fbpx

Мнение Посла Румынии Виорела Мошану и экс-зам.министра иностранных дел Беларуси Валерия Воронецкого о роли суверенитета в современном мире

 

now11

 

Еще 10 лет назад казалось, что основной вызов суверенитету – глобализация. Другими словами, открытие национальных границ неминуемо привело к возникновению новых международных правил и «объединению» суверенитетов, что способствовало распространению концепции наднационального управления.

Однако в последние годы начали появляться новые тенденции. Национальные государства вновь обретают центральное место в международных отношениях. В то же время они остаются в высшей степени взаимозависимыми, и ни одна страна не может действовать как изолированный игрок.

 

Эти тенденции вводят мир в качественно новую эру конкуренции и сотрудничества. Поскольку глобальный порядок переживает турбулентное время, малые государства, в отличие от крупных держав и региональных гегемонов, естественно, первыми сталкиваются с повышенными вызовами и рисками для своего суверенитета. Об этом говорили участники международного семинара «Переосмысление суверенитета в современном мире», организованного экспертной инициативой «Минский диалог» в партнерстве с Фонд им. Конрада Аденауэра и Посольством Австрийской Республики в Беларуси. Среди участков семинара - ученые, эксперты, действующие и бывшие дипломаты. Они делились своим опытом и своим видением суверенитета в современном мире.

 

Виорел Мошану: «Государства сознательно идут на ограничение суверенитета»

now11 MoshБольшой интерес вызвало выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Румынии в Беларуси Виорела Мошану. Он рассказал о том, как Румыния использовала и отстаивала свой суверенитет в период участия в интеграционных объединениях во время коммунистического режима, а также в последние десятилетия, которые находятся под знаком европейского и евро-атлантического интеграционных процессов.

«Тема изменения, «размывания» или даже «исчезновения» суверенитета становится очень актуальной сегодня, – подчеркнул дипломат. – Усиление взаимных связей и взаимозависимости между государствами ведет к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права. Дипломатия играет важную роль в процессе переосмысления и переоценки понятия „суверенитет“, так как она находится на острие этих процессов, воплощая их в практику».

 

В послевоенный период, став частью социалистического лагеря, Румыния отстаивала право на собственное видение внутреннего развития страны и внешних связей. Особенно это проявилось в пост-сталинский период, когда руководство в Бухаресте стало развивать особый от СССР и других европейских соцстран курс. Это касалось политики, безопасности и экономики. Вот только некоторые из наиболее известных примеров выражения румынской модели защиты национального суверенитета во время «холодной войны»:

– 1958 г. – завершение вывода советских войск с территории Румынии;

– 1960 г. – отказ от плана СЭВ по специализации соцстран, в котором Румынии отводилась сельскохозяйственная специализация;

– 1967 г. - Румыния становится первой страной соцлагеря которая устанавливает дипотношения с ФРГ;

– 1968 г. – осуждение Н.Чаушеску перед полумиллионной демонстрацией вторжения войск Варшавского договора  в Чехословакию, которое названо «моментом позора в международном рабочем движении»;

– 1971-1972 гг. – вступление Румынии в ГАТТ, МВФ и ВБ;

– 1982г. – начало строительства румынской атомной электростанции не с советскими, а с канадскими реакторами типа КАНДУ.

 

 «Как видно из вышеперечисленного, расцвет румынской политики «независимости и невмешательства» во внутренние дела пришелся на 60-70-е годы, – резюмировал В. Мошану. – Однако в последующем, попытки воплотить в стране некоторые элементы китайской или северокорейской модели развития, грубые экономические ошибки, жесткое попрание демократических прав и свобод, культ личности, привели к постепенной изоляции страны, как в социалистическом лагере, так и в отношениях с западными партнерами».

После смены режима в Румынии, страна оказалась перед выбором: продолжать политику полного суверенитета, неотягощенного участием в каких-либо интеграционных объединениях, или вернуться в лоно европейских процессов, из которых она была исключена на протяжении полувека.

 

Как пояснил В. Мошану, первый вариант не был приемлем для румынского народа, уставшего от изоляции, и видевшего гарантию своей безопасности и благополучия только в союзе с западными странами.

Румыния прошла процесс евро-атлантической и европейской интеграции и вступила в НАТО и ЕС, 15 лет и соответственно 12 лет назад. «Это был непростой путь, в результате которого пришлось отказаться от части суверенитета, во благо той общности и тех гарантий которые предоставляют обе организации, – сказал Посол. – Здесь кроется одна из фундаментальных особенностей тех двух ситуаций, которые и разнят концепты суверенитетов двух периодов: в соцлагере Румыния создала себе особые условия, в которых высокий уровень суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела были краеугольным камнем, но этот уровень суверенитета не гарантировал ни безопасности, ни благополучия и гражданских свобод. В то же время, отказ от части суверенитета в рамках ЕС и НАТО и обязательства, взятые на себя в процессе вступления и участии в этих интеграционных объединениях, дают гарантии экономического развития и безопасности, демократии, прав человека, верховенства права».

По словам В. Мошану, в эпоху глобализации, принцип суверенитета подвержен эрозии, полномочия государств сокращаются. Факторы, способствующие этому, усиливаются, но в то же время, и в этом кроется своеобразный парадокс, государства сознательно идут на его ограничение. Но это новые реалии нового мира, в котором мы живем сегодня, и который моделирует новые принципы суверенитета.

 

Валерий Воронецкий: «В союзах каждый ищет свою выгоду»

now11 Voron«Любое государство с момента своего появления делает все возможное, чтобы укрепить свои позиции и влияние в мире. Вопрос в том, что одни выбирают эффективную стратегию своего развития и успешно справляются со стоящими перед ними вызовами, укрепляя свое международное влияние, экономическое и политическое могущество, а другие – не выдерживают конкуренции, теряют свои позиции или даже суверенитет, – сказал председатель постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, бывший замглавы МИД Валерий Воронецкий. – Способность государств к развитию зависит от очень многих внутренних и внешних факторов. Но все в конечном итоге упирается в способность государства правильно определить стратегию собственного развития, его внутри- и внешнеполитические цели».

Если говорить о внешнеполитических задачах, то каждое государство стремится укрепить собственные международные позиции с тем, чтобы создать наиболее благоприятные условия для своего успешного развития. По мнению В. Воронецкого, внешняя политика любого государства определяется его национальными интересами. Это – главное при выработке внешнеполитической стратегии.

 

Депутат  напомнил, что обретя независимость, наша страна заявила о приверженности многовекторной политике, политике добрососедства. По его словам, «многовекторность – это в каком-то смысле обратная сторона нейтралитета. Если нейтралитет государства можно рассматривать как стремление к равноудаленности от других стран. То многовекторность – это равноприближенность, т.е. заинтересованность в тесном сотрудничестве и взаимодействии с международными партнерами.

По его словам, введенные в свое время ЕС и США санкции в отношении Беларуси во многом предопределили дальнейшую траекторию движения нашей страны. «Когда страны создают экономические союзы, интеграционные объединения, они стремятся усилить собственную конкурентоспособность, собственные международные позиции. Беларусь делала и делает это через союз с Россией, - отметил В. Воронецкий. – Но здесь я бы не хотел ложного представления о том, что Беларусь полностью зависит от России и поэтому не имеет возможности для маневра... Страны взаимозависимы, и, поверьте, Россия точно так же зависит от Беларуси. Мы же заключали соглашения на равных, договоры, которые мы подписывали, были взаимовыгодны, и стороны на них соглашались».

 

Депутат подчеркнул, что в таких союзах каждый ищет свою выгоду, и эта выгода есть и у России, потому что есть вопросы доступа к рынкам, ресурсам, транзиту, транспортным артериям и, конечно, вопросы геополитики в регионе, безопасности. «Если государство неважно и незначимо, то в чем смысл заключения с ним договоров, тем более такими великими державами?  На самом деле это взаимная зависимость», – сказал он.

Когда произошли изменения в геополитической ситуации, ЕС и США стали по-другому смотреть на роль Беларуси в регионе и отказались от политики санкций в отношении нашей страны.

 

«На протянутую руку мы ответили тем же: начали сотрудничество. При этом надо понимать: чем сильнее диверсификация внешней политики государства, тем больше возможностей для устойчивого развития страны, в том числе ее экономического роста.

Я убежден, что у Беларуси есть хорошие перспективы для укрепления собственных позиций и в регионе, и в Европе. При этом нам нужно иметь добрые отношения и на Востоке, и на Западе, и на Юге, и на Севере. Мы такую политику и проводим», – резюмировал депутат.