fbpx

Олег ВрублевскийОлег ВРУБЛЕВСКИЙ,

директор ГЛХУ "Слонимский лесхоз"

 

Утверждение о том, что природа обделила Беларусь своими богатствами, содержит немалую долю лукавства. Чего стоит один лес, покрывающий около 40% территории страны! Другое дело, что использовать его ресурсы надо разумно и эффективно. Сделать это может только настоящий хозяин. Вроде бы такой у леса имеется - в республике создана развитая система лесхозов. Проблема, однако, в том, что сегодня они вынуждены развивать сразу два направления деятельности: помимо традиционного лесоводства еще и переработку древесины, которая не вполне соответствует профилю их деятельности. В перспективе распыление средств может привести к ситуации, когда обе отрасли окажутся недофинансированными и утратят динамизм развития.

 

Судьба непрофильных активов Олег Врублевский

 

- Направление, связанное с переработкой древесины, возникло в какой-то мере вынужденно - как реакция на дефицит финансирования, - рассказывает директор ГЛХУ «Слонимский лесхоз» Олег ВРУБЛЕВСКИЙ. - Бюджет компенсирует только треть наших расходов, все остальное приходится зарабатывать самим. С позиции экономии государственных расходов такой подход может показаться удобным, но вот с точки зрения перспектив грамотного лесопользования вызывает сомнения. Как, впрочем, и система планирования инвестиций, сложившаяся в отрасли.

Примечательно, что такие выводы директор делает на фоне в целом вполне успешной работы организации в последние годы. Выполняются основные производственные и экономические показатели. К примеру, в прошлом году экспорт леса и пиломатериалов увеличился на 38%, в первом полугодии нынешнего года - еще на 16%. За счет валютных средств приобрели комплекс современной лесозаготовительной техники, в том числе харвестер стоимостью 200 тыс. евро.

Однако есть затраты, эффективность которых директор считает недостаточной. Связаны они в основном с поддержанием работы старого, маломощного, с невысоким уровнем механизации труда деревообрабатывающего цеха. При том, что работники цеха имеют зарплаты немногим менее 1,5 млн. руб., рентабельность продаж его продукции на внешнем рынке даже в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в первом полугодии, составила 30%. На внутреннем рынке этот показатель отрицательный. В среднем рентабельность деревообработки составляет около 4%. В структуре экспорта преобладает балансовая древесина. Доска и другие пиломатериалы обеспечивают, в зависимости от периода, лишь 12% поступлений от продажи древесины. Практически все эти средства уходят на оплату транспортных услуг, электроэнергии, запчастей… Лучшим вариантом было бы цех просто закрыть, убежден Олег Валентинович.

Но вышестоящие организации приняли другое решение: лесхозу приходится закупать деревообрабатывающую линию стоимостью более 200 тыс. евро. Источник финансирования - коммерческий кредит. В условиях нестабильной рыночной конъюнктуры, отсутствия достаточных объемы сырья для загрузки новых мощностей предприятие идет на серьезный финансовый риск: доходы от продажи продукции могут оказаться незначительными, тогда кредит придется гасить за счет других источников, обрекая коллектив на нищенское существование.

 Олег Врублевский

Охота перспективна, но…

- В любом случае, разумней было не распылять ресурсы, а использовать их для развития основной деятельности, - рассуждает О.Врублевский. - За последние годы благодаря экспортной выручке мы сформировали неплохой парк современной лесозаготовительной техники. Благодаря ей успешно выполняются планы заготовки древесины, причем по этому направлению у нас очень хорошие экономические показатели. Но надо же видеть перспективу! Начинают поспевать леса посадки 50-х гг., что значительно увеличит лесосечный фонд, и пора думать о том, как с ним работать. Кроме того, перед лесхозом поставлена задача к 2015 г. 70% древесины заготавливать многооперационными машинами (харвестер, форвадер). Сегодня этот показатель составляет лишь 25%. Поэтому для нас было гораздо актуальней взять кредит на покупку форвадера. Его цена примерно такая же, как у деревообрабатывающей линии, а отдачу вложенные средства обещают гораздо более весомую…

Еще одним перспективным направлением деятельности лесхоза могло бы стать развитие платной охоты. В местных лесах растет численность и кабана, и волка, и других промысловых животных. Вот только где взять немалые средства на строительство и обустройство новых охотничьих домиков, других объектов инфраструктуры? Даже кредитные ресурсы, пока предприятие не рассчиталось с прежними долгами, для него недоступны.

 

Программа есть. Нет денег

 

Дефицит средств начинает негативно сказываться и на лесохозяйственной деятельности, причем едва ли не на самом важном ее направлении - рубках ухода за молодыми посадками. Опоздание с ними может серьезно замедлить рост деревьев и даже привести к их частичной гибели. Пока все лесничества, входящие в лесхоз, успевали выполнять эту работу вовремя, однако в последнее время становится все труднее находить желающих отправляться на работу в лес за 1,5 млн. руб., а для серьезного увеличения зарплат и привлечения новых работников лесхоз не имеет финансовых ресурсов.

Более того, директор опасается, что со временем их дефицит будет только нарастать. Согласно отраслевой программе, лесхоз должен построить новый офис. Старые помещения, конечно, тесные, несовременные, вот только централизованного выделения средств на строительство программа не предусматривает, лесхоз должен изыскивать их самостоятельно. Каким образом - директору совершенно непонятно. Как не ясно и то, зачем принимать программы, не подкрепленные финансированием.

Нагрузка на бюджет лесхоза возрастает и по другим направлениям. К примеру, его работники, отвечая за порядок в лесу, помимо прочего, занимаются и уборкой мусора. Кто спорит - дело нужное. И с каждым месяцем - все более дорогое. Растут транспортные расходы, стоимость утилизации твердых бытовых отходов на полигоне. По логике вещей такие затраты должны компенсировать из бюджета, сегодня же они дополнительным бременем ложатся на лесхоз, ведь ему приходится выполнять все эти работы за счет прибыли.

 

Вынужденный импортОлег Врублевский

 

Почему, однако, при дефиците ресурсов лесхоз активно закупает дорогую импортную технику? Вот как объясняет подобную политику О.Врублевский:

- Отечественные производители не выпускают полную линейку необходимых нам моделей. Впечатление же о той технике, которая на рынке присутствует, как бы это помягче выразиться, не самое благоприятное. К примеру, если импортный харвестер работает почти без крупных поломок и фактически в круглосуточном режиме, то отечественные машины выдерживают в лучшем случае год, потом начинает буквально сыпаться: то коробка, то мост, то двигатель, то гидравлика выходят из строя. Особенно беспокоит низкое качество металла. Гарантийный срок еще не закончится, а гидроманипуляторы Мозырского машиностроительного завода уже варены-переварены. Складывается впечатление, что огражденные на внутреннем рынке от конкуренции, наши уважаемые производители не очень-то и стремятся повышать качество своих изделий. К сожалению, то же можно сказать и о сервисном обслуживании. Нам из Санкт-Петербурга для импортной техники быстрее доставляют запчасти, чем иной раз для отечественной привозят из Минска.

В лесхозе считают, что на лесозаготовках выгоднее использовать преимущественно импортные машины. Хотя стоят они дороже, но впоследствии за счет экономии на эксплуатационных издержках и более высокой производительности обеспечивают заметно больший экономический эффект. И если отношение отечественных производителей к качеству своей продукции не изменится, они могут потерять значительную долю внутреннего рынка.

 

231799, Гродненская область г. Слоним ул. Космонавтов, 34

Телефон: 8 (01562) 47276

Факс: 8 (01562) 25346

e-mail; slonim.leshoz@tut.by

http://slonimleshoz.by