиться в унию по его воле, так как в Великом княжестве Литовском шляхта обладала свободой действий в своих владениях.

Так, право патроната на Свято-Успенский Жировичский православный монастырь, существовавший уже в XVI в., к 1620 г. было передано униатскому духовенству шляхтичами Д. Солтаном и смоленским каштеляном И.Мелешко.

Другим ярким примером распоряжения церковным имуществом светскими лицами явился тот факт, что наместник и воевода Мстиславский и префект Дисненский Иосиф Корсак после принятия униатства изгнал из отцовского имения Березвеч православных иноков и учредил в 1643 г. вместо православного униатский монастырь. Подобная ситуация сложилась и в с. Медведичи (ныне Ляховичский район). Еще до заключения церковной унии в 1588 г. кардинал Я.Н. Радзивилл повелел изгнать православного священника, говоря, что не желает «иметь в своих владениях русского попа».

Были также случаи изъятия церквей в пользу Римско-католической церкви. Например, в 1622 г. Анна-Алоиза Острожская отбирает у Троицкой церкви доходы от имения Сураж в свою пользу, в 1624 г. отдает их иезуитскому коллегиуму, а в 1640 г. передает также типографию, богадельню и училище.

Церковная уния находилась под государственным покровительством. Поэтому передача церковного имущества в собственность униатов также происходила посредством выдачи королевских грамот на церкви и монастыри, ранее находившиеся в юрисдикции Православной Церкви. При этом, как правило, грамоты содержали обязательное условие пребывания соответствующего церковного учреждения в унии. Так, в 1596 г. Дионисию Збируйскому королем была выдана грамота на Пинский Лещинский монастырь с условием подчинения униатским иерархам «…послушенство митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси и иные епископы владыки духовные русские… отцу светейшому папе римскому Клименту VIII и будучим отдаючи и звирхности вызнаваючи».

В 1609 г. был издан королевский приказ о передаче почти всех православных церквей в Вильно митрополиту И.Потею.

В 1619 г. архиепископ И.Кунцевич по королевским декретам получил в управление Спасский Могилевский монастырь, все могилевские церкви, а также церкви в Полоцке, Витебске, Мстиславле, Орше, Вильно и др.

Нередко прихожане либо монастырская братия, а также лица, уполномоченные передать церковное учреждение во владение духовного лица униатского вероисповедания, не подчинялись королевским приказам, препятствовали их исполнению либо подчинялись вынужденно после долгого принуждения, так как не желали переходить под юрисдикцию униатского митрополита.

Униаты также приобретали право собственности на православные церкви и монастыри путем их захвата с последующим утверждением имущества за униатами королевскими судебными решениями либо подтвердительными грамотами. Например, ряд Пинских церквей силой оружия был захвачен униатами. Нередко это происходило с участием государственных чиновников.

Униаты также опечатывали церкви, в т.ч. с помощью представителей государственной администрации. Среди многочисленных примеров можно назвать следующие: в 1599 г. в местечке Глинян (Львовская область) были необоснованно опечатаны 2 церкви, в 1620 г. епископом Афанасием Пакостой также были опечатаны 2 православные церкви. В Могилеве к 1627 г. были «запечатаны» все церкви.

Униаты нередко совершали противоправные оскорбительные действия: нападали на православные храмы, школы, портили имущество, а также оскверняли святые предметы. Кроме того, были случаи разрушения храмов. Например, церковь Богоявленского Полозовского монастыря разрушена и по частям спущена по реке. При этом в судебном порядке по данному делу было принято абсолютно неадекватное решение: потерпевшие были присуждены к уплате штрафа за так называемое причинение вреда униатскому епископу самим фактом строительства церкви и монастыря, в которых собираются «схизматики».

Противоправным деянием также можно назвать ограничение права православных на строительство новых церквей путем принятия специальных государственных законов. Так, в 1619 г. православным было запрещено строить и ремонтировать церкви в пределах всей Полоцкой епархии. Униатское духовенство нередко жаловалось на православных в случае строительства либо ремонта последними церквей. В соответствии с данным запретом униатское духовенство возбуждало судебные преследования православных даже за строительство «будок» или «шалашей». По приказу королевских комиссаров такие «будки» разрушались до основания.

Одним из видов нарушений имущественных прав Православной Церкви являлось препятствие исполнению решений судебных органов по возврату имущества в собственность Православной Церкви со стороны униатов. После легитимации православной иерархии в 1632 г. было произведено распределение церковного имущества между двумя конфессиями с помощью специально созданных государственных комиссий. Нередко униаты сопротивлялись возврату храмов православным. Существует свидетельство о противодействии передаче православным Свято-Троицкой церкви в Минске со стороны униатов. При этом одним из доказательств принадлежности церкви православным была надпись на колоколе, однако униаты не допустили уполномоченных должностных лиц на звонницу с целью проверки данной надписи.

 Все приведенные факты являются лишь малой частью многочисленных нарушений имущественных прав Православной Церкви. Тем не менее на протяжении всей истории мы видим, что Церковь неизменно существует, и сбываются слова Священного Писания: «И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

 

Мария Долгая

 

В статье

Темы:  история Православной Церкви в Беларуси, униатство, борьба за церковную власть в XVII-XVII вв.

«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Ин.10:11

Как-то зимним утром я торопливо шел по одной из столичных улиц - спешил причастить тяжело больную женщину. Ярко светило солнце, дул легкий ветерок и казалось, сама природа призывала человека к вере и надежде на лучшее. Я поравнялся с веселым мальчуганом, который гулял со свой бабушкой. Увидав меня, он пытливо спросил: «А Вы Бог?». «Нет, - ответил я, - я не Бог, я Его служитель, я священник». Радости мальчугана не было границ, а у меня на душе от этого стало светлее.

Священник - это орудие в руках благодати, тот человек, через которого действует Бог. Он - связующее звено между небом и землей, между вечностью и временем, между Богом и людьми. Мы не склонны обожествлять этого человека в длинной черной рясе, хотелось бы приоткрыть его душу, заглянуть в его внутренний мир, ведь священниками не рождаются, ими становятся. Дорога каждого в храм сопряжена с личным поиском правды и веры. Священство - это не работа, это служение. Здесь мы будем говорить о Таинстве, через которое человек поставляется на служение священства, обретая  благодать и власть для  врачевания человеческих душ.

Дар исцелять души и совершать таинства Христос вручил своим ученикам и апостолам. Апостолы же передали эту власть своим преемникам: епископам и пресвитерам через возложение рук и молитву. И до сих пор в Православной Церкви не прерывалась эта цепь рукоположений от самих апостолов.

Рукоположение совершается епископом во время богослужения в алтаре храма. Через возложение рук и молитву снисходит Божественная благодать, которая восполняет человеческие недостатки и дает силу для священного служения. Для каждого избранника - это особенно трепетный и торжественный момент. Через это священнодействие человек обручается Церкви, он больше не принадлежит себе. Через Царские врата, которыми могут проходить лишь священники и только в особенно важные моменты богослужения, он впервые входит в алтарь, где и совершается Таинство. Рукоположение перекликается с Венчанием. Трижды его обводят вокруг Престола, самого святого места в храме. К Престолу могут прикасаться только священнослужители, на нем совершается главное Таинство - Таинство Причащения. Во время Таинства венчания на будущих супругов надеваются кольца, символ вечности и верности богоустановленного союза. Во время Таинства Рукоположения на священника возлагается крест, как призыв к самоотречению и подвигу. С руки ставленника снимают обручальное кольцо в знак того, что теперь служение Богу выше всех земных попечений. Впрочем, женатый священник не лишен радостей отцовства, тихого уюта и семейного тепла.

Есть в Православной Церкви и безбрачное духовенство - монашествующее. Это те, кто избрал высочайший и труднейший путь ко спасению. Они добровольно отказались от семейных радостей ради молитвы и служения Богу. Монашество - очень строгая дисциплина и аскетизм, а не просто холостой образ жизни. До своего рукоположения человек должен сделать выбор жизненного пути: или избрать монашество, или вступить в брак.

Издревле воспринять Таинство Священства имеет право только мужчина. В этом богоустановленном порядке нет умаления женского естества, ведь каждому Бог дает свое служение. Священник же является образом Христа. По неизреченному промыслу, Христос воплотился и стал человеком мужского рода, как говорится в церковных песнопениях, «мужем совершенным», «вторым Адамом», и поэтому право восприятия Священства Церковь оставляет лишь за сильной половиной человечества. Церковь никогда не сможет ни принять, ни понять так называемого «женского священства», считая это кощунством и грехом.

К кандидатуре священника во все времена предъявляются очень высокие нравственные требования. Он должен быть чист от всякой скверны и греха. Он имеет право состоять в первом браке, причем этот брак ему дан «один раз и на всю жизнь». И он, и его избранница должны до брака сохранить себя в целомудрии и чистоте. И в браке во всем быть примером и образцом для всех. Святой апостол Павел пишет, что священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью…» (1 Тим 3: 2-4).

Священство имеет три степени: епископ, священник и диакон. Об этих степенях, их общности и различиях, церковной иерархии, нормах церковного этикета и принятых обращениях к этим лицам мы расскажем следующем номере.

 

 Священник Андрей Саврицкий

 

В статье

Темы:  религия, священство, требования к кандидатуре священника