fbpx

Накануне официального открытия Всемирной недели предпринимательства в Беларуси начал работу GovTech хакатон. Одна из целей хакатона – придумать прототип электронного правительства. Прежде, чем команды приступили к работе, о том, как создавалось и работает электронное правительство в Грузии рассказал консультанта по реформам государственного управления ПРООН Грузии Джаба Девдариани.

Электронное правительство – сервис для граждан 

Электронное правительство в Грузии создавали айтишники и банкиры. Почему первые – понятно. А банкиры – потому, что у них был опыт доброжелательного обслуживания граждан и налажен обмен информацией. Банкиры имеют опыт работы с клиентами и, по большому счету, не должно быть разницы – гражданин пришел открыть счет или получить паспорт. Они посмотрели на ситуацию глазами клиента – какой нужен сервис. Все просто: человек должен получить паспорт, а как он изготавливается, ему знать не нужно. Работу организовали как в банке: служащие фронт-офиса принимают граждан, другие специалисты непосредственно занимаются изготовлением паспорта или иных документов.

Вся информация о гражданах, собирается в одном месте - условном мега-сервере, чтобы ее легко и быстро можно было передать по запросу в разные госучреждения. То есть уже не человек несет пять справок, а все необходимые сведения отсканированы и хранятся в базе данных. В принципе, у каждого госоргана были свои БД, их пришлось привести к единому стандарту. Все эти этапы работы – задача для ИТ-специалистов.

В Грузии население - 5 млн человек. Всю информацию для баз данных оцифровали за год. Правда, некоторую часть средств на эту работу выделили международные организации.

Необходимо, чтобы госорганы разговаривали друг с другом для обмена и сопоставления информации. Для этого было создано Агентство обмена данными Грузии Министерства юстиции, которое, к слову, получило сертификат ISO.

Создание электронного правительства способствовало проведению своего рода ревизии – в каких структурах информация дублируется, в каких – пересекается, а какие и вовсе собирают сведения, не имеющие практического применения. Естественно, после такого переучета, некоторые организации пришлось ликвидировать.

В обычном и в электронном правительстве работают люди. В первом случае нам хорошо известен алгоритм действий, если гражданин не доволен работой чиновника: жалобы вышестоящему начальнику. Но разгильдяй или некомпетентный специалист может устроится работать и в электронное правительство. Здесь его «косяки» зафиксирует система (и не один раз) и руководство.

Д. Девдариани отметил, что строя ИТ-систему, нельзя копировать существующий бюрократический порядок вещей, потому что программное обеспечение очень быстро «заглючит». Это как в известно поговорке: в карете прошлого далеко не уедешь. Он привел пример, что когда в ОБСЕ убрали все изъяны, пришлось менять ПО, а это очень дорогая процедура.