fbpx

С 2011 г. сотрудники Института социологии НАН Беларуси проводят исследования финансовой грамотности населения страны. Заведующий сектором социологии инноваций Института социологии НАН Беларуси Светлана Кройтор во время заседания «круглого стола» в Минском международном образовательном центре имени Й. Рау рассказала о недавнем исследовании, касающемся финансовой грамотности белорусских граждан.

Белорусы хорошо разбираются в скидках 

Она отметила, что существует тесная взаимосвязь между уровнем доходов населения и уровнем финансовой грамотности. Чем больше у человека доход, тем лучше он осведомлен о различных финансовых инструментах.

Наиболее популярные финансовые услуги у населения (в опросе принимало участие 2500 взрослых граждан из разных регионов страны):

 

УслугаГод исследования - 2013Год исследования - 2016
Оплата коммунальных платежей83,7%96,9%
Обмен валют59,1%64,8%
Платежи через терминал48,2%61,5%
Кредиты44,2%35,7%
Текущий банковский счет40,6%86,5%
Мобильный банкинг32,6%43,8%

Меньше всего людям известно о таких финансовых инструментах как акции и облигации. Вероятно, потому что рынок ценных бумаг не очень развит. Наиболее подкованными участники опроса оказались в таких вопросах как скидки, ответственность поручителя и плавающая ставка по вкладам.

В качестве основных источников информации о финансовых услугах опрашиваемые назвали друзей и интернет-ресурсы. Набирают популярность и специализированные экономические СМИ.

Как показало исследование, 15% участников опроса имели негативный опыт получения финансовых услуг, но только 15% из них обращались с жалобами, пытались защитить свои права. Не предприняли никаких действий после обнаружения проблемы 45% опрошенных, основная часть из них - пенсионеры и молодые люди в возрасте до 24 лет, а 30% вообще отказались от услуг.

финансовая грамотность белорусов

За три года, прошедших между исследованиями, специалисты отметили снижение уровня благосостояния - люди стали меньше обращаться за кредитами в банки. Также значительно увеличилось число тех, кто хотел бы откладывать деньги, но не может себе это позволить: в 2013 г. таких было примерно 65%, в 2016 г. - около 82%.

«Медленнее всего меняется финансовое поведение человека», - подчеркнула С. Кройтор. Например, наши люди чаще всего откладывают деньги «на черный день» - 57,4% в 2013 г. и 64,5% - в 2016 г. Три года назад 35,8% опрошенных собирали деньги с целью улучшения своей жизни, а в т.г. таких осталось - 30,8%.