Новости законодательства

Новости законодательства Беларуси - изменения и дополнения в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. Аналитические материалы

Уплата налогов. Дебиторы

Внесены дополнения в Налоговый кодекс. Изменены сроки уплаты налогов, сборов и пошлин, объекты налогообложения, порядок исчисления налоговой базы, в том числе при аренде, получении льгот, исчислении налоговых периодов. По-новому определяются места реализации. Изменился порядок переноса убытков на будущее, взыскания при двойном налогообложении, предоставления налоговых вычетов, определения даты фактического получения дохода.

Прописано, что при установлении налогов необходимо определить все элементы налогообложения, а в ином случае налог считается неустановленным и не подлежит уплате.

Плательщик теперь обязан представлять копии документов, подтверждающих факт истечения срока исполнения перед ним обязательств дебиторов. Также следует сообщать со дня открытия или закрытия счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь об этих событиях.

Изменен порядок ареста имущества налогоплательщика, приостановления операций по счетам, исчисления пени. Установлено, что размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать ее. По-новому определяется порядок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней: он производится налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня ее уплаты.

Закон от 30.12.2018 г. №159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Вступил в силу с 01.01.2019 г. (за исключением отдельных положений).

Таможенное декларирование. Уплата налогов

Определен порядок уплаты таможенных пошлин, налогов, иных платежей в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется в соответствии с законодательством.

Установлено, что пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, сборы за совершение операций таможенными органами, связанных с выпуском указанных товаров, и пени, начисляемые на указанные платежи, уплачиваются на основании документа в отношении товаров для личного пользования. Их декларирование осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов. Оплата производится в случае, если такие сборы установлены законодательством государства - члена ЕАЭС.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №185 «О документе об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов» (вместе с Порядком заполнения документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов). Принято в Москве 20.11.2018 г. Вступает в силу с 1.07.2019 г.

Безналичные расчеты. Информационные системы

Определено создание автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее - АИС).

АИС предназначена для исполнения обязательств плательщиков путем взыскания в бесспорном порядке денежных средств на счетах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» электронных денег в электронных кошельках в счет уплаты платежей в бюджет, для исполнения иных денежных обязательств.

Информация о неисполненных денежных обязательствах формируется в АИС на основании поступивших платежных требований взыскателей и платежных инструкций плательщиков на перечисление платежей в бюджет.

Уполномоченные госорганы и банки, заключившие договоры на участие в АИС, направляют платежные требования в виде электронного документа для исполнения непосредственно в этой системе, а иные взыскатели - через обслуживающие их банки.

Исполнение платежных требований взыскателей приостанавливается в случаях, установленных законодательными актами, а также на основании поступившего в банк плательщика судебного постановления.

Указ от 16.10.2018 г. №414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (вместе с Положением о взаимодействии посредством АИС ИДО). Вступает в силу с 01.01.2020 г. (за исключением отдельных положений).

Антимонопольное регулирование. Административная ответственность

В документе перечислены должностные лица, наделенные теперь правом составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования. Также названы составы, по которым они имеют право на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел. К таким случаям относятся, в частности:

- неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств;

- воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных и пр.;

- воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения.

Постановление МАРТ от 25.09.2018 г. №76 «О наделении должностных лиц Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Вступило в силу с 29.10.2018 г.

Строительство. Гарантийный срок. Резервирование средств

Дополнен Указ от 11.08.2011 г. №361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». На специальном счете резервируются сроком на 2 года средства в размере 1,5% стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Исчисление срока начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта.

При отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества в период первого года гарантийного срока эксплуатации объекта строительства подрядчик вправе по его истечении использовать по собственному усмотрению 50% от суммы зарезервированных средств, по окончании второго года гарантийного срока - остаток зарезервированных средств и начисленные проценты.

Устранение результата работ ненадлежащего качества, выявленного по истечении срока резервирования денежных средств, осуществляется за счет средств подрядчика, а в случае его ликвидации (прекращения деятельности), наличия иных обстоятельств, исключающих его деятельность, - за счет средств заказчика.

Требования настоящего Указа не применяются при строительстве объектов в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень».

Указ от 16.08.2018 г. №322 «О дополнении и изменении указов Президента Республики Беларусь». Вступил в силу с 19.08.2018 г. 

Банковские операции. Отзыв лицензии. Кредитные договоры

Определено, что с момента отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности срок исполнения банком обязательств считается наступившим. Его обязательства в иностранной валюте определяются в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка, действовавшему на дату отзыва лицензии (ст. 99 БК).

С этого момента приостанавливается удовлетворение требований по исполнительным документам в части взыскания денежных средств и иного имущества, за исключением требований о взыскании задолженности по зарплате, выплате авторского вознаграждения, взыскании алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Закреплено, что кредитодатель не вправе в одностороннем порядке увеличить размер процентов за пользование кредитом. Предусмотрено, что в информации об условиях кредитования указывается общая сумма платежей, подлежащих включению в кредитный договор, причитающихся к уплате при надлежащем исполнении кредитополучателем условий договора (сумма кредита и процентов за весь срок пользования им, рассчитанная на дату предоставления информации, а также стоимость дополнительных платных услуг, если они предусматриваются кредитным договором).

Закон от 17.07.2018 г. №133-З «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь». Вступит в силу с 29.10.2018 г. (за исключением отдельных положений).

Коммерциализация науки. Ответственность

Установлено, что результаты научной и научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет госсредств (далее - результаты НТД), подлежат обязательной коммерциализации в порядке и сроки, предусмотренные Указом №59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств».

Документом определен перечень научных исследований, не подлежащих обязательной коммерциализации. При неосуществлении обязательной коммерциализации результатов НТД госсредства считаются использованными с нарушением бюджетного законодательства, за исключением случаев наличия существенных объективных обстоятельств, определенных в документе. При этом должны быть соблюдены установленные сроки.

Указанные госсредства подлежат взысканию с юридических лиц, использовавших данные средства, в бесспорном порядке в соответствующий бюджет с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Нацбанка, установленной на дату взыскания.

Освобождают от ответственности: обстоятельства непреодолимой силы, принятие актов законодательства и ликвидация юридического лица. Решение о наличии причинно-следственной связи между неосуществлением обязательной коммерциализации результатов НТД и существенными объективными обстоятельствами принимает госзаказчик (при необходимости коллегиально) по согласованию с Госкомитетом по науке и технологиям.

Указ от 18.06.2018 г. №240 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Вступает в силу с 22.09.2018 г. (за исключением отдельных положений).

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Таможенная стоимость. Расчет предварительных начислений

Документом при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлен порядок расчета величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара.

Расчет осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления (с учетом требований Таможенного кодекса ЕАЭС). Определен порядок в случае, если перевозка (транспортировка) товаров происходила безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя (получателя) товаров.

Оговорены случаи, при которых суммарная величина дополнительных начислений по желанию декларанта может добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в отношении которого применяется наибольшая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины. Установлен порядок применения начислений при таможенном декларировании нескольких партий товаров. Урегулированы случаи применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров». (Принято в г. Москве 22.05.2018 г.). Вступило в силу с 24.06.2018 г.

Евразийский экономический союз. Предварительное уведомление о ввозе товаров

Порядок определяет состав, сроки представления предварительной информации о предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом товарах, перечень лиц, которые обязаны или вправе осуществлять эту процедуру, а также случаи, когда информацию можно не представлять.

Осуществляющий ввоз товаров перевозчик должен подать предварительную информацию в объеме сведений, предусмотренных п. 5 Порядка. В частности, она включает данные о предоставляющем лице, сведения о транспортном средстве, перевозчике и товаре.

Информация направляется не позднее чем за 2 ч до ввоза товаров на таможенную территорию Союза. При этом нет такой необходимости в случае ввоза транспортного средства международной перевозки без товаров.

По усмотрению перевозчика или лица, действующего по его поручению, предварительную информацию можно представить в виде электронного документа. В этом случае она должна соответствовать требованиям инфраструктуры документирования информации в электронном виде государства-члена, в таможенный орган которого направляется.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». (Принято в г. Москве 17.04.2018 г.). Вступает в силу с 01.10.2018 г.

Евразийский экономический союз. Технические регламенты. Декларации соответствия

Для регистрации в уполномоченный орган (орган по сертификации) направляются декларация о соответствии и прилагаемые к ней документы и сведения, предусмотренные п. 5 Порядка.

Документы подписываются заявителем и предоставляются в электронном виде с использованием интернета либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, если иное не установлено законодательством государства-члена ЕАЭС.

В случае представления электронного документа декларация о соответствии и заявление, указанное в подпункте «а» п. 5 Порядка, подписываются с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи), а документы, указанные в подпунктах «б» - «г» п. 5 Порядка, представляются в электронном виде. Несоблюдение требований к оформлению подаваемых документов является одним из оснований для отказа в регистрации.

Копия зарегистрированной декларации о соответствии, документы и сведения, указанные в п. 5 Порядка, представляются по требованию органов государства-члена ЕАЭС, ответственных за осуществление госконтроля (надзора) за соблюдением технического регламента.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза». (Принято в Москве 20.03.2018 г.). Вступает в силу с 01.07.2018 г.

КОНКУРЕНЦИЯ. МОНОПОЛИЗМ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Документом обновлено законодательство в данной области. Даны определения понятий конкуренция, дискриминационные условия, монополистическая деятельность, закупка товаров, потребитель, продавец, цена и др.

Государственной монополией считается система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных госорганов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами.

Под экономической концентрацией понимаются сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом и правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозсубъектов - юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции. Закон применяется и при совершении действий по экономической концентрации за рубежом.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов, за исключением случаев, указанных в Законе, если выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем 5 субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75%;

- в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозсубъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Запрещается сравнение хозсубъекта и (или) его товара с конкурентом и (или) его товаром путем использования слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве организации и (или) товара. Например, «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и др., без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. Либо если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными. Запрещаются сравнения с конкурентом и (или) его товаром, основанного исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащего негативную оценку.

Установлены законодательные требования к содержанию заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

Закон от 08.01.2018 г. №98-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Вступает в силу с 03.08.2018 г. (за исключением отдельных положений).