Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак встретился 6 марта с журналистами в пресс-центре БЕЛТА и рассказал о приоритетах развития транспортной системы Беларуси.
Местные дороги. Глава транспортного ведомства сообщил, что в настоящее время действуют две госпрограммы: развития транспортного комплекса на 2016-2020 гг. и по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2015-2019 гг. Последняя программа сейчас корректируется и охватит период до 2020 г. В ней больше внимания будет уделяться местным автомобильным дорогам. Министр напомнил о поручении Президента Беларуси привести в порядок местные дороги. В настоящее время решается очередность местных дорог на благоустройство. По словам А. Сивака, под госпрограмму выделены ассигнования, однако для ускорения процесса благоустройства автомобильных местных дорог необходимо привлекать и кредитные ресурсы, однако по этому поводу есть разногласия и вопрос вынесен на обсуждение в правительстве.
О дорожном сборе. Минтранс против внесения изменений в порядок уплаты дорожного сбора, заявил А. Сивак. И разъяснил почему: значительная доля топлива используется железнодорожным и водным транспортом, сельскохозяйственными машинами, которые не используют дорожную сеть. Нынешний механизм уплаты сбора более справедливый, считает министр.
О тарифах. Предпосылок для повышения тарифов на перевозки пассажиров в этом году нет – такова позиция А. Сивака. Он разъяснил, что по итогам 2016 г. окупаемость пассажирских перевозок составила 64,2%. На нынешний год в бюджет заложена цифра 65%, которую реально достичь, снизив расходы и увеличив эффективность работы.
О платных дорогах. У нас в стране пока только 1600 км платных дорог. Резкого увеличения платных дорог не будет, в том числе нет таких планов относительно второй кольцевой дороги. По словам министра, платными участки дорог становятся после реконструкции, однако процесс это достаточно медленный. Первые платные дороги окупились год назад, и теперь они приносят прибыль.
Бизнесу станет легче. Из 1000 действующих нормативных актов, регулирующих транспортную сферу, планируется отменить или упростить около 250 из них. На ближайшей коллегии Минтранса примерно 20 нормативных актов, находящихся в компетенции ведомства, будут упразднены. На уровень правительства Минтранс планирует внести предложение об отмене плановых проверок организаций автотранспортного бизнеса, но оставить проверки по фактам жалоб и ДПТ, в которых нанесен вред здоровью или жизни человека. Министр подчеркнул, что практически все организации, занимающиеся грузоперевозками, являются частными.
О лицензировании. А. Сивак считает, что у нас очень жесткие лицензионные требования. Это было оправдано в 90-е годы, когда их принимали в рамках антикоррупционного законодательства. Теперь, полагает глава транспортного ведомства, такая мера как лишение лицензии, не всегда оправдана.
Об экспорте услуг. Основа экспорта транспортных услуг - транзит. Экспорт услуг по итогам прошлого года вырос на 1,2%, их стоимость составила почти $2 млрд.
Об унификации законодательства и каботажных перевозках. В основе работы транспортной отрасли лежит международное законодательство. Подписав ту или иную конвенцию, наша страна обязана выполнять международные правила. В настоящее время в рамках ЕАЭС либерализировано все законодательство, за исключением каботажных перевозок. Несмотря на то, что подписана «дорожная карта» по каботажным перевозкам, в реальности же в этом году только с Россией будут осуществляться разовые каботажные перевозки. По инициативе РФ разрабатывается механизм контроля за такими перевозками. С другими странами ЕАЭС пока не удалось достичь договоренностей о каботажных перевозках. Также остается открытым вопрос об организации перевозок в третьи страны с территории ЕАЭС. В этом году тема будет всесторонне изучена и стороны попытаются найти компромиссное решение. Беларусь ратует за либерализацию законодательства, регулирующего транспортные перевозки в ЕАЭС, ведь в силу географического положения наши интересы сосредоточены на работе в транспортном пространстве других стран. А. Сивак особо подчеркнул, что белорусские перевозчики успешно конкурируют с европейскими. По сравнению с коллегами из России и Казахстана наши перевозчики выигрывают за счет качества услуг и квалификации персонала.
О сервисе для МАЗов. Минтранс разработал проект указа об освобождении от таможенных пошлин закупок автомобилей стандарта Евро-6. Все заинтересованные ведомства поддержали транспортников, документ одобрен и в Комитете госконтроля, однако есть одно разногласие с Минпромом. Также А. Сивак рассказал о необходимости налаживания сервисных центров для автомобилей МАЗ в Европе, что даст гарантию передвижения автомобиля без остановки в случае поломки. Пока же говорить о сервисе в Европе для белорусских большегрузных автомобилей не приходится.
О лоукостах. Нет причин и поводов для того, чтобы лоукосты не летали к нам, заявил А. Сивак. Он видит проблему в самих лоукостах, ведь они принимают решение о точках вылета в зависимости от пассажиропотока, что напрямую связано экономической эффективностью. На сегодняшний день по принципам лоукоста работает маршрут «Минск-Москва (Жуковский)». Если у авиаперевозчиков появится желание открыть новый маршрут по принципам лоукоста, препятствий со стороны Минтранса не будет. Наоборот, ведомство готово способствовать приходу таких компаний на наш рынок.