Директору - о правовых новациях.

 

мониторинг

 

Трудовой кодекс (ТК). Руководители. ИТ-технологии

 

Внесены изменения в действующий с 1999 г. ТК, которые коснулись практически всех глав: трудовых договоров, приема и увольнения, дисциплины, оплаты и режима труда и отдыха и др. Также дополнены правила предоставления льгот различным категориям работников, гарантий и компенсаций.

 

Определено, что руководителем организации является физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство ей, в том числе выполняет функции единоличного исполнительного органа.

 

Обновлен понятийный аппарат. В частности, введено понятие «одинокий родитель». Согласно ТК, не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя в связи с сокращением численности или штата работников  с одиноким родителем, имеющим ребенка в возрасте от 3 до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет).

 

Введена глава, регулирующая дистанционную работу, т.е. которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для ее выполнения и взаимодействия с ним информационно-коммуникационных технологий.

 

Отдельная глава посвящена особенностям заключения контрактов. Соответствующим образом должны быть изменены локальные правовые акты.

 

Закон от 18.07.2019 г. №219-З «Об изменении законов». Вступит в силу с 28.01.2020 г. (за исключением отдельных положений).

 

Нормотворчество. Технические нормативные правовые акты (ТНПА)

 

Проект правового акта, направляемый в Совет Министров, должен быть согласован (завизирован) руководителем госоргана (организации), ответственного за его подготовку, и министром юстиции, а в их отсутствие - их первыми заместителями или лицами, исполняющими их обязанности. Данные лица несут персональную ответственность.

 

Правовые акты об отмене технических кодексов установившейся практики или государственных стандартов Республики Беларусь, являющихся обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в силу наличия ссылок на них, вступают в силу не ранее, чем вступят в силу нормативные правовые акты, исключающие указанные ссылки.

 

При подготовке проекта проводится всестороннее исследование проблемы. К законодательным актам или постановлениям Совета Министров, содержащим ссылки на ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, прилагаются положительные заключения НЦПИ, принятые по результатам обязательной юридической экспертизы соответствующих актов.

 

К законопроекту прилагается таблица неучтенных замечаний и (или) предложений с мотивированным обоснованием по каждому из них (при наличии).

 

Указ от 10.07.2019 г. №265 «О совершенствовании нормотворческой деятельности». Вступил в силу с 12.07.2019 г. (за исключением отдельных положений).

 

Аудитор. Документы. Реестр

 

Аудируемыми признаются юридические лица, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), индивидуальные предприниматели, иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) оказываются иные аудиторские услуги.

 

Документом определены правила ведения реестра аудиторов, перечень общедоступных данных аудиторов. Организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты включения сведений о ней в реестр и утрачивает его с даты исключения ее из аудиторского реестра.

 

Аудиторская организация, оказывающая услуги по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, обязана представлять в Аудиторскую палату информацию о своей деятельности, в том числе о финансово-экономических показателях, согласно требованиям к такой информации и в сроки, установленные Министерством финансов.

 

Представленная информация в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем ее регистрации, размещается на сайте Аудиторской палаты.

 

Закон от 18.07.2019 г. №229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Вступит в силу с 28.10.2019 г. (за исключением отдельных положений).

 

Налоги. Счета-фактуры. Соблюдение сроков

 

Согласно п. 4 ст. 131 Налогового кодекса плательщик, если не установлено иное, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставить покупателю либо в установленных случаях направить на портал электронный счет-фактуру (далее - ЭСЧФ).

 

Случаи и сроки выставления ЭСЧФ определены п.п. 5-9 указанной статьи. Ее несвоевременное выставление (направление) может повлечь применение мер административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.8 Кодекса об административных правонарушениях.

 

При проведении инспекциями МНС камеральных проверок в I полугодии 2019 г. было выявлено немало случаев выставления плательщиками ЭСЧФ после установленного срока или отсутствия их выставления, в том числе и по оборотам, освобождаемым от НДС, а также при реализации товаров физическим лицам.

 

Исходя из ч. 1 ст. 13.8 КоАП, непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые он обязан представлять в соответствии с налоговым законодательством, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ.

 

Разъяснение инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Минску от 24.07.2019 г. «О соблюдении сроков выставления (направления) ЭСЧФ». Документ не опубликован.

 

Лизинг. Аренда. Право собственности

 

Лизинг в рамках Гражданского кодекса регулируется, в том числе положениями об аренде, а не законодательством о купле-продаже в рассрочку.

 

Целью лизингополучателя по договору лизинга, в том числе предусматривающему выкуп предмета лизинга, является не приобретение в собственность имущества, а получение выгод и иных полезных результатов (коммерческого, социального, бытового и т.п. характера) за счет владения и пользования имуществом (предметом лизинга), как правило, в течение длительного времени (более одного года).

 

Лизинговый платеж является неделимым, а учет при определении лизинговых платежей сумм, направленных на возмещение инвестиционных расходов лизингодателя, с учетом которых определена стоимость предмета лизинга, не служит основанием для признания лизингового платежа или его части оплатой товара в рассрочку.

 

Выкупная стоимость предмета лизинга не является частью лизинговых платежей и уплачивается по завершении срока лизинга (как правило, составляет 0,5-5% стоимости предмета лизинга).

 

Разъяснение Национального банка «О некоторых вопросах определения стоимости предмета лизинга и перехода права собственности по договору финансовой аренды (лизинга) на предмет лизинга к лизингополучателю». Размещено на официальном интернет-сайте Нацбанка 22.07.2019 г.

 

Подготовила Елена Корнушенко,

адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч»