В 1994 году в Минске начал действовать первый белорусский детский хоспис. На первых порах в нем оказывали даже медикаментозную помощь детям. Теперь с этим справляется медицина, а персонал хосписа делает все возможное, чтобы у детей, несмотря на тяжелые и даже неизлечимые болезни, была комфортная и интересная жизнь.
Белорусский детский хоспис уникален и тем, что вот уже четверть века существует и развивается благодаря финансовой поддержке частных компаний и неравнодушных людей.
«Есть те, кто с нами уже 25 лет. Тогда еще не знали термина «социальная ответственность бизнеса», но были люди, готовые помогать тем, кто в этом нуждается, – говорит директор детского хосписа Анна Горчакова. – Когда ребенку ставят тяжелый диагноз, многие семьи не могут справиться без посторонней помощи. Ведь кроме бесплатного лечения нужны средства гигиены, возможности для реабилитации, психологическая помощь детям и родителям. Иногда родителям просто нужно дать небольшую передышку.
Сотрудники детского хосписа сделали много для того, чтобы общество стало более терпимо и доброжелательно по отношению к больным детям. И это, пожалуй, самый трудный участок работы, потому что медленнее всего происходят перемены в сознании людей. Тем не менее, когда хоспису не хватало определенной суммы для завершения строительства здания, откликнулись обычные люди, переведя на счет кто – рубль, кто – десять».
Между тем, иногда даже желая кому-то помочь, человек сталкивается с тем, что перевод денег на благотворительный счет довольно громоздкая процедура. Конечно, такие организации как хоспис позаботились о том, что упростить процедуру: достаточно набросать специальный номер или отправить смс и деньги поступят на благотворительный фонд. Гораздо сложнее бывает перечислить деньги на благотворительный счет физического лица – несмотря на интернет-банк, ЕРИП, процедура все равно громоздкая.
В последнее время некоторые фирмы используют такую форму оказания благотворительной помощи как перечисление определенного процента от проданного товара или оказанной услуги.
Владелец магазина профессиональной косметики NailExpert Александр Шамне рассказывает, что благотворительностью занимался всегда, другое дело, что это были какие-то разовые акции.
«В какой-то момент понял, что хотелось бы, во-первых, систематизировать эту работу, во-вторых, четко понимать, кому помогаешь, в-третьих, чтобы все было прозрачно. Кому помогать решилось спонтанно: в магазине увидел скарбонку детского хосписа. Подумал, будет лучше, если пусть даже небольшие деньги поступают регулярно, чем один раз какая-то значимая сумма, – говорит А. Шамне. – Обсудил со своей бухгалтерией, юристом и пришли к выводу, что наиболее приемлемый вариант – отчисление 5% от стоимости нашей продукции. Все это достаточно просто организовать на предприятии и заключить соответствующий договор с банком.
Суть такой схемы благотворительности не в том, чтобы добавить 5% к стоимости товара, а чтобы отдать их из своей прибыли.
Общепринята практика, когда о благотворительном взносе предупреждают клиентов. Поэтому мы и указываем на нескольких товарах, что покупая их, они помогают детскому хоспису. К сожалению, некоторые наши клиенты недоумевают: я не хочу в этом участвовать, а зачем это нужно?»
В принципе, это согласуется с данными исследования Белорусского Красного Креста и компании SATIO о том, что только 46% представителей малого и среднего бизнеса оказывают спонсорскую помощь.
По словам А. Шамне есть и клиенты, которые предпочитают именно его магазин, потому что «вы делаете хорошее дело, и мы в нем тоже участвуем, а то у самих бы руки не дошли».
С прошлого года белорусский детский хоспис начал работу в регионах нашей страны. А также начал программу по оказанию помощи взрослым в возрасте от 18 до 35 лет.