fbpx

Новости законодательства

Новости законодательства Беларуси - изменения и дополнения в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. Аналитические материалы

Коммерциализация науки. Ответственность

Установлено, что результаты научной и научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет госсредств (далее - результаты НТД), подлежат обязательной коммерциализации в порядке и сроки, предусмотренные Указом №59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств».

Документом определен перечень научных исследований, не подлежащих обязательной коммерциализации. При неосуществлении обязательной коммерциализации результатов НТД госсредства считаются использованными с нарушением бюджетного законодательства, за исключением случаев наличия существенных объективных обстоятельств, определенных в документе. При этом должны быть соблюдены установленные сроки.

Указанные госсредства подлежат взысканию с юридических лиц, использовавших данные средства, в бесспорном порядке в соответствующий бюджет с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Нацбанка, установленной на дату взыскания.

Освобождают от ответственности: обстоятельства непреодолимой силы, принятие актов законодательства и ликвидация юридического лица. Решение о наличии причинно-следственной связи между неосуществлением обязательной коммерциализации результатов НТД и существенными объективными обстоятельствами принимает госзаказчик (при необходимости коллегиально) по согласованию с Госкомитетом по науке и технологиям.

Указ от 18.06.2018 г. №240 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Вступает в силу с 22.09.2018 г. (за исключением отдельных положений).

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Таможенная стоимость. Расчет предварительных начислений

Документом при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлен порядок расчета величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара.

Расчет осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления (с учетом требований Таможенного кодекса ЕАЭС). Определен порядок в случае, если перевозка (транспортировка) товаров происходила безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя (получателя) товаров.

Оговорены случаи, при которых суммарная величина дополнительных начислений по желанию декларанта может добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в отношении которого применяется наибольшая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины. Установлен порядок применения начислений при таможенном декларировании нескольких партий товаров. Урегулированы случаи применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров». (Принято в г. Москве 22.05.2018 г.). Вступило в силу с 24.06.2018 г.

Евразийский экономический союз. Предварительное уведомление о ввозе товаров

Порядок определяет состав, сроки представления предварительной информации о предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом товарах, перечень лиц, которые обязаны или вправе осуществлять эту процедуру, а также случаи, когда информацию можно не представлять.

Осуществляющий ввоз товаров перевозчик должен подать предварительную информацию в объеме сведений, предусмотренных п. 5 Порядка. В частности, она включает данные о предоставляющем лице, сведения о транспортном средстве, перевозчике и товаре.

Информация направляется не позднее чем за 2 ч до ввоза товаров на таможенную территорию Союза. При этом нет такой необходимости в случае ввоза транспортного средства международной перевозки без товаров.

По усмотрению перевозчика или лица, действующего по его поручению, предварительную информацию можно представить в виде электронного документа. В этом случае она должна соответствовать требованиям инфраструктуры документирования информации в электронном виде государства-члена, в таможенный орган которого направляется.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». (Принято в г. Москве 17.04.2018 г.). Вступает в силу с 01.10.2018 г.

Евразийский экономический союз. Технические регламенты. Декларации соответствия

Для регистрации в уполномоченный орган (орган по сертификации) направляются декларация о соответствии и прилагаемые к ней документы и сведения, предусмотренные п. 5 Порядка.

Документы подписываются заявителем и предоставляются в электронном виде с использованием интернета либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, если иное не установлено законодательством государства-члена ЕАЭС.

В случае представления электронного документа декларация о соответствии и заявление, указанное в подпункте «а» п. 5 Порядка, подписываются с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи), а документы, указанные в подпунктах «б» - «г» п. 5 Порядка, представляются в электронном виде. Несоблюдение требований к оформлению подаваемых документов является одним из оснований для отказа в регистрации.

Копия зарегистрированной декларации о соответствии, документы и сведения, указанные в п. 5 Порядка, представляются по требованию органов государства-члена ЕАЭС, ответственных за осуществление госконтроля (надзора) за соблюдением технического регламента.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза». (Принято в Москве 20.03.2018 г.). Вступает в силу с 01.07.2018 г.

КОНКУРЕНЦИЯ. МОНОПОЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Документом обновлено законодательство в данной области. Даны определения понятий конкуренция, дискриминационные условия, монополистическая деятельность, закупка товаров, потребитель, продавец, цена и др.

Государственной монополией считается система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных госорганов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами.

Под экономической концентрацией понимаются сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом и правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозсубъектов - юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции. Закон применяется и при совершении действий по экономической концентрации за рубежом.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов, за исключением случаев, указанных в Законе, если выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем 5 субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75%;

- в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозсубъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Запрещается сравнение хозсубъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве организации и (или) товара. Например, «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и др., без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. Либо если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными. Запрещаются сравнения с конкурентом и (или) его товаром, основанного исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащего негативную оценку.

Установлены законодательные требования к содержанию заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

Закон от 08.01.2018 г. №98-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Вступает в силу с 03.08.2018 г. (за исключением отдельных положений).

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. КРИПТОВАЛЮТА. ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПВТ)

Документом определено, что необходимо создать условия для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций.

Установлено, что юридические лица вправе владеть цифровыми знаками (токенами) и совершать следующие операции:

через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом;

хранить токены в виртуальных кошельках;

через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов ПВТ приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).

Следует обеспечивать наличие на счетах в банках Республики Беларусь денежных средств в размере не менее 1 млн бел. руб. - для оператора криптоплатформы, не менее 200 тыс. бел. руб. - для оператора обмена криптовалют.

Декрет Президента от 21.12.2017 г. №8 «О развитии цифровой экономики».Вступает в силу с 28.03.2018 г. (за исключением отдельных положений).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Декретом утвержден перечень 19 видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган.

Внесены изменения в правовое регулирование отдельных сфер: торговля, общепит, строительство, выпуск продукции, транспорт, реклама и иные.

Разрешен ввод в эксплуатацию, выпуск в обращение продукции, а также выполнение процессов, связанных с жизненным циклом продукции, которые соответствуют требованиям принятых (утвержденных) и вступивших в силу технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Указанные продукция и процессы при необходимости должны проходить процедуру обязательного подтверждения соответствия. Согласно Декрету субъекты хозяйствования при разработке технических условий на продукцию (работы, услуги) (ТУ) вправе самостоятельно определять срок действия разработанных ими ТУ (изменений в них) и не согласовывать ТУ с госорганами.

Декретом установлено, что непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин.

Декрет от 23.11.2017 г. №7 «О развитии предпринимательства». Вступает в силу с 26.02.2018 г. (за исключением отдельных положений).

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК

 Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:

- выборочных проверок;

- внеплановых проверок;

- мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

- мер профилактического и предупредительного характера.

Документом закреплено, что при неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Взимание платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок не допускается, за исключением возмещения (оплаты) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.

«Белэнерго», «Белтопгаз», «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго», «Брестоблгаз», «Витебскоблгаз», «Гроднооблгаз», «Мингаз», «Минскоблгаз», «Могилевоблгаз» и «Гомельоблгаз» вправе осуществлять энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера до 01.01.2019 г.

Указ от 16.10.2017 г. №376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».Вступает в силу с 01.01.2018 г. (за исключением отдельных положений).

НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ

Определен порядок налогового консультирования, которым вправе заниматься получившие квалификационный аттестат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане или лица без гражданства. Также налоговое консультирование может осуществлять коммерческая организация, имеющая в штате налогового консультанта, при условии, что она является основным местом его работы (здесь ведется его трудовая книжка).

Сторонами (субъектом) заключается договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию. Ответственность по нему возникает у налогового консультанта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и (или) иной конфиденциальной информации.

За нарушения по договору налоговые консультанты обязаны возмещать убытки, под которыми понимаются пени, начисленные в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса, и (или) сумма примененных административных взысканий. Ответственность налогового консультанта подлежит страхованию: страховая сумма за причинение убытков не может быть менее 1 000 БВ.

Коммерческие организации, в штате которых нет налоговых консультантов, вправе заниматься деятельностью по налоговому консультированию до 31.12. 2018 г.

Указ от 19.09.2017 г. №338 «О налоговом консультировании». Вступает в силу с 24.12.2017 г. (за исключением отдельных положений).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Внесены изменения в постановление Совмина «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и акты законодательства о госзакупках на официальном сайте, утвержденном этим документом. Установлено, что на официальном сайте размещается протокол заседания комиссии по вопросу об открытии предложений - в день их открытия в случае проведения открытого конкурса.

Определено, что заказчиком (организатором) размещаются на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке при проведении на ней процедуры госзакупки сведения о цене договора в белорусских рублях. В отношении договоров, заключенных по результатам проведения процедур госзакупок в иностранной валюте, - в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату заключения договора.

Действие данного документа не распространяется на госзакупки товаров (работ, услуг), если договоры заключены или процедуры госзакупок начаты до его вступления в силу.

Постановление Совмина от 07.09.2017 г. №679 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778». Вступает в силу с 13.12.2017 г.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Действие Закона распространяется на отношения, связанные с формированием, существованием и прекращением существования паевых инвестиционных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, их реорганизацией и ликвидацией, эмиссией (выдачей), обращением и погашением ценных бумаг фондов, деятельностью управляющих организаций, специализированных депозитариев.

Лицо, получившее право собственности на долю в уставном фонде (акции) в размере 10 и более процентов акционерного инвестиционного фонда, управляющей организации, специализированного депозитария, аудиторской организации, исполнителя оценки, обязано не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения права собственности, направить уведомление об этом соответственно фонду, организации, депозитарию, а также в уполномоченный орган. Неуведомление ограничивает право голоса собственника в порядке, установленном Законом.

Закон от 17.07.2017 г. №52-З «Об инвестиционных фондах».Вступает в силу с 23.07.2018 г. (за исключением отдельных положений).