Новости законодательства

Новости законодательства Беларуси - изменения и дополнения в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. Аналитические материалы

ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ. КРЕДИТОВАНИЕ. ЛИЗИНГ

Утвержден порядок взаимодействия республиканских органов госуправления, иных госорганизаций, подчиненных правительству, областных и Минского городского исполкомов и банков при компенсации банкам-нерезидентам части процентов по кредитам и лизинговым компаниям - нерезидентам Республики Беларусь части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). Компенсация осуществляется в соответствии с Указом от 24.09.2009 г. №466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь».

Постановлением урегулирован порядок подготовки нормативных документов по компенсации процентов по кредитам на приобретение товаров, включенных в перечень, утвержденный правительством. Определены сроки действия организаций, банков-агентов и госорганов, участвующих в проведении переговоров, подготовке проектов документов, получении сведений и перечисления средств для компенсации средств по договорам банковского кредита и лизинга.

Банк-агент обеспечивает перечисление денежных средств банку-нерезиденту либо лизинговой компании-нерезиденту Республики Беларусь не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления от Министерства финансов.

Постановление Совмина от 04.02.2015 г. №72 (ред. от 20.04.2017 г.) «О мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» (вместе с «Положением о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов и банков при реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. №466»). Начало действия редакции - 29.04.2017 г.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. АРЕНДНАЯ ПЛАТА

Изменен Указ от 01.03.2010 г. №101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Установлено, что в случае, если кадастровая стоимость земельного участка рассчитана до 01.01.2015 г., при определении размера ежегодной арендной платы за земельный участок его кадастровая стоимость в долларах США пересчитывается исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Нацбанком на первое число календарного года, в котором:

- принимаются решения о предоставлении земельного участка в аренду или продлении ее срока;

- заключается соглашение об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающее изменение размера ежегодной арендной платы за него;

- утверждается протокол о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или признании такого аукциона несостоявшимся.

Если же кадастровая стоимость земельного участка определена после 01.01.2015 г., при определении размера ежегодной арендной платы за земельный участок его кадастровая стоимость принимается в белорусских рублях на дату оценки. Арендная плата уплачивается в белорусских рублях.

Указ от 06.04.2017 г. №105 «О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки». Вступил в силу с 09.04.2017 г.

Внесены изменения в законодательство, регулирующее закупки в строительстве. С 01.01.2017 г. вступил в силу Указ №380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ №380).

Обязательное проведение торгов

Одно из главных нововведений Указа №380 - значительное сокращение случаев обязательного проведения подрядных торгов при заключении договоров о строительстве. В соответствии с п. 1.4 торги проводятся при строительстве:

  1. жилых домов - при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин (БВ) и более;
  2. объектов, финансирование строительства которых полностью или частично осуществляется за счет средств:

                  а) республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства и кредитов банков Беларуси, правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, - при стоимости строительства 6 тыс. БВ и более;

                  б) госорганизаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, - при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более.

Указ от 31.12.2013 г. №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ №591), ранее применявшийся к закупкам при строительстве, устанавливал необходимость проведения подрядных торгов при стоимости строительства 100 тыс. БВ и более для всех хозобществ независимо от состава собственников акций (долей). Невозможность проведения процедуры переговоров в случае стоимости строительства, превышающей вышеназванную сумму, также служила сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в строительство крупных объектов.

Сохранена обязанность проводить подрядные торги для заключения связанных со строительством договоров, если в соответствии с п. 1.4 Указа №380 они носят обязательный характер. Исключениями, как и прежде, являются:

  • договоры на закупку товаров, если стоимость каждого вида товаров менее 3 тыс. БВ;
  • договоры на выполнение отдельных видов строительных и иных работ, если стоимость каждого вида менее 3 тыс. БВ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА

Перечни специфических товаров (работ, услуг) разрабатываются и утверждаются Государственным военно-промышленным комитетом совместно с Государственным таможенным комитетом. Они применяются для определения необходимости получения разрешений на ввоз или вывоз специфических товаров (работ, услуг), а также для их представления в таможенные органы в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.

Перечень товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, подлежит согласованию с Комитетом государственной безопасности.

Указ от 28.02.2017 г. №49 «О государственном регулировании в области экспортного контроля» (вместе с Положением о порядке предоставления юридическим лицам права на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), Положением о порядке государственного регулирования ввоза специфических товаров (работ, услуг), вывоза объектов экспортного контроля, осуществления посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля, Положением о порядке проведения идентификации, Положением о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг), Положением о порядке организации государственного контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях). Вступил в силу с 11.03.2017 г.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ

Внесены изменения в постановление Совмина и Нацбанка от 05.11.2011 г. №1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».

Определено, что при экспорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций нерезидентами по договорам, предусматривающим поставку произведенной в Республике Беларусь автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной и специальной техники, продукции военного назначения и запасных частей, необходимых для технического обслуживания указанной техники и продукции:

- стоимостью свыше 500 тыс. евро в эквиваленте за единицу - не позднее 1 440 календарных дней с даты отгрузки товаров;

- стоимостью от 100 тыс. до 500 тыс. евро в эквиваленте за единицу - не позднее 720 календарных дней с даты отгрузки товаров.

Постановление Совмина, Нацбанка от 08.02.2017 г. №105/2 «О внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22».  Вступило в силу с 09.02.2017 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА. ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Утвержден Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 г.

Определено, что это модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. То есть планируется, что Беларусь должна развиваться, рационально и эффективно используя ресурсы. Национальный план действий принят в целях выполнения международных обязательств по переходу к «зеленой» экономике, сформулированных в Декларации Седьмой конференции министров «Окружающая среда для Европы» и ее итоговом документе «Рио+20».

Согласно документу, определены приоритетные направления «зеленой» экономики:

- развитие электротранспорта, реализация концепции «умных» городов;

- развитие строительства энергоэффективных жилых домов;

- внедрение энергоэффективных технологий и материалов;

- создание условий для производства органической продукции;

- развитие экологического туризма и др.

Постановление Совмина от 21.12.2016 №1061 «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года». Вступило в силу с 23.12.2016 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Настоящий технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза. Регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Документом также определено, на какие виды машин и (или) оборудования он не распространяется.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №147 «О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)». Вступило в силу с 17.12.2016 г.

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ. АККРЕДИТАЦИЯ. СЕРТИФИКАТЫ. ДЕКЛАРАЦИИ

Закон регулирует порядок получения документов соответствия для выпуска продукции в обращение, т.е. для ее поставки или ввоза в целях распространения (реализации) на территории Республики Беларусь либо иного государства - члена ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Установить, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству, облисполкомы и Минский горисполком при разработке подлежащих общественному обсуждению проектов нормативных правовых актов (НПА), которые могут оказывать серьезное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, обязаны обеспечить размещение на своих официальных сайтах, в интернете и (или) в СМИ:

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ИНФРАСТРУКТУРА

На 2016-2020 гг. определены четыре основных направления градостроительной политики, в числе которых сбалансированное развитие административно-территориальных единиц и населенных пунктов на основе сохранения и укрепления устойчивых систем расселения и комплексное развитие среды жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов. Также приоритетными являются развитие транспортной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов для решения ряда задач, в числе которых внедрение различных типов автомобильных стоянок и автомобильных парковок в жилых районах (кварталах) Минска, крупных городах с населением от 250 тыс. до 500 тыс. и больших городах - от 100 тыс. до 250 тыс. жителей.

Инвестиционные договоры. Преференции. Штрафы

В развитие норм Декрета №10, регулирующего порядок заключения инвестиционных договоров, правительством принят ряд документов: Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.