fbpx

В Украине набирает обороты «топливная лихорадка». Цены на бензин, дизель и автомобильный газ растут второй месяц к ряду. Конца этой ценовой гонке пока не видно, пишет «Минфин».

now11

Только за последнюю неделю бензин и дизельное топливо подорожали на 1 грн./л. С 20 августа (а именно этот день стал отправной точкой в масштабном переписывании ценников) дизельное топливо выросло в цене на 3,6 грн./л (13%), а бензин — на 3,5 грн. (12%), — констатируют в Нефтегазовой ассоциации Украины. На некоторых заправках бензин А-95 стоит уже дороже 35 грн., а премиальный А-95 плюс — и вовсе 36,5 грн. Цены на дизель вплотную подбираются к 33 грн.

Цены на автогаз только за один день — с 8 на 9 октября — подскочили на 15 коп. — до 15,6 грн./л. В начале сентября газом можно было заправиться по 14 грн.

Как пояснил «Минфину» экс-глава «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» и эксперт топливного рынка Леонид Косянчук, нынешние и без того рекордные ценники могут еще больше вырасти. И в итоге стать головной болью не только рядовых водителей, но и всех украинцев. Ведь дорогое автотопливо бьет по себестоимости практически всех товаров и услуг, раскручивая и без того высокую инфляцию.

По словам экономиста Виктора Скаршевского, дорогой бензин может ускорить и без того высокую инфляцию в стране. «По данным Госстата, «вес» топлива и ГСМ в структуре потребительской инфляции — 3,9%. Для сравнения: доля горячей воды и отопления — лишь 1,3%, электроэнергии — 4,5%, продуктов питания — 40,3%. Подорожание бензина и дизельного топлива добавит к общему инфляционному показателю порядка 0,4-0,5%. То есть, если правительство прогнозировало ранее инфляцию по итогам года 9,5%, то теперь будет до 10%. А реальные показатели, которые уже сейчас превышают 10%, вполне могут достигнуть 11%», — констатирует эксперт.

Но экономист принимает во внимание лишь расчетные показатели. На самом деле бизнес любит злоупотреблять топливной составляющей, чтобы оправдать повышение цен. Как рассказал глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Александр Дорошенко, реальная доля транспортной составляющей в структуре себестоимости продуктов питания варьируется от 3% до 5%. То есть подорожание топлива на 12-13%, по идее, должно почти не отразится на ценниках в магазинах. Но на самом деле цены на еду уже выросли, как минимум, на 5-7%. Поясняя подорожание, производители непременно вспоминают о «дорогом бензине».

Впрочем, Скаршевский говорит, что в этом случае включается цепная реакция — сначала дорогая логистика сказывается на ценах на сырье, затем ее закладывают в оптовые прайсы на готовую продукцию, а после — в магазинные ценники. «Если брать от поля до полки, то это может быть 10% и даже больше», — подытожил Дорошенко. А так как нынешний ценовой пик на АЗС пришелся как раз на сбор урожая и осеннюю посевную, то украинцы будут оплачивать эту «топливную наценку» еще и в следующем году.

Источник: «Минфин»