fbpx

Проект «Зеленые города» организовал обучающую поездку во Фрайбург (Германия) и Страсбург (Франция) с целью ознакомления партнеров с лучшими практиками в сфере зеленого градостроительства и шеринговой экономики.

Проект «Зеленые города»Судя по впечатлениям Веры Сысоевой, консультанта проекта по зеленому градостроительству и Ивана Филютича, консультанта по энергетической эффективности, для внедрения европейских новаций у нас, прежде всего, нужно менять менталитет людей.

В состав делегации вошли представители местных органов власти, Департамента по энергоэффективности, руководящие работники ЖКХ, специалисты IT-компаний, которые специализируются на разработке «смарт» решений для городской инфраструктуры, сотрудники «Минскгражданпроекта» и белорусские архитекторы. Проект «Зеленые города» финансируется Глобальным экологическим фондом и исполняется ПРООН в партнерстве с Минприроды.

Иван Филютич (И.Ф.): – Выбирая города для поездки, мы хотели сделать акцент на малых и средних городах, которые находятся в фокусе нашего проекта, и Фрайбург как нельзя лучше, подходил под эту концепцию. В Страсбурге наиболее интересным компонентом было ознакомление с вопросами логистики, решение транспортных проблем. Здесь реализован интересный проект по соединению Германии и Франции с помощью трамвайной линии.

Вера Сысоева (В.С.): – На что мы сразу обратили внимание – каких-то специальных структур для развития зеленого градостроительства в Европе не сформировано. Но интегрированный комплексный подход к проектированию предусматривает, что все сферы городского развития во главу своей деятельности ставят вопросы экологии. Например, сектор транспорта отчитывается не объемом перевозок, а снижением вредных выбросов.

И.Ф.: – Если уж заговорили о транспорте, и во Фрайбурге, и в Страсбурге приоритет отдается общественному (трамваи и автобусы), а также велосипедному и пешеходному движению. Сегодня в этих городах не более 20-30% поездок совершается с привлечением личного автотранспорта. Нам местные жители на личном примере объясняли, почему у них нет машин. Во-первых, это достаточно дорогое удовольствие, исходя из стоимости налогов, топлива и парковки. Во-вторых, развитие каршеринговых сервисов способствует тому, что своя машина ради одной-двух поездок в неделю объективно не нужна. С помощью специального приложения можно мгновенно получить доступ к ближайшей кашеринговой площадке. И услуга эта совершенно доступна по цене. В-третьих – создана хорошая инфраструктура для велодвижения. Стоимость аренды велосипеда составляет 1 евро в сутки! Тротуар абсолютно везде дублируется велодорожкой.

И.Ф.: – Очень интересно здесь решаются вопросы жилой среды. Мы побывали в двух районах, один из которых – это бывшие военные казармы, которые полностью реновированы, а второй построен на месте очистных сооружений. Зеленые районы, низко этажная застройка – здесь применяется новый подход к формированию жилой среды. Это car-free территории, где абсолютный приоритет отдается пешеходам и велосипедистам. Здесь также применяется новый европейский подход, который приводит к выравниванию жилой среды, т.е. частное жилье здесь соседствует с социальным, нет разделения на кварталы для бедных или богатых. При чем все устроено так, чтобы состоятельные люди не чувствовали, что они теряют в статусе, а люди менее обеспеченные не ощущали себя обделенными. Такая городская модель очень существенно влияет на поведение людей. Это то, что называют современной шеринговой экономикой. Здесь 80% людей живут в арендованном жилье. У большинства тридцатилетних и младше нет собственного автомобиля. Но люди чрезвычайно мобильны – в любой момент взяли велосипед, машину напрокат. Нашли новую работу – переехали. Люди перестали привязываться к каким-то материальным якорям, как-то: собственного дома, квартиры, машины, а стараются быть максимально мобильными. И сама городская среда этому способствует.

И.Ф.: – Главная проблема, с которой столкнуться белорусские города, решившие стать на такой путь развития, это, конечно, финансирование. Мы видели один инновационный многоэтажный жилой дом, реконструкция которого обошлась более чем в 10 млн евро. Для нас такая трансформация – довольно дорогое удовольствие. Но если местная власть принимает решение, что давайте через 30 лет получим изменения, то это не так затратно. В Европе приоритет отдается долгоиграющим стратегиям. И тогда это не ложится таким тяжким бременем на местные бюджеты и налогоплательщиков. Не менее важный момент – востребованность таких решений населением. Бесполезно строить велодорожки, если человек привык ездить на 5-литровом джипе в булочную.

Во Фрайбурге нам привели интересный пример, как меняется поведение людей. Они построили велосипедный мост, и на мосту установили табло, которое считает количество проехавших велосипедистов за день. И когда человек едет и видит, что он уже 15-тысячный, его уже ни в чем не нужно убеждать. Стоимость такого табло, грубо говоря, 500 долларов. Но его эффективность дорогого стоит.